Профессиограмма специалиста по с.р.
Проессиограмма( от лат. Специальность и за запись_ - описание особенностей конкретной профессии, раскрывающие специфику проффесионального труда и требований, предъявляемых специалисту.
Включает в себя описание условий трудовой деятельности, а также психофизическое требование предъявляемые профессией человеку.
Применительно к соц.работе под профессиограммой понимают требования к личностным качествам специалиста. Личностные качества специалиста по с.р. принято подразделять на 3 группы: к первой группе относится психофизиологические характеристики, ко второй- психологические качества, к третьей психолого- педагогические качества.
Качества I крупы отражают психические процессы, состояние эмоционального волевого проявления. Ко II относятся также психические качества, личностные качества, самовнушаемость.
К III группе относятся коммуникабельность, красноречие.
Иногда выделяют профессиограммы в рамках отдельной группы личностных качеств, например профессия соц.р. связана с умением вести диалог. эти характеристики можно назвать коммуникативной профессиограммой; она включает в себя знания и умения:
-знать речевой и служебный этикет и использовать его;
-анализировать предмет общения. Его цели и задачи;
-уметь вести беседу;
-иметь навык доказывать и обосновывать;
-конкретно ставить вопрос;
Для выполнения предписанных соц.р. функций необходимо не только профессиональное образование. Но и личностная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы, принципы. Особенно важны такие качества соц.р. как его интеллектуальный, обще-культурный и нравственный потенциал. Наличие таких качеств позволяет соц.р. более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. Это дает ему возможность быть информированным о различных соц.группах населения и их особенностях, предвидеть последствия своих действий. В спец.литературе чаще всего отмечают такие качества ,как гуманистическая направленность личности, личная и соц.ответственность, обладать эмоциональной устойчивостью.
Профессионально значимые качества являются важной предпосылкой формирование профессионала и соответственно его компетентности.
Именно личностные качества являются определяющими критериями профессионал.компетентности специалиста по соц.работе
10 бедность как соц.проблема.
бедность является одной из составляющей другой более общей проблемой соц.неравенства. шанс стать бедным обусловлено многими факторами, включая возраст, пол, структуру семьи, этническое происхождение. Измерение бедности вызывает дискуссию. Это связано не сколько с желанием или не желанием помочь нуждающимся, а сколько политическими интересами, практическими проблемами связанные с распределением бюджета и размера налога.
1)согласно индивидуалистическому подходу ответственность за бедность возлагается на самого индивида. Бедность представляется как неправильность выбора, слабость характера.
2)структурный подход. Ответственность за бедность возлагается на общество, а не на индивида.
3)функциональный подход. Бедность полезна для общества. Наличие бедных создаёт уверенность, что не престижная и опасная работа будет выполнена.
4)субкультурное объяснение. Бедность формирует людей с уникальными личностными характеристиками. Субкультура бедности воспроизводит экономическую недостаточность из поколения в поколение.
5)фаталистическое объяснение. Бедность порождается причудами судьбы или отсутствием способностей,т.е. теми фактами, которые не контролируются.
6)концепция двойной бедности: она делится на
-абсолютную
-относительную
абсолютная бедность использует объективные критерии(недостаток денег),а в то время как относительная бедность показывает насколько вы бедны по- сравнению с другими.
3 степени абсолютной бедности:
1)нищета-острая бедность;
2)нужна-средняя бедность;
3)необеспеченность- умеренная бедность.
Факторы риска бедности:
1-рождение в бедной семье
2-боязнь риска
3-склад личности
4-низкий уровень образования
5-безработица
6-черты характера
7-пассивность.
11 вопрос. Причины и мотивы самоубийства. Причины суицида сложны и многочисленны. Причины можно искать в биологических , генетических и социальных сферах человека. Несмотря на то, что люди обычно совершают суицид в экстремальных ситуациях, таких как развод, потеря работы или учебы, большинство экспертов предполагает, что это скорее повод, а не причина. 1) биологические причины. Исследователи указывают, что уровень суицидального поведения выше в определенных семьях. Если, например, один из близнецов совершил попытку суицида, то у второго риск самоубийства повышается.2) генетические причины. Некоторые могут наследовать генетическую предрасположенность и психические болезни таких, как: шизофриния, алкоголизм, которые в свою очередь увеличивают риск суицида. 3) психологические причины. Большинство людей убивающих себя страдают от депрессии, которая часто не диагностируется и не лечится. Другие психические могут также способствовать суицидальному поведению.4) социальные причины. Французский социолог Дюрклейм доказал, что рейтинг самоубийств на прямую связан с соц. интеграцией человека – т.е. степенью, согласно которой индивид чувствует себя частью большой группы. Ученые обнаружили, что лица, склонные к суициду, по – видимому , не испытывают больших стрессов в своей жизни, чем другие, они скорее имеют потологию личности, которая не позволяет и полноценно справляется с жизненными проблемами.
Мотивы:
Кононгук выделяет следующие мотивы суицида:
Сексуальная почва (71,4проц.)
Конфликты с родственниками (10,2 проц.)
Бытовые конфликты (2проц.)
Бородин тоже классифицирует мотивы суицида.
Лично-семейные – семейные конфликты, разводы, болезнь, смерть близких,одиночество, оскорбление со стороны окружающих.
Конфликты, связанные с антисоциальным поведением – опасения условного показания, боязнь иного наказания, позора.
Состояние здоровья – психические заболевания, соматические заболевания, уродство.
Конфликты, связанные с учебой или работой.
Материально-бытовые трудности.
Другие мотивы.
12 вопрос. Самоубийство теории этнологии. Самоубийство – намеренный акт покончить с собственной жизнью, кто уничтожил себя или собирается это сделать. Социологические теории самоубийства рассматривают как функцию роли и статуса индивида в рамках соц систем. Такие концепции как соц значение, соц нормы ит.д. лежат в основе разновидностей этих теорий. Самоубийство провоцируется во взаимодействии между индивидом и окружающей средой, а не только намерением и обстоятельством. Психодинамические теории самоубийства рассматривают как продукт внутренних, неосознанных мотивов. Мотивом суицида является бессознательный импульс. Теории предполагают, если импульс направлен против самого человека, то он не будет направлен против других людей. Причины: вина, гнев, эмоции. Биологические теории. Предрасположенность к суициду передается по наследству, а биохимические изменения в организме ускоряет стремление к самоубийству. Когнетивные теории рассматривают суицид, как попытка общения или решения проблемы и как следствие безнадежности и неупорядоченности мышления. Самоубийство можно рассматривать как стремление решить проблему, которая является причинами трудности в общении с другими людьми. Теории научения. Суицидальное поведение является результатом реакций на подобные ситуации в прошлом, такие как и результатом подкрепления, воздействия среды и подталкивающих обстоятельств. Знание причин о суицидальном поведении имеет практическое значение для разработки политики, программ, и практики соц. работы.
13 вопрос. Профилактика самоубийств. Помощь для решения этой проблемы. Соц политика США решает проблемы, создавая центры по предотвращению самоубийств, имея соц поддержку от государства. Есть независимые центры для самоубийц. Общим для них является телефон доверия как психологический инструмент. Самым эффективным является лечение в больницах в течении года в отсутствии очередной попытки. В течении 2 лет меньше вспышек суицидального поведения, это объясняется восьми недельными психическими тренингами. Это в Великобритании. Рациональный суицид – самоубийство, как разумно выбранное средство, чтобы избежать невыносимой боли при избежании болезни. Отечественные профилактики самоубийства. Организация групп взаимопомощи, телефоны доверия, психологические службы, профилактические работы с подростками в учебных заведениях. Терапия. Нет однозначного рецепта для решения проблемы, желательно сформулировать у человека соц интерес, помочь понять ему, что проблема не такая неразрешимая, как ему представляется, помочь увидеть альтернативное решение, нельзя говорить «что вы должны», чаще говорить, что самоубийством не решит проблему. Линар выделяет ряд шагов в работе с самоубийцами: 1. Попытаться расширить ослепленный рассудок и спросить « когда вы говорите, что жизнь потеряла смысл, что вы имеете ввиду?» 2. Поискать несколько вариантов ( вы всегда можете покончить с жизнью)
3.Давайте посмотрим на ваши возможности и расположим их в порядке важности. 4. Важно оценить внешние и внутренние его ресурсы.
14 вопрос. Безработица как соц проблема. Безработица – явление характерное для всех стран с рыночной экономикой. С середины 20 века безработица стала рассматриваться как соц явление. Повышение или понижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения уровня безработицы. Современное объяснение: безработица – следствие деформации рынка труда. Безработные люди и свободные места всегда, постоянно существуют, но требуется время. Чтобы между ними установить требуемое соответствие. Количественно безработица измеряется 2 параметрами: 1) уровнем безработицы – долей официально зарегистрированных безработных от численности всей рабочей силы; 2) продолжительность безработицы – временем прибывания в качестве безработных. Основные виды безработицы. Критерием разграничения видов безработицы как правило служат причины ее возникновения и продолжительности. 1. Структурная безработица по существу является углублением фрикционной. С течением времени в структуре потребительного спроса и в технологии происходят важные изменения, которые в свою очередь изменяют структуру общего спроса, общей рабочей силы. Из – за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. 2. Фрикционная безработица отражает текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, места жительства. Среди совокупной рабочей силы какая то часть постоянно находится в перемещении, в движении, перемещаясь на новые рабочие места. Этот тип безработицы включает в себя людей, которые не заняты в связи с переходом от одной работы на другую. 3. Циклическая безработица вызывает спад производства во время промышленного кризиса, депрессии, спада, т. е. она возникает на той фазе экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих либо совокупных расходов. Циклическая безработица постоянно меняющаяся масштабом, продолжительностью и составом незанятых. Лица между уровнем безработицы в данный момент состояния производства и естественным уровнем безработицы. 4. Сезонная безработица – безработица связана с сезоном, например люди имеют работу летом, а зимой нет( например в колхозе). Статус безработицы. Согласно закону о занятости граждан не трудоустроившихся в течении 10 дней. С момента обращения в центр занятости, признается безработица. Признанному безработному выплачивают пособие. Реакции индивида на безработицу. 1) фаза оптимизма – длится примерно 3-4 месяца после потери работы. Характеризуется с тем, что индивид сначала в облегченном состоянии ищет работу, но и при этом радуется свободному времени, которое появилось. 2) фаза писсимизма – наступает после неудач на первом этапе, поиска работы и характеризуется как фаза утяжеления состояния. Теряется активность, рушится привычный уклад жизни. 3) фаза фатализма – наступает после 7-8 месяцев поиска работы и характеризуется с примирением со сложившейся ситуацией. Человек начинает привыкать к состоянию безработицы и в ряде случаев даже боится найти работу.
15 вопрос. Структурная концепция бедности.
Согласно этому подходу ответственность за бедность возлагается на общество, а не на индивида. Считается, что экономическая система не обеспечивает работой всех желающих. Конкурентная социальная структура неизбежно должна порождать неблагополучие группы людей. Бедность может стать острой проблемой, если некоторые группы людей придерживаются точки зрения, что система распределения является несправедливой. Иначе говоря, бедность порождает: преступность, развал семьи, возрождение нигилизма в народе.
Решение проблем ведется либо в изменении социального устройства, либо в более высоком уровне социальной защиты.
16 вопрос. Функциональная концепция бедности.
Функциональный подход один из оправдывающих бедность. Согласно которому, бедность полезна для общества. Благодаря наличию бедных, общественная категория, фукусирующая на них внимание, получают возможность обрести социальную и индивидуальную самоиндификацию. Наличие бедных создает уверенность, что непристижная работа будет выполнена, положение бедных должно заставит общество усерднее работать.
17. Факторы риска бедности.
1. рождение в бедной семье;
2. Идеал аскетизма - отказ от жизненных благ;
3. Плохое здоровье – связанное с генетическими факторами, тяжелыми заболеваниями, трамвай, травмами, что не позволяет выполнить большой объем работы и ограничивают доступ к ряду высокооплачиваемых профессий;
4. Безработица;
5.Владение отмирающей профессии или занятость в отрасли народного хозяйства – отмирающей;
6. Низкий уровень образования;
7. Личное решение, принятое в юности ( уход из школы, ранний брак или ранняя беременность);
8. Наличие детей в раннем браке;
9. Неадекватная оценка, в соответствии своих способностей выбранной профессии или роду занятий;
10. Склад личности, черты характера, отсутствие силы воли, боязнь риска, пассивность, склонность к бродяжничеству.