Тема: Психологические концепции возрастного развития
1. Концепция рекапитуляции.
Рекапитуляцио /лат. повторение/
Автор:
американский психолог Стенли Холл (1884 - 1919).
За основу взят биогенетический закон /онтогенез есть краткое, быстрое повторение филогенеза/. Ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода.
Основные положения теории рекапитуляции:
n стадия младенчества - биологическая эволюция животного мира, развитие ребенка с точки зрения сенсорики, возраст 11 месяцев - возраст шимпанзеобразный,
n стадия детства - развитие существа первобытнообщинного строя, первоначальное объединение детей в группы,
n стадия подросток - дикая фаза начала цивилизации, подросток многое умеет, осваивает азы профессии, многое знает о себе,
n стадия юность - эпоха романтизма.
Теория Ст. Холла - первая попытка создать теорию, объясняющую ход психологического развития ребенка.
Ст. Холл - основоположник науки педологии. Автор одного из немногих учебников по юности.
2. Нормативный подход
Суть подхода: законы психического развития детерминированы общебиологическими законами наследственности.
Эмпирической базой нормативного подхода являлись исследования французских психологов Бине-Симона.
А. Бине - создание тестов интеллекта, для проведения отбора, отделения детей ленивых от детей неспособных обучаться. В результате созданы тесты интеллекта. Для каждой возрастной категории подбирались определенные тесты, они считались соответствующими возрастной категории, если были трудны для младшей категории и легкими для старшей категории. Таким образом была создана шкала умственных способностей.
1916 - американский психолог Л. Термен адаптировал шкалы Бине-Симона к американской действительности.
IQ = MA / CA * 100%
IQ - коэффициент умственного развития
MA - умственный возраст
CA - паспортный возраст
P кривая распределения IQ 70 100 150 |
70% - умственно отсталые
100% - норма
150% - гениальность
С возрастом коэффициент умственного развития практически не меняется.
3. Теория социального научения./бихевиоризм/.
Развитие - социальное научение.
В основе лежит павловское учение о ВНД.
Дж. Уотсон (1878 -1958 гг.)
Буркус Скиннер автор программированного обучения, обучения при помощи программ.
Идея технологии поведения - можно воспитать человека с заданными константами поведения лишь манипулируя внешними раздражителями.
Схема учебного материала:
n строгая логическая последовательность,
n каждая порция была понятна взятой сама по себе,
n связь как с предыдущими так и с последующими порциями.
4. Психоаналитические теории психического развития.
З. Фрейд (1976 - 1939 гг.)
n открытие бессознательного,
n открытие сексуальной природы влечений человека.
Движение и развитие разумной жизни (механизмы защиты):
n вытеснение,
n проекция,
n регрессия,
n сублимация,
n рационализация.
Нормальное развитие происходит с помощью механизма сублимации, развитие с другими механизмами защиты ведет к паталогиям в развитии.
Тема: Психологические теории психического развития.
Концепция конвергенции двух факторов.
Вильям Штерн (1871 - 1938 гг.).
Конвергенция - совмещение /двух факторов биологического и социального/.
Психическое развитие - результат конвергенции внутренних задатков и внешних условий жизни.
Чаще отдавалось предпочтение фактору наследственности, а среда обитания выступала в виде процесса приспособления организма к условиям жизни.
6. Генетическая психология Ж. Пиаже (1896 - 1980 гг.).
заслуга - опыты в области исследования интеллекта. Основная гипотеза: в интеллектуальном развития можно выделить три стадии:
n сенсомоторный интеллект (ручной),
n период подготовки и реализации конкретных операций (логических),
n стадия формальных операций.
Если посмотреть как Пиаже определял стадии, то можно понять, что идет отрыв интеллекта.
Феномены детского развития:
n эгоцентризм - субъективно ребенок считал себя центром вселенной, не мог объективно оценить свое место,
Культурно-историческая теория Л.С. Выготского (1876 - 1934 гг.).
Движущая сила развития психики - обучение. Развитие и обучение - разные процессы, именно обучение приводит в движение внутренние процессы развития, обучение стоит в основе развития. «Обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития».
Автор открытия ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ - расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития, направляемого учителем.
ЗБР Зона актуального развития |
Сформулировал закон развития высших психических функций. ВПФ возникают первоначально как форма сотрудничества индивида с другими людьми и лишь в последствии они становятся его внутренними (индивидуальными) формами. Переход из интер в интра - из межличностного (социального) в индивидуальное.
Деятельностная концепция Леонтьева.
В основе развития лежит собственная деятельность субъекта. Ни какое воздействие взрослого на ребенка, учителя на ученика не может быть осуществлено без реальной деятельности самого субъекта.
Современные отечественные подходы:
n Давыдов,
n личностно-ориентированный подход /В.Я. Ляудис/ - развитие личности в процессе обучения, нужно не только давать новые знания, но и формировать личность. В процессе обучения вводятся творческие задачи, решая эти задачи, каждый человек делает для себя открытия. Не каждый человек способен к партнерству. Расширение смыслов и целей учебной деятельности. Подход как бы совместил в себе идеи Леонтьева и Выготского.
Психолого-педагогические идеи Д.Б. Эльконина (1904 - 1984 гг.).
творчески подошел к теориям Выготского и Леонтьева - ввел понятие Ведущей деятельности /одни виды деятельности имеют главную роль в развитии личности другие нет - поэтому нужно говорить не о зависимости развития личности от деятельности вообще, а от ведущей деятельности./
младший школьный возраст - учеба,
подросток - интимно-личностное общение,
старшие классы - профессионально-учебная деятельность.