Анализ потребительского поведения. Для анализа потребительского поведения на рынке фруктовых и овощных соков было проведено анкетирование 1435 респондента (физ

Для анализа потребительского поведения на рынке фруктовых и овощных соков было проведено анкетирование 1435 респондента (физ. и юрид. лица).

Потребление соков в Казахстане характеризуется умеренным уровнем потребления - 8,4 литра на человека. Проведенный анализ выявил, что типичными потребителями соков являются казахстанцы в возрасте до 25 лет (41,1%), имеющие средний и высокий уровни доходов. Покупку соков в семье преимущественно осуществляют женщины (75,8%), однако активными потребителями соков являются все члены семьи. Наиболее активно покупают соки в семьях, имеющих детей, поскольку соки и нектары любого ценового сегмента содержат витамины и микроэлементы, так необходимые детскому организму.

Факторы выбора продукции.

Анализ опроса показал, что основным фактором при выборе продукции является торговая марка (см. таблицу 5). 61% респондентов назвали этот фактор основным. Вторым по значимости фактором следуют вкусовые предпочтения, данный фактор в своих анкетах отметили 60% респондентов. И только на третье место респонденты поставили цену 53%. Таким образом, на сегодняшний день определяющими факторами при выборе соков являются бренд и вкусовые предпочтения.

Таблица 5 Факторы, влияющие на покупку соков (физические и юридические лица)

Источник: результаты анкетирования.

Цена Процентный состав Вкус Торговая марка Упаковка Страна производства Скидки-акции
кол-во % кол - во % кол- во % кол-во % кол-во % кол-во % кол - во %
53% 22% 60% 61% 36% 29% 26%

Частота покупки соков

Больше половины опрошенных (55%) покупает сок чаще одного раза в неделю. 22% приобретают этот безалкогольный напиток несколько раз в неделю, 8% респондентов делают это ежедневно. 12% опрошенных один раз в месяц, один раз в 3 месяца и только по праздникам 2% опрошенных и лишь 1% довольствуются покупкой сока один раз в полгода.

Таблица 6 Частота покупки соков (физические лица)

Источник: результаты анкетирования.

Виды соков Ежедневно Несколько раз в неделю Один раз в неделю Один раз в месяц Один раз в 3 месяца Раз в полгода Только по праздникам
кол-во % кол - во % кол- во % кол-во % кол-во % кол-во % кол - во %
Фрук.соки 8% 22% 55% 12% 2% 1% 1%
Овощные соки 1% 21% 67% 6% 2% 1% 2%

Уровень удовлетворенности

Согласно результатам опроса большая часть опрошенных - 93,2% удовлетворены выбором соков, доля неудовлетворенных выбором составляет незначительную часть – 6,8%. Неудовлетворенность, в основном связана с соотношением цена/качество (см. Таблицу 7). 77,6% респондентов считает, что цены на продукцию не соответствуют качеству и 2% считают цены завышенными. 20,4% опрошенных считают, что цена не соответствует уровню доходов.

Таблица 7. Удовлетворенность выбором соков. Причины неудовлетворенности. Физические и юридические лица

Источник: результаты анкетирования.

Да Нет Цена не соответствует качеству Цена не соответствует уровню доходов Считаю цены завышенными
кол-во % кол - во % кол- во % кол-во % кол-во %
93,2% 6,8% 77,6% 20,4% 2,0%

Восприятие цен

Опрос респондентов показал, что большая часть потребителей (71,6%%) готовы заплатить за одну покупку до 500 тенге, 20,9% могут оплатить до 1000 тенге за одну покупку. Небольшой процент опрошенных 4,8% предпочитают оплачивать за одну покупку до 1500 тенге и лишь 1,9% до 2000 тенге (таблица 8).

Таблица 8. Восприятие цены соков/ максимальные затраты за одну покупку (физические лица)

Источник: результаты анкетирования.

до 500 до 1 000 до 1500 до 2 000 до 2 500 выше 2 500
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
71,6% 20,9% 4,8% 1,9% 0,8% 0,0%

Максимальные затраты на соки за одну покупку компаниями сложились следующим образом: 15,2% готовые платить до 1500 тенге, 8,8% до 1000 тенге, 7,5% - до 2000 тенге, 3,1% до 500 тенге.Наряду с этим 1,6% респондентов готовы отдать за сок до 2500 тенге и лишь 0,3% свыше 2500 тенге за одну покупку.

Таблица 9. Восприятие цены соков/ максимальные затраты за одну покупку (юридические лица)

Источник: результаты анкетирования.

до 500 до 1 000 до 1500 до 2 000 до 2 500 выше 2 500
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
3,1% 8,8% 15,2% 7,5% 1,6% 0,3%

Проведенный опрос среди физических лиц показал, что наиболее востребованным является апельсиновый сок чаще всего его покупают79,9% респондентов. На втором месте находится яблочный сок – ему отдают предпочтение 68,6% опрошенных. 48,5% выбирают мультифруктовый сок, 33,3% покупают томатный сок,чаще всего покупают абрикосовый сок 22,1% респондентов.

Из числа опрошенных юридических лиц 79,5% предпочитают апельсиновый сок, на втором месте яблочный сок его выбирают 75,3 опрошенных, 71,1% респондентов чаще всего покупают томатный сок и четверть опрошенных покупают мультифруктовые соки.

Таким образом, наибольшим спросом у потребителей в силу консервативности вкусовых предпочтений всегда пользовались апельсиновый, яблочный и томатный соки.

Таблица 10. Предпочтения (покупки) по видам (физ. и юридические лица)

Источник: результаты анкетирования.

  Физические л. Юр.лица
кол-во % кол - во %
Апельсиновый 79,9% 79,5%
Яблочный 68,6% 75,3%
Мультифруктовый 48,5% 25,7%
Персиковый 13,2% 4,7%
Абрикосовый 18,3% 5,0%
Ананасовый 22,1% 6,6%
Виноградный 11,2% 3,4%
Томатный 33,3% 71,1%
Морковный 1,5% 0,5%
Тыквенный 0,9% 0,3%
Овощная смесь 0,7% 0,3%

66,6% респондентов чаще покупают соки объемом 1-1,5 л., 21% опрошенных предпочитает 2-3 литровые соки, 16,3% и 12,4% респондентов выбирают 100-300 мл.и 400-500 мл. соки. И всего лишь 1,2% физических лиц покупают 4-5 л. соки.

Таблица 11. Предпочтения (покупки)по объемам (физ. и юридические лица)

Источник: результаты анкетирования.

  Физические л. Юр.лица
кол-во % кол - во %
100-300 мл. 16,3% 5,2%
400-500 мл. 12,4% 34,4%
1-1,5 л. 66,6% 79,3%
2-3 л. 21,0% 67,2%
4-5 л. 1,2% 19,7%
Более 5 л. 0,0% 4,7%

79,3% опрошенных (юрид. лиц) закупают 1-1,5 литровые соки, далее 67,2% респондентов выбирают 2-3 л. соки, и на третьем месте по популярности 400-500 мл.соки их покупают 34,4% опрошенных.

Сегментация рынка

При сегментации по стоимостным границам учитываются следующие критерии:

- цена;

- виды соков;

- вкусовые предпочтения;

- бренд;

- качество соков.

Можно выделить следующие ценовые диапазоны:

Нижний ценовой сегмент – 150-250 тенге за 1 литр: "Фруктовый сад", «Palma»,«Да-Да»;

Средний ценовой сегмент – 250-400тенге за литр: Juicy»,«Gracio», «Pico» для потребителей со средним достатком;

Cегмент "премиум"–от 400 тенге и выше;

Цены на наиболее потребляемые виды соков зависят от бренда: для потребителей со средним достатком более доступным являются соки Juicy»,«Gracio», «Pico».

Верхний ценовой сегмент представлен, как правило, 100%-ными соками или нектарами, полезными для здоровья. В результате появляются напитки с определенным набором витаминов (АСЕ-напитки), минералов, напитки с добавлением растительных веществ (злаки, соя).

Рынок соков Казахстана сегодня требует обеспечения качества на постоянном уровне, без скачков в ту или иную стороны. В случаях перепадов в качестве (они случаются по разным причинам даже у самых известных производителей), потребитель, испытав смятение, раздражение, переходит на другие марки. Таким образом, все предшествующие затраты на привлечение покупателя девальвируются в одночасье.

Результаты исследования показали, что с точки зрения территориального отбора рынок следует разделить на две группы:

1) два города республиканского значения, свысоким уровнем жизни, высокими доходами населения, где спрос на продукцию выше остальных регионов – Астана, Алматы.Наибольшую долю в потреблении соков в Казахстане сегодня составляют города "миллионники", где население является более платежеспособным. Жителей с достатком выше среднего, которых уже не удовлетворяет среднее качествостановится больше. Покупатели этих регионов склонны приобретать товары группы, относящейся к сегменту "премиум". Спрос на соковую продукцию, растет за счет потребности нейтрализовать воздействие вредных факторов жизни в крупных городах, а также пополнить недостаток витаминов в организме.

2) промышленно-развитые регионы Казахстана со стабильно средними доходами населения.В регионах растет уровень благосостояния, отмечается тенденция к росту доходов населения, в то же время психологически немногие потребители готовы платить за сок более 500-700 тенге.Потребители отдают предпочтение сокам нижнего и среднего ценовых сегментов.

Приложения

Приложение 1.

Анкета

Опрос потребителей соков

Просим Вас принять участие в нашем опросе, целью которого является изучение спроса на соки. В данном опросе может принять участие любой человек старше 16 лет, употребляющий соки.

Пожалуйста, ознакомьтесь с предлагаемыми Вам вопросами. Затем отметьте галочкой наиболее устраивающий Вас вариант ответа.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество!

Раздел 1. Общие сведения о потребителе

Место проживания

Область_________________________________________________

1. Город ☐

2. село ☐

Пол

1. мужской ☐ 2. Женский ☐

Возраст

1. от 16 до 25 лет.☐ 4. от 46 до 55 лет☐

2. от 26 до 35 лет.☐ 5. от 56 до 65 лет☐

3. от 36 до 45 лет. ☐ 6. старше 65 лет ☐

1.4 . Образование

1. неоконченное среднее ☐ 4. неполное высшее☐

2. среднее ☐ 5. Высшее ☐

3. средне специальное ☐ 6. МВА (МА), кандидат, доктор наук ☐

Род занятий

1. госслужащий ☐ 6. предприниматель☐

2. служащий частного предприятия ☐ 7. домохозяйка☐

3. рабочий ☐ 8. пенсионер(ка)☐

4. студент(ка) ☐ 9. безработный☐

5. самозанятый (ая) ☐

Семейное положение

1. Холост/не замужем ☐ 4. проживаю раздельно ☐

2. женат/замужем ☐ 5. Разведён (а)☐

3. вдовец/вдова ☐

1.7 Ответьте, пожалуйста, сколько человек проживает в Вашей семье?

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

1.8 Ответьте, пожалуйста, сколько членов Вашей семьи имеют постоянный ежемесячный доход (з/п, пенсии, социальные выплаты, дивиденды)?

2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.

1.9. Какой средний месячный доход имеет Ваша семья:

1. от 0 до 30000 тенге ☐

2. от 30001 до 50000 тенге ☐

3. от 50001 до 100000 тенге ☐

4. от 100001 до 200000 тенге ☐

5. от 200001 до 30000 тенге ☐

6. от 30001 до 400000 тенге ☐

7. от 400000 тенге и выше ☐

1.10. Укажите, пожалуйста, сколько в среднем ежемесячно Ваша семья тратит на (в тенге):

  <5000 5000-10000 11000-20000 21000-50000 51000-100000 101000-150000 151000-200000 > 201000
Квартирную плату
Образование
Питание
Медицинское обслуживание
Отдых и проведение свободного времени
Одежду, обувь
Транспорт
Связь
Ремонт, улучшение жилищных условий
Сбережения
Прочее

Раздел 2. Вкусы и предпочтения потребителей соков.

Для того, чтобы правильно и эффективно заполнить данный раздел анкеты, проанализируйте, пожалуйста, какие соки вы предпочитаете.

2.1. Употребляете ли вы соки?

1. Да☐ 2. Нет ☐

2.2 Если да, то в каких местах вы покупаете соки?

1. В крупных супермаркетах

2. В гипермаркетах ☐

3. Продуктовых магазинах☐

4. Открытом рынке☐

5. В барах, ресторанах и кафе☐

6. В ларьках и палатках на улице☐

2.3Каким сокам Вы отдаёте предпочтение?

  1. Фруктовым ☐

2. Овощным ☐

3. Фруктово-овощным ☐

2.4. Какие фруктовые вкусы Вы предпочитаете?

1. яблочный ☐

2. апельсиновый ☐

3. вишневый ☐

4. персиковый ☐

5. абрикосовый ☐

6. ананасовый ☐

7. виноградный ☐

8. яблоко + другие ягоды и фрукты ☐

9. мультифруктовый ☐

10. ягодный ☐

иной (укажите, пожалуйста, какой)

_______________________________________________

2.5. Какие овощные вкусы Вы предпочитаете?

1. Томатный ☐

2. Морковный ☐

3. Тыквенный ☐

4. Овощная смесь ☐

5. Другой ☐

2.6 Как часто вы покупаете соки?

  Ежедневно Несколько раз в неделю Несколько раз в месяц Один раз в месяц Раз в три месяца Раз в полгода Только по праздникам
Фруктовые
Овощные
Фруктово-овощные

2.7 В каких ситуациях покупаете соки?

1. Одновременно с покупкой других продуктов ☐

2. Захожу в магазин специально для покупки сока, ☐

когда я или кто-то из близких хочет сок

3. По дороге домой или на работу ☐

4. Покупаю сок во время прогулки ☐

2.8 Для кого вы покупаете сок?

1. Для себя ☐

2. Для взрослых членов семьи ☐

3. Для детей ☐

4. Для друзей и знакомых ☐

5. Для коллег ☐

Наши рекомендации