Самостоятельная работа по теме. 1. Сравните ощущения и восприятие: что общего, чем отличаются?
1. Сравните ощущения и восприятие: что общего, чем отличаются?
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия:
Тесты:
1. Одним из внешних факторов восприятия является:
1) повторяемость.
2) опыт.
3) потребности.
4) мотивация.
2. Вид ощущений, механизмом которых является ощущение движения и положения тела в пространстве:
1) хроматические.
2) кинестезические.
3) кожные.
4) проприоцептивные.
3. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и особенностей его личности:
1) апперцепция.
2) инсайт.
3) осмысленность.
4) перцепция.
4. Константность восприятия – это свойство:
1) приобретенное.
2) генетически обусловленное.
3) врожденное.
4) частное.
5. Результатом процесса восприятия становиться:
1) ощущение.
2) опыт.
3) психологическая нагрузка.
4) построенный образ.
Задачи:
1.Определите, какие свойства восприятия проявляются в следующих ситуациях:
1) ночью на звездном небе люди видят не отдельные звезды, а созвездия.
2) незнакомая женщина, находящаяся среди мужчин, внешне не резко отличных друг от друга, будет воспринята ярче, чем когда она находится в группе женщин.
3) слепому с детства человеку, которому в результате операции было возвращено зрение, казалось, что видимые из окна предметы являются маленькими, а не удаленными.
4) когда человеку показывают рисунок с неопределенными фигурами, которым дается название, он видит в них сходство с данными объектами.
5) музыкант, слушая концерт в исполнении оркестра, не выделяет звучание отдельных инструментов.
6) в сумерках мы видим цвета нашей одежды такими же, как и при дневном освещении темный предмет кажется меньше светлого, если оба имеют одинаковую величину.
7) заяц достаточно успешно отличает волков от других животных независимо от их роста или масти. Какое свойство может быть присуще восприятию зайца?
2. Оцените корректность использования терминов «ощущение» и «восприятие» в свете соответствующих научных определений.
1) Хотя ощущения соединяются в восприятии, восприятие нельзя рассматривать как сумму ощущений. Эта ошибка, имевшаяся в истории психологии, была преодолена в гештальтпсихологии.
2) Первым отделом анализатора является воспринимающий прибор или рецептор, производящий преобразование энергии раздражителя в процесс нервного возбуждения.
3) Анализаторы — это сложные системы чувственных нервных образований, воспринимающие и анализирующие раздражители, действующие на животных и человека.
4) Студент воспринял лекцию по психологии воли как импульс к активной самостоятельной работе над данной темой.
5) Восприятие — это процесс, качественно отличающийся от ощущения, в котором отражаются лишь отдельные свойства предметов и явлений.
6) Психология XX в. воспринимается как весьма активный, бурный и продуктивный период развития психологического знания.
7) Мироощущение людей довольно резко изменяется во время крупных исторических событий (революции, войны, реформы и др.).
8) Многообразие ощущений обусловлено качественным многообразием отражаемой действительности.
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
1. Взаимодействие ощущений: сенсибилизация и синестезия.
2. Сенсорная адаптация и взаимодействие ощущений.
Рекомендованная литература по теме занятия.
основная:
1.Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2011. - 583 с.
2.Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.
- дополнительная:
1. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.
Занятие № 23
Тема: «Психология восприятия».
2. Форма организации занятия: семинарское занятие.
3. Значение изучения темы:рассмотрение структуры такого познавательного процесса, как восприятие, знакомство с его свойствами, изучение основных современных концепций восприятия, изучение классификации видов восприятия.
4. Цели обучения:
- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2), способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8).
- профессиональная: готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).
- учебная: знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие, широкий спектр методов психологии, позволяющих исследовать, корректировать, развивать психологическую реальность; уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека, осуществлять самоанализ собственной деятельности, оценивать собственное эмоциональное состояние; владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, навыками саморегуляции, управления собственной деятельностью.
5. План изучения темы: