Тема 4. Теории потребительского поведения

1. Теории потребительского поведения и маржинализм. Теория предельной полезности: кардиналистский подход.

2. Переход от кардинализма к ординализму. Эффект дохода, эффект замещения и избыток потребителя.

3. Кривая безразличия потребителя. Бюджетная линия и бюджетное ограничение потребителя.

4. Кривая Энгеля. Закон Энгеля.

Вопросы и задания для практической и самостоятельной работы

1. Что связывает маржинализм, кардинализм и ординализм?

2. В чём содержание закона предельной полезности?

3. Как ведут себя кривые общей и предельной полезности?

4. Что такое потребительское равновесие, каково его условие?

5. Что такое эффект дохода и эффект замещения?

6. Какую информацию несёт в себе кривая безразличия?

7. Почему кривые безразличия не могут пересекаться?

8. Почему совокупная полезность растёт с перемещением потребителя на кривую безразличия, максимально отдалённую от начала координат?

9. Какую информацию несёт в себе бюджетная линия?

10. Как смещается бюджетная линия, если цена блага, количество которого отмечено на оси абсцисс: а) растёт и б) уменьшается?

11. В чём сходство кривой Энгеля и кривой спроса на товары?

12. Взвесив свои возможности, студент готов был заплатить за стакан молока 6 руб., но реально заплатил за него 4 руб. При этом потребительская рента студента составила: а) 10 руб.; б) 16 руб.; в) 2 руб.; г) 0 руб.; д) данной информации для правильного ответа недостаточно.

13. Для нормальных благ кривая «доход – потребление»: а) имеет положительный наклон; б) имеет отрицательный наклон; в) является горизонтальной оси абсцисс; г) является вертикальной оси абсцисс.

14. Доля в изменённом объёме спроса, которая является исключительно результатом изменения относительной цены товаров и не связана с изменением дохода потребителя, называется: а) эффектом спроса; б) рентой потребителя; в) эффектом замещения; г) эффектом безразличия.

15. Доля изменения величины спроса на данный товар, вызванная со­ответствующим изменением реального денежного дохода потребителя при стабильных ценах, называется: а) эффектом дохода; б) эффектом замещения; в) безразличием потребителя; г) эффектом замещения.

16. Если два товара являются субститутами (взаимозаменяемыми), то при повышении цены одного из них: а) потребитель уменьшит его потребление; б) потребитель увеличит его потребление; в) потребитель не изменит его потребление; г) потребитель прекратит его потребление; д) имеющейся информации недостаточно.

17. Если оптимальный набор студента состоит только из одного блага – учёбы, то можно утверждать: а) студент максимизировал предельную норму замещения; б) цены обоих благ равны; в) предельная норма замещения равна отношению цен данных благ; г) всё неверно.

18. Если студент получает одинаковое удовлетворение от работы в библиотеке и от игры в футбол, то кривая безразличия: а) имеет отрицательный наклон; б) имеет положительный наклон; в) параллельна оси абсцисс; г) стимулирует студента к учёбе; д) всё неверно.

19. Кривая, точки которой соответствуют комбинации предельно возможного количества каждой пары благ, которые могут быть куплены при данном уровне цен и дохода покупателя, называется: а) бюджетной линией; б) кривой потребления; в) кривой спроса; г) кривой безразличия.

II. МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 5. Предприятие и предпринимательство

(для самостоятельного освоения)

1. Предприятие и предпринимательство: сущность, место в экономической системе, функции, права, обязанности и ответственность.

2. Капитал, фонды и средства предприятия, их кругооборот и оборот. Амортизация.

3. Формы предпринимательства. Индивидуальное предпринимательство и партнёрство, их преимущества и недостатки.

4. Корпорация, АО и государственное предпринимательство, их преимущества и недостатки. «Участие трудящихся в собственности».

Наши рекомендации