Направленное формирование первого впечатления.
Понятие самопрезентацияпроисходит от английского слова «самоподача», то есть представление себя другим людям. В английском энциклопедическом словаре оно дословно обозначает «управление впечатлением о себе у других людей с помощью бесчисленных стратегий поведения, заключающихся в предъявлении своего внешнего образа другим людям».
В.М. Шепель (2002) определяет самопрезентацию как «умение подавать себя, привлекая к себе внимание, актуализируя интерес людей к каким-то своим видео-, аудиокачествам».
Большинство исследователей, работающих в этом направлении, придерживаются определения самопрезентации, данного Ж. Тедеши и М. Риесом. По мнению этих авторов, самопрезентация – это намеренное и осознаваемое поведение, направленное к тому, чтобы создать определённое впечатление у окружающих.
В литературе часто встречаются следующие синонимы самопрезентации: управление впечатлением, самоподача и самопредъявление.
Впервые анализ проблемы управления впечатлением о себе встречается в работах Э. Гоффмана, выдвинувшего концепцию «социальной драматургии». Суть её заключается в проведении полной аналогии между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Автор исходит из того, что человек в процессе социального взаимодействия способен не только смотреть на себя глазами партнёра, но и корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого, чтобы создать наиболее благоприятное впечатление о себе и достичь наибольшей выгоды от этого взаимодействия.
Исследования, представленные Д. Майерсом в книге «Социальная психология» (1997), показывают, что в большинстве случаев самооценка у людей завышена (благосклонное и оптимистическое отношение к себе). Такое позитивное отношение к себе приводит к ожиданию такого же позитивного отношения к себе со стороны окружающих, что вызывает «подыгрывающее» поведение, которое может привести к позитивному отношению окружающих к себе (подыгрывающее поведение – самопрезентация). Желание показать себя с лучшей стороны, чтобы быть позитивно воспринятым окружающими, влияет в свою очередь на самооценку и самоуважение.
Самопрезентация относится к стремлению человека представить желаемый образ как для аудитории вне (другие люди), так и для аудитории внутри (он сам). Намеренно или ненамеренно люди извиняют, оправдывают или защищают себя, когда это необходимо, чтобы поддержать свою самооценку и подтвердить свой «Я-образ». В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий, в незнакомых ситуациях – осознанно.
Теория когнитивного диссонанса рассматривает самопрезентацию как один из приёмов устранения диссонанса. Эта теория исходит из того, что различные представления и установки личности, как правило, согласуются друг с другом; человеческое сознание не терпит противоречий между отдельными когнитивными элементами и стремится устранить возникающий диссонанс. Чтобы обеспечить согласованность, личность может использовать такие приёмы: например, искажает мнения других о себе, приближая их к собственной самооценке, или ориентируется на людей, отношения которых помогает поддерживать привычный «образ Я». Намеренно или ненамеренно, индивид может вести себя таким образом, чтобы вызвать у окружающих отклик, соответствующий его представлению о себе и т.д. Эти большей частью неосознаваемые способы позволяют индивиду поддерживать определённый уровень самоуважения и сохранить единство «образа Я».
Е.Л. Доценко (1997) рассматривает управление образами как один из видов манипуляции. Манипуляция в данном случае рассматривается как вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведёт к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
Другая группа исследователей рассматривает самоподачу как управление вниманием. Управление восприятием партнёра происходит с помощью привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации, которые «запускают» соответствующие механизмы социального восприятия.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний
1. От чего зависит первое впечатление о человеке? Укажите психологические особенности участников общения, усиливающие влияние первого впечатления.
2. Назовите типовые схемы запуска «эффекта ореола».
3. Найдите соответствие между приведенными ниже эффектами межличностного восприятия и их примерами.
1. эффект ореола; 2. эффект проецирования; 3. эффект новизны; 4. эффект средней ошибки. | а) преподаватели связывают хорошую успеваемость учащегося с характеристиками его личности; б) «В тихом омуте черти водятся»; в) честный человек видит всех такими же и нередко обманывается; г) известный «ботаник» вашей группы вдруг придет с ирокезом на голове. |
4. Каким образом можно управлять формированием первого впечатления?
5. Какова реакция человека, обнаруживающего, что стереотип, которым он воспользовался для оценки, «не подходит» данному человеку?
6. Охарактеризуйте основные группы социально-перцептивных стереотипов.
7. Назовите причины изменения этнических и национальных стереотипов.
8. В чем преимущества и недостатки стереотипного оценивания?
9. Какой образ возникает в вашем представлении, когда говорят о депутате Государственной Думы; российском бизнесмене; преподавателе высшей школы; бомже; журналисте; пенсионере? Запишите, на ваш взгляд, наиболее характерные черты стереотипного образа представителей перечисленных профессий и групп. Вспомните среди своих хороших знакомых тех, кто относится к названным социальным группам. Оцените, насколько существующий в вашем восприятии образ этого конкретного человека совпадает со стереотипным представлением о данной группе. Какие сходные характеристики вы обнаружили в том и другом образах? Чем, на ваш взгляд, можно объяснить несовпадения?
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2004.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
3. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965.
4. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. М., 2002.
5. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. Киев, 1988.
6. Доценко Е.Л. Психология манипуляций. М., 1997.
7. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие. М., 2006.
8. Калюжный А.А. Социальная психология имиджа учителя: Учебное пособие. М., 2008.
9. Калюжный А.А. Практическая имиджеология: Методические материалы и задания. Ярославль. 2008.
10. Куницына В.Н. Психологические механизмы человеческого взаимопонимания // Личность и коллектив. Курск, 1980.
11. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник дл вузов. СПб., 2003.
12. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
13. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой и А.И. Донцова. М., 1987.
14. Панферов В.Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей // Вопросы психологии. 1982. № 5.
15. Рогов Е.И. Психология общения. М., 2004.
16. Шамионов Р.М., Голованова А.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Саратов, 2006.
17. Шепель В.М. Имиджелогия. как нравиться людям. М., 2002.
18. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.