Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации
Типы невербальной коммуникации | Формы невербальных коммуникаций |
Движение Личные физические качества Речь Использование среды Физическая среда Время | Жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы Строение тела, вес, рост, цвет волос и кожи, запах тела, мускулатура Качество голоса, грамотность, частота речи, засоренность речи, смех, зевание и т.п. Способ использования и ощущения внешнего окружения, манеры помещения себя в среде, дистанционная близость в общении, чувство «своей» и «чужой» территории Дизайн помещения, мебели и других объектов, декорации, чистота и опрятность, освещенность, шум Опоздания, ранний приход, склонность заставлять ждать себя |
Организационные коммуникации
Значение организационных коммуникаций в функционировании организации
Коммуникациями пронизана вся служебная деятельность и процесс управления ею.
С точки зрения масштабов коммуникации делятся на две большие группы:
- между организацией и ее средой;
- между уровнями управления и подразделениями.
К первой группе относятся коммуникации, представляющие собой информационное взаимодействие с внешней средой.
Сюда относятся средства массовой информации, население, прокурорский надзор, органы государственного регулирования, политические группы, комитеты, общественные организации и т.п.
Возникновение коммуникаций внутри организации в виде совещаний, обсуждений, телефонных переговоров, отчетов и т. д., как правило, являются реакцией на воздействие внешней среды.
В качестве коммуникаций для организации используются различные формы.
Ко второй группе относятся коммуникации между уровнями управления и подразделениями.
Основу процесса управления составляет взаимодействие между элементами управленческой структуры — подразделениями, должностями, отдельными лицами, осуществляемое с помощью соединяющих их коммуникационных каналов, создаваемых в процессе личных контактов, обмена документами, функционирования электронных средств связи и т.п.
По содержанию такое взаимодействие может быть:
- информационным;
- административным;
- техническим.
В рамках информационного взаимодействия субъекты управленческой деятельности обмениваются сведениями, необходимыми для принятия решений.
Эти сведения бывают официальными, закрепленными юридически, и неофициальными, не обладающими никаким правовым статусом, но помогающими ориентироваться в ситуации.
В процессе административного взаимодействия вышестоящие звенья управленческой структуры передают нижестоящим управленческие полномочия и ответственность, различные распоряжения, инструкции, рекомендации, получают от них отчеты, осуществляют процесс контроля.
По назначению административное взаимодействие бывает координационным и интеграционным.
Техническое взаимодействие между субъектами управленческой структуры реализуется в процессе их участия в практической деятельности, например, в подготовке и проведении совещаний, коллегий, при обмене опытом, ведении делопроизводства, сборе, фиксации, хранении, выдаче различного рода документов и пр.
Трудности в осуществлении межличностных коммуникаций
Из всех видов коммуникаций межличностные сталкиваются с самым большим количеством барьеров, препятствующих эффективному восприятию информации получателем.
При декодировании сообщения возможны помехи, ограничивающие понимание информации и возникающие либо в физическом окружении, либо в сфере эмоций человека.
Выделяют три типа барьеров:
личностные, физические и семантические.
Коммуникационные барьеры
Макробарьеры коммуникаций | Микробарьеры коммуникаций |
Перезагрузка информационных сетей и искажение информации Потребность в более сложной информации Интернационализация деловых контактов и возрастание роли иностранных языков | Отношение отправителя информации к получателю Отношение получателя к отправителю информации Восприятие получателем многозначных слов и отсутствие обратной связи |
Личностные барьеры
Это коммуникативные помехи, порождаемые человеческими эмоциями, системами ценностей, неумением слушать собеседника, различия в образовании, поле, расе, социально-экономическом статусе, потребностях, интересах, накопленном опыте, психологическая несовместимость людей, участвующих в коммуникации.
Физические барьеры
Представляют собой коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций. Окружающая обстановка, шумы, невербальные средства коммуникаций способны препятствовать или наоборот содействовать восприятию, пониманию и усвоению передаваемой информации.
В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов (жесты, движения, позы, выражение лица, взгляды, улыбки, интонации, модуляции голоса, плавность речи, время, пространственное расположение и т.д.).
Практически невербальная информация подавляет вербальную, и важнее не что говорится, а как говорится. Соответственно значение и влияние невербальной коммуникации огромно.
Семантические барьеры
Означают различные значения, приписываемые разными людьми одним и тем же символам. Символы многозначны, и при выборе одного из них может возникнуть непонимание. Используемые в коммуникациях ограничения сужают возможность интерпретации и понимания сообщений и привносят субъективность в толкование и оценку информации.