Рабочая программа дисциплины. «Технологии управления конфликтами в организации»
«Технологии управления конфликтами в организации»
Цель дисциплины -освоение психологических основ и современных технологий и подходов концептуального анализа, прогнозирования, предупреждения и разрешения организационных конфликтов.
Задачи дисциплины:
1. Ознакомление слушателей с теоретическими основами конфликтологии и способами управления организационными конфликтами;
2. Формирование умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях;
3. Обучение навыкам конструктивного стратегического управления конфликтами в сфере организационных отношений.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
Слушатель, успешно освоивший программу, будет обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность/ готовность:
- Определять направления работы по управлению социальными процессами на предприятии, созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе,
- Принимать участие в планировании социального развития коллектива, разрешении трудовых споров и конфликтов.
Учебно-тематический план
Тема (раздел) дисциплины | Общее количество часов | Общее кол-во часов контактной работы преподавател со слушател | Общее количество часов самостоятельн работы |
Тема1. Источники и причины конфликтов в организации | |||
Тема 2. Типология организационных конфликтов | |||
Тема 3. Методы диагностики организационных конфликтов | |||
Тема 4. Методы управления организационными конфликтами | |||
Итого: |
Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации по дисциплине
Промежуточная аттестация по дисциплине является итоговой проверкой знаний и компетенций, полученных слушателем в ходе изучения дисциплины. Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в виде экзамена, который проводится на последнем занятии по дисциплине в виде письменного ответа на вопрос.
Вопросы к экзамену:
1. Общеметодологические проблемы исследования организационного конфликта.
2. Прикладные проблемы организационной конфликтологии.
3. Практические проблемы организационной конфликтологии.
4. Проблемы межличностных и групповых конфликтов в организации.
5. Вертикальные и горизонтальные конфликты в организации.
6. Подходы к определению организационного конфликта.
7. Психологическая традиция в изучении социальных конфликтов.
8. Определение организационного конфликта.
9. Основные положения школы научного управления об источниках и причинах организационных конфликтов.
10. Основные положения школы человеческих отношений об источниках и причинах организационных конфликтов.
11. Основные положения школы социальных систем об источниках и причинах организационных конфликтов.
12. Основные положения ситуационного подхода об источниках и причинах организационных конфликтов.
13. Функции конфликтов в организации. Конструктивное и деструктивное последствия.
14. Влияние основных факторов возникновения конфликта на организационные конфликты: их инициацию и управление.
15. Типология организационных конфликтов.
16. Типы социально-психологических производственных конфликтов.
17. Типология позиционных конфликтов.
18. Методы диагностики организационных конфликтов.
19. Моббинг как форма конфликта в организации. Возможности профилактики и разрешения.
20. Конфликты в управлении. Основные формы и направления организационных конфликтов. Причины и последствия управленческих конфликтов в организации.
21. Профилактика и управление различными типами конфликтов в организации. Возможности психолога по профилактике конфликтов.
22. Стили и стратегии поведения сторон в конфликте. Их достоинства и недостатки.
23. Основные подходы к завершению и разрешению конфликтов. Их достоинства и недостатки.
24. Методы управления организационными конфликтами.
25. Социальные технологии управления организационными конфликтами.