Упражнение 11. Напишите свою историю

Помня о сформулированной выше вашей «передаваемой точке зрения», попробуйте составить рассказ о вашем личном опыте, который иллюстрировал бы один или несколько ее элементов

Передаваемая точка зрения важна не сама по себе, она не­обходима для убеждения последователей. В этом смысле те­ория Тичи перекликается с подходом одного из классиков менеджмента Честера Барнарда, который предложил так называемую теорию восприятия власти. Ее суть заключает­ся в том, что властные полномочия не порождаются выс­шим менеджментом, а делегируются вниз по иерархичес­кой лестнице и формируются на основе ее восприятия ин­дивидуумом. Подчинение власти, а следовательно, и ее эффективность определяются тем, насколько индивидуум понимает мотивы носителя власти, насколько он способен выполнить соответствующие требования, в какой мере он считает распоряжения соответствуют высшим интересам организации, наконец, в какой степени указания соответ­ствуют его индивидуальной системе ценностей. Учет идей Барнарда помогает лучше сформулировать передаваемую точку зрения и донести ее до последователей.

Задание 3. Работа с Конкретной ситуацией к модулю.

Основываясь на модели «двигателя лидерства», попытайтесь сформулировать рекомендации для Ольги Свенсон, которые помогли бы ей разрешить проблемы, описанные в начале кейса. Постарайтесь сформулировать возможно более конкретные рекомендации.

Согласитесь ли вы с утверждением, что одна из основных проблем Свенсон состоит в необхо­димости смены роли менеджера на роль лидера?

РАЗДЕЛ II.

ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ МЕНЕДЖЕРА

Учебный элемент № 2.

Самосознание менеджера

Учебные цели элемента:

• Дать представлениео системе ценностей личности ме­неджера.

• Познакомить с поведением менеджера в связи с ситуа­цией.

• Научить выбирать стиль поведения в организации.

Упражнение 11. Напишите свою историю - student2.ru Реальному менеджеру необходим весьма широкий спектр навыков, особенно если ему приходится играть роль руко­водителя функционального подразделения. Ниже пойдет речь лишь о тех из них, которые имеют относительно универ­сальный характер, т.е. нужны практически любому менед­жеру. Кроме того, эти навыки крайне необходимы для со­четания видов деятельности менеджера и лидера, о кото­ром говорилось в предыдущем элементе.

Структура практических навыков професси-онального ме­неджера в целом очень напоминает структуру целей дело­вой организации. Успех организации во многом определя­ется тем, насколько точно (с учетом возможностей и огра­ничений) сформулированы ее миссия и стратегические цели. Менеджер-профессионал также начинается с высокого уровня самосознания, при котором он понимает свои воз­можности и ограничения. На рис. 2.1 показана структура «внутренних» навыков менеджера, которые напрямую не относятся к его функциональной деятельности, но они необходимы всем без исключения людям, занимающимся управленческой деятельностью и направлены на организа­цию индивидуальной работы.

Ядром этой структуры является самосознание, т.е. пред­ставление человека о самом себе. Оболочку самосознания составляют приоритеты личности и система ее целеполагания. Цели и приоритеты, в свою очередь, задают схему уп­равления временем и влияют на управление стрессами.

Упражнение 11. Напишите свою историю - student2.ru

Рис. 2.1. Структура "внутренних" навыков менеджера

Полезно помнить, что самосознание человека, его при­оритеты и система целеполагания задают стратегию про­фессионального поведения, в то время как такие навыки, как управление временем или стрессами, можно скорее от­нести к тактике.

На рис. 2.2 показана структура «внешних» навыков менед­жера, т.е. тех, которые требуют взаимодействия с другими людьми. Понятно, что деление навыков на «внутренние» и внешние» условно, однако оно полезно, поскольку позво­ляет понять, какие из них человек может освоить самосто­ятельно, а какие требуют отработки в группе.

Упражнение 11. Напишите свою историю - student2.ru

Рис. 2.2. Структура "внешних" навыков менеджера

Упражнение 12.

Прочитайте статью «Менеджмент роста» из Приложения 4 и ответьте на следующие вопросы.

1. Какие «внутренние» навыки менеджера помогли руководителям описанных в статье петер­бургских предприятий преодолеть кризис?

2. Что можно сказать об освоении этими руководителями «внешних» навыков менеджера?

Постарайтесь запомнить «рекомендации» авторов статьи и, читая следующие подразделы насто­ящего элемента, попробуйте интерпретировать их в рамках предлагаемых концепций и схем.

Наши рекомендации