Формирование первого впечатления.

Первое впечатление -бессознательный психический образ,возникающийв момент визуального, слухового или чувственного контакта с человеком. Ка-

ждый из нас, встречаясь с различными людьми, задавал себе вопрос, почему с одними нам приятно общаться, к другим мы относимся нейтрально, а при виде третьих возникает отрицательный эмоциональный фон.

Выделяют три фактора формирования первого впечатления о человеке:

• фактор превосходства,

• фактор привлекательности партнёра,

• фактор отношения к наблюдателю.

Фактор превосходства -когда человек,который превосходит наблюдате-ля по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным зна-чимым параметрам. Иначе говоря, происходит общая личностная переоценка. При этом чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схе-мы.

Фактор привлекательности-когда внешне привлекательного человекалюди так же склонны переоценивать по другим важным для них психологиче-ским и социальным параметрам.

Фактор отношения к наблюдателю-когда людей,которые хорошо к намотносятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

При восприятии людьми друг друга часто возникают различные эффекты. Более всего исследованы два из них:

- эффект ореола;

- эффект стереотипизации.

Эффект ореолазаключается в том,что информация,получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, исполняет роль ореола, мешающего видеть дей-ствительные черты партнера по взаимодействию.

Эффект стереотипизацииозначает классификацию форм поведения и ин-терпретацию их причин путем отнесения к уже известным (или кажущимся из-вестными) явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам. Стереотипи-зация может складываться как результат обобщения личного опыта субъекта межличностного восприятия , к которому присоединяются сведения , получен-ные из книг, кинофильмов и т.д. При этом эти знания могут быть не только со-мнительными, но и вовсе ошибочными, наряду с правильными могут оказаться глубоко неверными.

Наиболее известны этические стереотипы - образы типичных представите-лей определенных наций, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентрично-сти итальянцев, аккуратности немцев).

Вывод:Свести к минимуму или нейтрализовать барьеры общения можно спомощью следующих правил:

1. Сформировать положительное впечатление о себе.

Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но понята и осмыслена.

Кроме того, на бессознательном уровне быстрее снимается психологиче-ская защита и формируется положительное впечатление при использовании следующих правил:

а) чаше произносите имя собеседника, так как с именем для большинства людей связываются позитивные воспоминания детства, а имя, произнесенное вами, выступает мостиком к положительным эмоциям;

имя сопровождает человека всю жизнь и обращение по имени (имени и от-честву ) говорит о внимании к собеседнику, признаки его как личности, распо-лагает к вам как к источнику положительных эмоций;

б) при общении улыбайтесь, так как улыбка говорит о вашей доброжела-тельности и дружественности, вызывает у собеседника ответные положитель-ные эмоции;

в) произносите комплименты в адрес собеседника, организации (фирмы,

города, страны), которые он представляет.

2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков.

3. Коммуникативное влияние лишь при наличии единой и сходной систе-мы кодификации и декодификации.


Наши рекомендации