Психологические кризисы возрастного развития человека

На рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволю-ционных изменений психики и поведения человека возникают так называемые кризисы развития. Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического характера, возрастные кризисы относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода психологического развития. Возрастные кризисы могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания.

Общим контекстом исследования возрастных кризисов является представление о развитии в онтогенезе, конкретизированное в различных периодизациях психического развития в детстве или на протяжении всей жизни человека.

Экспериментально-психологические исследования кризисов возрастного развития в отечественной психологии велись в нескольких научных школах, продолжающих традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

В этой логике можно описать возрастные кризисы от новорожденности до семи лет. Именно этот отрезок онтогенеза представлен в работах Л.С. Выготского по проблемам возрастных кризисов. Идеи Л.С. Выготского позже развивались и уточнялись в работах Д.Б. Эльконина,
Л.И. Божович, Т.В. Гуськовой, Л.С. Славиной, Т.В. Драгуновой и др. Возрастные кризисы отрочества труднее представить в единой логике. Здесь весьма разнятся взгляды авторов даже внутри единой научной парадигмы – культурно-исторической теории. И, наконец, наиболее противоречивый и наименее изученный объект психологического анализа в возрастной психологии – кризисы взрослости.

В отечественной психологии существуют две принципиальные позиции в понимании кризисов психического развития в детстве.

1. По Л.С. Выготскому, возрастной кризис – норма онтогенеза. Возрастной кризис – это особый период преобразования социальной ситуации развития, когда новообразование предшествующего периода разрушает старую социальную ситуацию развития и провоцирует образование новой. Согласно Д.Б. Эльконину, кризис – норма онтогенеза, условие кризиса – расхождение между операционально-технической и мотивационно-потребностной сторонами деятельности ребенка.

2. По А.Н. Леонтьеву, кризис – свидетельство не совершившегося своевременно перехода ребенка в новую систему отношений, который состоит в смене ведущей деятельности. Такой подход трактовал кризис как неблагоприятный синдром (трудновоспитуемость), поддающийся педагогической коррекции.

В зарубежной психологии приняты иные подходы к пониманию возрастных кризисов. Так, по Э. Эриксону, кризис – потенциальный выбор, который осуществляется в процессе онтогенеза между благоприятным и неблагоприятным направлением развития. Термин “кризис” в эпигенетической концепции Э. Эриксона близок по смыслу к тому, который этот термин имеет в биологической науке, в частности, в эмбриологии: критический период (кризис) – это отрезок времени, в течение которого данный орган подлежит особо интенсивному развитию. В концепции Э. Эриксона кризис является моментом синхронизации созревания и воздействий среды. Это озна-чает, что есть периоды преимущественного развития какой-то способности или свойства личности.

В современных зарубежных исследованиях (А. Каспи, Р. Хавигурст, П. Хейманс и др.) проблемы возрастного развития широко изучаются в контексте “жизненных задач” человека, т.е. в ситуациях, которые потенциально могут стать критическими. Некоторые научные позиции западных авторов схожи с отечественными подходами по вопросам стадиального характера онтогенеза, признается также социальная обусловленность принятия индивидом жизненных задач, эмоциональный аспект периода кризиса, однако идея регулярности онтогенеза, представленная у нас в понятиях социальной ситуации развития или деятельности, разделяется западными исследователями в меньшей мере.

Итак, в рамках культурно-исторической теории возрастной кризис состоит в преобразовании социальной ситуации развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая. Возрастной кризис проходит ряд фаз и этапов: предкритическая фаза – открытие идеальной формы следующего возраста; собственно критическая фаза – мифологизация новой идеальной формы, конфликт между желаемым и возможным, рефлексия внутренних ограничителей искомой взрослости; посткритическая фаза – дифференциация отношения к себе, формирование мотивации дальнейшего возрастного развития.

В соответствии с этапами возрастного развития говорят о кризисах детства (новорожденности, одного года, трех лет, семи лет), подростковом, юношеском и кризисах взрослости (молодости, зрелости, пожилого возраста) и старости.

Так, кризис новорожденности сопровождается возникновением психической жизни – первой улыбкой, глазным контактом. Кризис одного года знаменует появление автономной речи, прямохождения, развитие сенсорики, предметной деятельности. Новообразования кризиса трех лет – система “Я сам”, нарастающая эмансипация ребенка от взрослого. Кризис семи лет – появление произвольности, “внутренней позиции”, выражающей новый уровень самосознания и рефлексии ребенка: он хочет выполнять социально значимую деятельность – учение в школе. Подростковый кризис характеризуется формированием чувства взрослости, началом самоопределения в жизни. Юношеский кризис связан с развитием устойчивого самосознания и стабильного образа “Я”, с усилением личностного контроля, самоуправления.

Отличия кризисов взрослости от кризисов детства состоят в следующем (по Б.С. Братусю):

1) возникают реже, с большим временным отрывом (7–10 лет);

2) не столь строго привязаны к возрасту и более зависят от социальной ситуации развития;

3) проходят достаточно осознанно и более скрыто, не демонстративно.

Б.С. Братусь выдвинул гипотезу о том, что общий механизм, лежащий в основе развития личности в ходе всей жизни – противоречие между двумя сторонами деятельности субъекта – мотивационно-потребностной (смысловой) и операционно-технической (познавательной), т.е. закон чередования, периодичности разных типов деятельности в детском возрасте Д.Б. Эльконина можно распространить на весь онтогенез. Переломы и сдвиги в развитии возникают именно тогда, когда налицо несоответствие между наличными возможностями, областью знаний, умений человека и системой его смысловых связей с миром. В точках значительного расхождения этих сторон деятельности и происходят мало изученные возрастные кризисы взрослости.

Наши рекомендации