Формирование первого впечатления

Процесс восприятия человека человеком является важ­ным этапом в построении межличностной коммуникации. Этой проблеме посвящено много теоретических и приклад­ных исследований, проведенных как у нас, так и за рубе­жом. Особое внимание в этих работах уделяется феноме­ну формирования первого впечатления, который доста­точно длительное время играет роль своеобразной психо­логической установки наличность. Исследования, помо­гающие понять, как именно складывается первое впечат­ление, проведенные российским ученым А.А. Бодалевым показали, что оно формируется в течение первых 2-3 ми­нут и потом подсознательно оказывает влияние на чело­века, потому что обладает определенной устойчивостью. Влияние на восприятие человека человеком феномена пер­вого впечатления может влиять на наши суждения доста­точно длительное время. Очень часто люди судят о дру­гих именно по первому впечатлению. Хотя зачастую пер­вое впечатление бывает обманчивым.

А.А. Бодалев выделяет пять компонентов, которые вли­яют на формирование первого впечатления о человеке:

ü Характеристика внешнего облика человека.

ü Оформление внешности (в том числе стиль одежды, прическа).

ü Экспрессия человека (переживаемые или трансли­руемые эмоциональные состояния).

ü Поведение.

ü Предполагаемые качества личности.

Если обратиться к зарубежным исследованиям, то там были получены примерно такие же результаты:

* Наружность и одежда.

* Осанка.

* Поведение.

* Особенности общения.

* Предполагаемые качества личности.

Как видите, в формировании первого впечатления зна­чительная роль отведена одежде. Еще Фрэнсис Бэкон пи­сал: «Лучшей характеристикой человека является его привлекательная внешность». Почему? С точки зрения психологии это легко объяснимо. Подсознательно люди считают, что «прекрасная форма равна хорошему содер­жанию».

Еще одной важной характеристикой в том, как вос­примут вас окружающие люди, играет осанка человека. Хорошая осанка воспринимается людьми как проявление достоинства, силы личности и уверенности в себе. Если же человек сутулится, у него плохая осанка, это воспри­нимается окружающими как проявление неуверенности, подчиненности, слабости.

Каждому человеку необходимо владеть искусством са­мопрезентации, самопозиционирования. Умение «препод­нести» себя в выигрышном свете, выделить свои несом­ненные достоинства и сгладить недостатки является на­стоящим искусством и также влияет на то впечатление, которое вы произведете на окружающих.

Именно в силу того большого значения, которое отво­дится формированию первого впечатления, так важно при первом знакомстве произвести впечатление человека ус­пешного, уверенного в себе (не путать с самоуверенно­стью!), грамотного специалиста.

Какие же факторы могут влиять на первое впечатле­ние? Основными можно назвать следующие три фактора:

* Фактор превосходства — когда человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им выше и по остальным значимым параметрам, т. е. происходит своего рода личност­ная переоценка.

* Фактор привлекательности — существует закономер­ность, что внешне привлекательного человека люди и по другим параметрам оценивают гораздо выше.

* Фактор отношения к наблюдателю — людей, кото­рые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы оцениваем позитивно и по другим показателям.

Для достижения эффективности взаимодействия не­обходимо знать закономерности восприятия человека че­ловеком, его понимание и оценку, которая может быть адекватной, а может не соответствовать действительнос­ти. Существуют различные эффекты, которые искажают восприятие и которые необходимо учитывать. Это:

* «Эффект первичности» — мнение, сложившееся вна­чале, очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию. Первая информация силь­нее последующей. Первое впечатление возникает в первые 15-20 секунд общения с человеком.

* «Эффект новизны» — о человеке, хорошо знакомом нам важнее новая информация (вспомним фильм «Самая обаятельная и привлекательная», когда главная героиня, которую все считали «синим чул­ком», вдруг пришла на работу совершенно преобра­женная, в новом наряде).

* «Эффект бумеранга» — люди обычно подсознательно оказывают противодействие сильному давлению извне, в чем бы оно ни выражалось, поскольку любое давле­ние со стороны другого человека воспринимается обыч­но как покушение на их право свободного выбора.

* «Эффект ореола» - означает влияние общего впечатле­ния о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если общее впечатление о человеке благоприятное, то его положительные ка­чества переоцениваются, а отрицательные — либо затушевываются, либо, так или иначе, оправдыва­ются. И наоборот, если общее впечатление отрица­тельное, то даже благородные поступки не замеча­ются или истолковываются как своекорыстные. В повседневной жизни это явление называют «при­клеиванием ярлыков».

* «Эффект последовательности» состоит в том, что на суждение о человеке наибольшее влияние оказыва­ют те сведения, которые предъявлены в первую очередь, а если дело касается знакомого человека, то самые последние сведения о нем.

* «Эффект проекции» — неосознаваемая тенденция пе­реносить (проецировать) нежелательные для себя ка­чества и свойства на другого человека.

* «Эффект снисходительности» — щедрая, излишняя благожелательность, т. е. некритичность при оцен­ке другого человека.

В ходе исследований, проведенных психологом В.В. Зна­ковым, были выявлены следующие зависимости:

1) объективно воспринимаемые черты физического об­лика другого человека могут в значительной степени транс­формироваться и даже искажаться под влиянием сложив­шейся самооценки, уровня притязаний и характера взаи­моотношений воспринимающего с воспринимаемым;

2) имея перед собой один и тот же объект восприятия —внешность другого человека, люди видят его под разными углами зрения, выделяют разные стороны и свойства.

На точность восприятия различных объектов могут негативно влиять также следующие факторы:

ü отсутствие необходимой психологической подготовки;

ü определенные индивидуальные психические особен­ности, недостаточное развитие внимания, памяти, мышления;

ü предвзятое, тенденциозное отношение к объектам восприятия и познания.

Как свидетельствуют социально-психологические ис­следования, люди зачастую видят то, что хотят уви­деть, слышат то, что хотят услышать. То есть вся информация, поступающая из окружающего мира, про­ходит через своеобразные «фильтры» восприятия, обус­ловленные образом жизни, системами ценностей человека и другими факторами. Таким образом, реальность и вос­приятие реальности зачастую достаточно сильно отлича­ются друг от друга. В зависимости от особенностей чело­века по-разному интерпретируются слова, понятия, тек­сты, действия другого человека.

Зная основные закономерности восприятия людьми друг друга, можно осознанно влиять на другого человека, сознательно формировать свой образ. Этому помогает со­здание определенного имиджа, самопрезентация в процес­се общения.

Г.В. Бороздина приводит следующие механизмы соци­ального восприятия: самоподача превосходства, привле­кательности, отношения, актуального состояния и при­чин поведения.

Самоподача превосходства. Обычно основывается на объективных признаках и знаках превосходства, таких как одежда, манера речи и поведения. Имеет важное значение в профессиональном общении, особенно для юристов, ру­ководителей различного ранга, политиков и пр. Существу­ет достаточно много категорий, внешний вид для которых играет достаточно большое значение для того, чтобы их деятельность была эффективной. И если создать определенный имидж при помощи одежды при наличии денег не составит особого труда, то показать превосходство при по­мощи манеры поведения гораздо сложнее.

Самоподача привлекательности. Почему про одних лю­дей мы говорим, что они обаятельны и привлекательны, а про других нет? Что отличает первых от вторых? Душа. Внутренний свет. Огонь в глазах. Если говорить метафора­ми, то одни люди светят, но не греют, а другие притягива­ют как магнитом. С ними легко и просто общаться.

Самоподача отношения. Играет важную роль в пост­роении определенных отношений с другими людьми. В деловом общении очень важно уметь показать свое отно­шение к нему. Это можно сделать при помощи вербаль­ных (речь) и невербальных средств общения. Особенно ярко это можно дать понять собеседнику при помощи поз, расположения тела, взгляда. Как правило, легкий наклон к собеседнику сигнализирует ему о вашей заинте­ресованности. Еще более выразителен взгляд. Недаром же говорят, что глаза — зеркало души. Однако при этом очень важно, чтобы вербальные и невербальные средства находились в соответствии друг с другом, не противоре­чили бы друг другу.

Самоподача актуального состояния и причин поведе­ния. «Я не виноват...», «Так уж получилось...», «Я долж­на была...» — эти и подобные выражения пытаются при­влечь внимание собеседника к тем причинам поведения, которые считаются нами наиболее приемлемыми.

Если вы хотите лучше понять собеседника, нельзя не учитывать то, как он старается преподнести себя. Одеж­да, поведение достаточно красноречиво говорят об этом. В любом случае, как бы это не проявлялось; самоподача передает внутренний настрой того или иного человека. Человек может «подавать» официальность, статусность или, наоборот, независимость, самостоятельность.

Процесс коммуникации

Можно выделить пять наиболее важных компонентов процесса коммуникации:

1.Кто говорит? (Источник)

2. Что говорит? (Сообщение)

3. Кому? (Получатель)

4. По какому каналу? (Какими средствами)

5. С каким эффектом? (Результат обратной связи)

Наши рекомендации