Самостоятельная работа по теме.

Эссе на тему «Мои привычки. Как они формировались?»

Вопросы по теме занятия.

1. Сформулируйте понятие деятельности, однозначно ли оно.

2. В чем специфика философского и психологического изучения деятельности?

3. Чем деятельность человека отличается от деятельности животного.

4. Перечислите компоненты структуры деятельности, охарактеризуйте их.

5. Чем отличаются действия, операции, психофизиологические функции.

6. В работах каких ученых деятельностный подход в психологии наиболее ярко представлен?

7. Кто из современных ученых развивает деятельностный подход в психологии?)

10. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

1. Какой смысл вкладывается в понимание деятельности как совокупности результатов и последствий:

1) деятельность как практика.

2) деятельность как производство.

3) деятельность как самодеятельность.

4) деятельность как труд.

2. Кто является автором деятельностного подхода в психологии:

1) С.Л. Рубинштейн.

2) А.Н. Леонтьев.

3) Л.С. Выготский.

4) З. Фрейд.

3. Что, по мнению А.Н. Леонтьева, понималось под деятельностью по оперированию образами, представлениями о предметах:

1) внешняя деятельность.

2) жизнедеятельность.

3) внутренняя деятельность.

4) предметная деятельность.

4. Переход от внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность обозначается термином:

1) интериоризация.

2) экстериоризация.

3) смыслообразование.

4) саморегуляция.

5. Первый пласт индивидуальной деятельности человека составляет:

1) ее структурные компоненты.

2) ее предметное содержание.

3) взаимные переходы и превращение ее отдельных структурных элементов.

4) все ответы неверны.

6. Способы осуществления действий называются:

1) потребностью.

2) операцией.

3) мотивом.

4) задачами.

7. Автоматизированное выполнение действий называется:

1) умением.

2) деятельностью.

3) навыком.

4) знанием.

11. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1. В.А.Иванников, представляя обзор подходов к анализу деятельности, приводит следующий пример. В школе во втором классе обучаются отличница Л. и двоечник-троечник П. Оба учащихся ходят в школу, готовят дома уроки, отчитываются за учебу в школе. Но тестирование и наблюдение могут подтвердить наличие у Л. учебной и познавательной мотивации и отсутствие их у П. Мотив учебы П. – избегать наказаний за плохую учебу. При технологическом анализе такая учебная по содержанию активность Л. и П. есть учебная деятельность. Но по теории А.Н.Леонтьева их активность будет рассматриваться иначе. Как?

2. В нижеследующих ситуациях выделите структурные компоненты деятельности (мотив, цель, задачи, условия выполнения, действия, операции).

1) Желая хорошо выглядеть на свадьбе своей подруги, девушка с усердием шьет себе модное красивое платье по снятой ею из журнала выкройке.

2) Чтобы порадовать и удивить своих гостей, хозяйка изучает кулинарные книги и обзванивает знакомых в поисках «экзотических» рецептов.

3) Собираясь в дальнюю поездку, автолюбитель проверяет состояние своей машины, заливает полный бак бензином, обновляет масло, подкачивает колеса, приобретает минимум запчастей.

4) Желая получить достойную отметку на семинаре, студент идет в библиотеку, терпеливо конспектирует научную статью, ищет ответы на вопросы преподавателя.

3. В каких примерах проявляются умения, навыки, привычки?

1) В цехе работает мостовой кран. В кабине крановщика три рычага: один – поднимает и опускает груз, другой - продвигает кран поперёк цеха, третий перемещает мост крана вдоль оси. Работая всеми рычагами, крановщик перемещает груз по трём осям так, что груз движется по прямой линии.

2) Неопытный крановщик передвигает груз по каждой оси, работая по очереди каждым рычагом. Груз движется как бы скачками и по ломаной линии: пойдёт, остановится, затем пойдет в другом направлении.

3) Когда начинающий спортсмен учится перезаряжать винтовку, он нередко шепчет: «Раз - повернуть налево, два - потянуть к себе, три - толкнуть от себя, четыре - повернуть направо».

4) Переходя улицу с односторонним движением и посмотрев налево, навстречу движущемуся транспорту, вы, дойдя до середины, почувствуете потребность посмотреть направо, хотя и знаете, что транспорт оттуда не может идти.

5) В первое время ученик думает над тем, ставить или не ставить запятую в предложении. Для этого он вспоминает правила пунктуации, выбирает из них подходящие данному случаю. Он затрудняется сразу определить, нужно или не нужно ставить запятую в предложении.

6) По мере обучения ученик быстро, не тратя времени на определение типа предложения, безошибочно ставит знаки препинания.

Наши рекомендации