Ассортимент библиотечных услуг

Ассортиментом библиотеки называется вся совокупность библиотечных продуктов и услуг, отражающих рыночные воз­можности библиотеки и прогнозируемую конъюнктуру спроса.

Маркетинговый подход к разработке классификации ассор­тимента в библиотеке осуществляется в зависимости от назначения, потребительских характеристик, форм предо­став­ления, продолжительности взаимодействия с пользова­те­лем, предметно-деятельностных параметров. Считается, что наиболее оптимально моделировать ассортиментный пере­чень библиотеки позволяет предметно-деятельностное ран­жи­ро­вание, когда в качестве перспективных базовых ассорти­мент­ных групп рассматриваются следующие услуги: библио­теч­но-информационные; прибиблиотечные и сервисные; кон­сал­тинговые, образовательные; досуговые услуги; изда­тель­ско-полиграфические услуги; рекламные и посреднические [8, с. 45].

Библиотечно-информационные услуги – это услуги, соот­вет­ствующие основному профилю деятельности библиотеки. В данную ассортиментную группу входят такие услуги, как:

– документные (удовлетворение информационных по­треб­ностей пользователей путем предоставления им пер­вич­ных и вторичных документов, обеспечения доступа к пол­но­тек­стовым базам данных);

– библиографические (предоставление библиографи­чес­кой информации);

– фактографические (удовлетворение информационных по­треб­ностей путем предоставления пользователям конкретной информации);

– аналитические (удовлетворение потребностей пользова­те­лей с помощью специально подготовленной аналитической информации) [9, с.42–45].

Безусловно, современный этап развития библиотек харак­те­ризуется стабилизацией спроса на перечисленные ассорти­мент­ные группы услуг. С другой стороны, современная эко­но­мическая ситуация, информатизация общества, конкурен­ция заставляют библиотеки активно осваивать информа­цион­ные услуги. Внедрение автоматизированных информа­цион­ных технологий в библиотечную практику способствует раз­ви­тию номенклатуры библиографических продуктов и рас­ши­рению информационной базы библиографических услуг библиотеки. Сегодня в библиотеках, наряду с традицион­ны­ми каталогами и картотеками, библиографическими указате­лями литературы появляются их машиночитаемые версии (электронные каталоги книг, периодических изданий, новых поступлений, специальных видов изданий, краеведческие и тематические библиографические базы данных и др.) с ши­ро­ки­ми возможностями поиска и различными режимами дос­ту­па, включая удаленный. Появилась новая библиографическая услуга – “виртуальная” справка.

В автоматизированном режиме библиотеки работают и над созданием фактографических продуктов и услуг, подго­тав­ли­вая фактографическое досье, адресно-справочные базы дан­ных и др.

В современных условиях наблюдается тенденция к уве­ли­че­нию ассортимента и объема выпуска библиотеками науч­но-аналитических продуктов (аналитических справок и обзо­ров, проблемных и итоговых докладов, отчетов о прове­ден­ных научных исследованиях, тексты выступлений и доклады руководителей библиотек и т.п.). Подготовкой такого рода про­дуктов занимаются в большей степени крупные биб­лио­те­ки республики (Национальная библиотека Беларуси (НББ), Республиканская научно-техническая библиотека (РНТБ), Белорусская сельскохозяйственная библиотека (БелСХБ), Центральная научная библиотека Национальной Академии наук Беларуси (ЦНБ НАН Беларуси) и др.), в структуре которых есть специализированные исследова­тель­ские подразделения, научные кадры. Другие библиотеки ак­тив­ны в подготовке неопубликованной и малотиражной науч­но-информационной продукции: дайджестов, докладов о деятельности библиотек, методических разработок, информа­ционно-аналитических бюллетеней.

Отметим, что перечисленные виды научно-аналитических продуктов являются уникальным источником информации о деятельности библиотеки, показывают ее социальную значи­мость для общества [17, с.200–240].

Прибиблиотечные услуги призваны создавать дополни­тель­ные удобства для пользователей библиотеки. В послед­ние годы библиотеки активно расширяют данную ас­сор­тиментную группу, предлагая пользователям новые услу­ги как в режиме бесплатного, так и дополнительного плат­но­го обслуживания (бронирование документов на опре­делен­ный период, продление срока пользования выданной литера­ту­рой, иноязычные переводы, прием по телефону или факсу предварительной заявки и подбор фондовых документов, прием запросов разнообразных справок, “виртуальная” справ­ка, “виртуальная” выставка, “виртуальная” экскурсия) [15, с.52].

Консалтинговые, образовательные услуги способствуют ов­ладению систематизированными знаниями, умениями и навыками в условиях или с помощью библиотеки. Среди них консультации по методике информационного поиска, прави­лам оформления библиографических записей, списков лите­ра­туры, работе с литературой и т.п. При библиотеках рабо­та­ют курсы изучения иностранных языков, центры эстети­ческого развития, объединения по интересам и др [16, с.198–205].

Относительно новыми и перспективными направлениями образовательной деятельности библиотек становятся обуче­ние основам компьютерной грамотности, создание и разме­ще­ние на веб-сайте библиотеки инструктивно-методических материалов различного назначения (например, подробные ру­ко­водства по работе с системами, поддерживающими элек­трон­ный каталог, базы данных; краткие “подсказки”; кнопки “помощь”; рекомендации по библиографическому описанию документов, оформлению ссылок в научных работах и др.). Некоторые зарубежные библиотеки ведут специальные раз­де­лы сайта под названием “Библиотечные пособия для само­стоятельного изучения” [22, с.4–7].

Досуговые услуги содействуют релаксации пользователей. Заимствованные формы культурно-досуговой деятельности давно закрепились в практике работы библиотек (конкурсы, устные журналы, литературно-музыкальные композиции, те­ма­тические вечера и др.). В последние годы некоторые биб­лио­теки предлагают услуги библиотечного общения удален­ным пользователям – общение на форуме и в корпоративном блоге. Данные услуги востребованы теми пользователями, которые хотят дать оценку увиденному на веб-сайте или в самой библиотеке, обсудить актуальные проблемы чтения, поиска информации, узнать мнение других пользователей. Для библиотеки это инструмент обратной связи с пользо­вателями и сотрудниками [21, с.57].

Издательско-полиграфические услуги связаны с репроду­ци­ро­ванием документов. Активный спрос пользователей на ко­пирование и размножение библиотечных и иных доку­мен­тов обусловил введение копировально-множительных услуг в библиотеках. Некоторые библиотеки предоставляют своим пользователям издательско-полиграфические услуги (набор и редактирование текста, сканирование, компьютерная графика и дизайн, тиражирование, переплет, брошюрование и др.). Как правило, данные услуги входят в перечень платных и являются важным источником внебюджетных финансовых поступлений [19, с.227].

Рекламные и посреднические услуги обеспечивают пред­ста­ви­тельство собственных и/или сторонних интересов. В ка­че­стве рекламы собственной деятельности библиотеки зани­ма­ют­ся подготовкой рекламных продуктов и рекламных услуг. Они производят такие виды печатных и электронных (раз­ме­ще­ние на сайтах библиотек) рекламных продуктов, как пресс-релизы, объявления, каталоги, проспекты, информационные листы, листовки; выпускают фирменные бланки, офисные принадлежности; готовят рекламные публикации, компью­тер­ные презентации и т.п. Библиотеки практикуют проведе­ние рекламных мероприятий: презентаций, пресс-конферен­ций, выставок, дней открытых дверей и т.п. Некоторые биб­лиотеки в качестве услуг внешним учреждениям предлагают помощь в проведении рекламных мероприятий, размещение рекламных продуктов в здании библиотеки и ее изданиях [18. С.233–236].

Чтобы обеспечить эффективную деятельность по сбыту, биб­лиотека должна постоянно расширять ассортимент услуг. Необходимость этого обусловлена рядом факто­ров, основными из которых являются:

– изменение спроса на отдельные библиотечные услуги;

– появление новых или усовершенствование уже суще­ству­ющих услуг в результате проведенных иссле­дований;

– изменения в товарном ассортименте конкурентов.

Задача руководства библиотекой и состоит в том, чтобы с уче­том этих факторов обеспечить наиболее полное соответ­ствие ассортимента запросам пользователей. Такое соответ­ствие достигается благодаря управлению ассортиментом биб­лиотечных услуг [12, с.42–44].

Наши рекомендации