Ассортимент библиотечных услуг
Ассортиментом библиотеки называется вся совокупность библиотечных продуктов и услуг, отражающих рыночные возможности библиотеки и прогнозируемую конъюнктуру спроса.
Маркетинговый подход к разработке классификации ассортимента в библиотеке осуществляется в зависимости от назначения, потребительских характеристик, форм предоставления, продолжительности взаимодействия с пользователем, предметно-деятельностных параметров. Считается, что наиболее оптимально моделировать ассортиментный перечень библиотеки позволяет предметно-деятельностное ранжирование, когда в качестве перспективных базовых ассортиментных групп рассматриваются следующие услуги: библиотечно-информационные; прибиблиотечные и сервисные; консалтинговые, образовательные; досуговые услуги; издательско-полиграфические услуги; рекламные и посреднические [8, с. 45].
Библиотечно-информационные услуги – это услуги, соответствующие основному профилю деятельности библиотеки. В данную ассортиментную группу входят такие услуги, как:
– документные (удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления им первичных и вторичных документов, обеспечения доступа к полнотекстовым базам данных);
– библиографические (предоставление библиографической информации);
– фактографические (удовлетворение информационных потребностей путем предоставления пользователям конкретной информации);
– аналитические (удовлетворение потребностей пользователей с помощью специально подготовленной аналитической информации) [9, с.42–45].
Безусловно, современный этап развития библиотек характеризуется стабилизацией спроса на перечисленные ассортиментные группы услуг. С другой стороны, современная экономическая ситуация, информатизация общества, конкуренция заставляют библиотеки активно осваивать информационные услуги. Внедрение автоматизированных информационных технологий в библиотечную практику способствует развитию номенклатуры библиографических продуктов и расширению информационной базы библиографических услуг библиотеки. Сегодня в библиотеках, наряду с традиционными каталогами и картотеками, библиографическими указателями литературы появляются их машиночитаемые версии (электронные каталоги книг, периодических изданий, новых поступлений, специальных видов изданий, краеведческие и тематические библиографические базы данных и др.) с широкими возможностями поиска и различными режимами доступа, включая удаленный. Появилась новая библиографическая услуга – “виртуальная” справка.
В автоматизированном режиме библиотеки работают и над созданием фактографических продуктов и услуг, подготавливая фактографическое досье, адресно-справочные базы данных и др.
В современных условиях наблюдается тенденция к увеличению ассортимента и объема выпуска библиотеками научно-аналитических продуктов (аналитических справок и обзоров, проблемных и итоговых докладов, отчетов о проведенных научных исследованиях, тексты выступлений и доклады руководителей библиотек и т.п.). Подготовкой такого рода продуктов занимаются в большей степени крупные библиотеки республики (Национальная библиотека Беларуси (НББ), Республиканская научно-техническая библиотека (РНТБ), Белорусская сельскохозяйственная библиотека (БелСХБ), Центральная научная библиотека Национальной Академии наук Беларуси (ЦНБ НАН Беларуси) и др.), в структуре которых есть специализированные исследовательские подразделения, научные кадры. Другие библиотеки активны в подготовке неопубликованной и малотиражной научно-информационной продукции: дайджестов, докладов о деятельности библиотек, методических разработок, информационно-аналитических бюллетеней.
Отметим, что перечисленные виды научно-аналитических продуктов являются уникальным источником информации о деятельности библиотеки, показывают ее социальную значимость для общества [17, с.200–240].
Прибиблиотечные услуги призваны создавать дополнительные удобства для пользователей библиотеки. В последние годы библиотеки активно расширяют данную ассортиментную группу, предлагая пользователям новые услуги как в режиме бесплатного, так и дополнительного платного обслуживания (бронирование документов на определенный период, продление срока пользования выданной литературой, иноязычные переводы, прием по телефону или факсу предварительной заявки и подбор фондовых документов, прием запросов разнообразных справок, “виртуальная” справка, “виртуальная” выставка, “виртуальная” экскурсия) [15, с.52].
Консалтинговые, образовательные услуги способствуют овладению систематизированными знаниями, умениями и навыками в условиях или с помощью библиотеки. Среди них консультации по методике информационного поиска, правилам оформления библиографических записей, списков литературы, работе с литературой и т.п. При библиотеках работают курсы изучения иностранных языков, центры эстетического развития, объединения по интересам и др [16, с.198–205].
Относительно новыми и перспективными направлениями образовательной деятельности библиотек становятся обучение основам компьютерной грамотности, создание и размещение на веб-сайте библиотеки инструктивно-методических материалов различного назначения (например, подробные руководства по работе с системами, поддерживающими электронный каталог, базы данных; краткие “подсказки”; кнопки “помощь”; рекомендации по библиографическому описанию документов, оформлению ссылок в научных работах и др.). Некоторые зарубежные библиотеки ведут специальные разделы сайта под названием “Библиотечные пособия для самостоятельного изучения” [22, с.4–7].
Досуговые услуги содействуют релаксации пользователей. Заимствованные формы культурно-досуговой деятельности давно закрепились в практике работы библиотек (конкурсы, устные журналы, литературно-музыкальные композиции, тематические вечера и др.). В последние годы некоторые библиотеки предлагают услуги библиотечного общения удаленным пользователям – общение на форуме и в корпоративном блоге. Данные услуги востребованы теми пользователями, которые хотят дать оценку увиденному на веб-сайте или в самой библиотеке, обсудить актуальные проблемы чтения, поиска информации, узнать мнение других пользователей. Для библиотеки это инструмент обратной связи с пользователями и сотрудниками [21, с.57].
Издательско-полиграфические услуги связаны с репродуцированием документов. Активный спрос пользователей на копирование и размножение библиотечных и иных документов обусловил введение копировально-множительных услуг в библиотеках. Некоторые библиотеки предоставляют своим пользователям издательско-полиграфические услуги (набор и редактирование текста, сканирование, компьютерная графика и дизайн, тиражирование, переплет, брошюрование и др.). Как правило, данные услуги входят в перечень платных и являются важным источником внебюджетных финансовых поступлений [19, с.227].
Рекламные и посреднические услуги обеспечивают представительство собственных и/или сторонних интересов. В качестве рекламы собственной деятельности библиотеки занимаются подготовкой рекламных продуктов и рекламных услуг. Они производят такие виды печатных и электронных (размещение на сайтах библиотек) рекламных продуктов, как пресс-релизы, объявления, каталоги, проспекты, информационные листы, листовки; выпускают фирменные бланки, офисные принадлежности; готовят рекламные публикации, компьютерные презентации и т.п. Библиотеки практикуют проведение рекламных мероприятий: презентаций, пресс-конференций, выставок, дней открытых дверей и т.п. Некоторые библиотеки в качестве услуг внешним учреждениям предлагают помощь в проведении рекламных мероприятий, размещение рекламных продуктов в здании библиотеки и ее изданиях [18. С.233–236].
Чтобы обеспечить эффективную деятельность по сбыту, библиотека должна постоянно расширять ассортимент услуг. Необходимость этого обусловлена рядом факторов, основными из которых являются:
– изменение спроса на отдельные библиотечные услуги;
– появление новых или усовершенствование уже существующих услуг в результате проведенных исследований;
– изменения в товарном ассортименте конкурентов.
Задача руководства библиотекой и состоит в том, чтобы с учетом этих факторов обеспечить наиболее полное соответствие ассортимента запросам пользователей. Такое соответствие достигается благодаря управлению ассортиментом библиотечных услуг [12, с.42–44].