Выбрать в качестве критерия простейшую меру, надежно указывающую, лежит ли проект в "области гарантированного успеха"
Условие "появление уровня 3" характеризуется временем его возникновения. Так, для испытателя, результаты которого приведены на рисунке, показатель, равный 2 ч, означает время, когда уровень 3 появляется впервые. Такой показатель был выбран из многих возможных вариантов по той причине, что он позволяет выразить огромное количество зафиксированных цифр в виде простых и понятных статистических параметров.
Испытания разных сидений, проводимые многими людьми, показали, что, несмотря на значительные различия между испытателями или между поездками на одном и том же сиденье, этот показатель надежно отражает различия между сиденьями, значительно отличающимися от друга по своей конструкции, ' лжает различий в комфортности
близких по конструкции сидений, используемых в автомобилях одного класса.
Проектировщик нового сиденья может охарактеризовать требуемые условия комфортности временем, в течение которого водитель или пассажир не будет испытывать неудобств. Для малолитражных автомобилей этот критерий может составлять 3 ч, поскольку очень немногие поездки в них продолжаются свыше 3 ч без остановки, а в большинстве малолитражных автомобилей дискомфортный уровень 3 появляется в течение второго или третьего часа езды. Для больших автомобилей проектировщик может установить критерий, соответствующий 4 ч езды без ощущения каких-либо неудобств. Это дает новой конструкции преимущество в 1—2 ч перед существующими вариантами, так как позволяет совершать безостановочные поездки в течение 3 ч и более.
Замечания
Возможность применения к плохо определенным задачам измеримого критерия дает, конечно, огромное преимущество. Отрицательной стороной зтого подхода является уменьшение "пространства маневрирования" в тех случаях, когда для описания широкой зоны неопределенности используется жесткий циф-к показатель. Это может лишить изобретательного проектировщика возможности сопоставить одну задачу с другой. Рекомендуемый здесь поэтапный подход с отысканием "гарантирующей успех" области вблизи грани может оказать в этих случаях существенную помощь.
При выборе критериев используется принцип операцыонализма (Чапанис [92] ). основанный на предположении, что явление признается существующим лишь в том случае, если можно подробно охарактеризовать операции, по которым внешний наблюдатель может это явление обнаружить.
Таким образом, "красота" в операциональном смысле не существует, так как нет действия, которое могло бы указать на наличие красоты независимо от субъективного состояния наблюдателя. Утверждение какого-либо наблюдателя,
■
Глава 12 Методы оценки (конвергенция)
что такой-то предмет красив, не может рассматриваться как доказательство наличия определенных свойств у предмета1^, а говорит лишь об определенной реакции наблюдателя на этот предмет. Выражаясь проще, можно сказать: "если что-то не может быть измерено, оно не существует". Таким образом, комфорт существует лишь как слово, произносимое в определенных ситуациях. То, к чему это слово относится, не может быть измерено и не обладает объективной реальностью. Мы показали, что эту трудность удалось преодолеть путем определения комфорта как "отсутствия дискомфорта", и сформулировали целый ряд правил для регистрации и анализа дискомфорта, испытываемого людьми на автомобильных сиденьях. Этот набор правил и составляет наш операциональный критерий. Он не измеряет комфорта или даже дискомфорта. Его функция — измерить вероятность того, что данное сиденье вызовет в сидящем определенную вербальную реакцию. Реакция эта отнюдь не сделает "комфорт" чем-то более реальным, чем он был до этого, но может оказать вполне измеримое влияние на сбыт автомобилей, удовлетворяющих или не удовлетворяющих этому критерию. Но поскольку наша задача состоит в том, чтобы повлиять на поведение потребителя, а не на метафизические размышления, нам нет нужды проявлять озабоченность в связи с нереальностью понятия "комфорт".
Пытаясь качественно определить нечто неосязаемое, легко упустить из виду принципы измерения (см. разд. 7.6 и 9.8). Можно было бы, например, объединить данные на нашем рисунке, взяв средний уровень дискомфорта для всех испытателей в каждый интервал времени и для каждой части тела. Но это исказило бы данные в случае, когда интервалы между цифровыми показателями не соответствуют вполне определенным
1 Проблема красоты рассматривается автором с идеалистических позиций буржуазной эстетики. Марксистская эстетика рассматривает красоту как ценность, в которой выражено объективное эстетическое значение явлений, осваиваемых через субъективные эстетические оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей. - Прим. ред.
приращениям дискомфорта (что в большинстве случаев и бывает).
Выбор в данном примере в качестве показателя неудобства сиденья времени, а не уровня дискомфорта позволяет избежать этой трудности, так как время измеряется по пропорциональной шкале, дающей возможность вычислять средние значения и определять другие статистические параметры.
Применение
Выбор операциональных критериев имеет большое значение при любой попытке рационального проектирования. Он в особенности необходим там, где главные задачи трудно четко сформулировать, и в таких ситуациях он дает огромные преимущества.
Обучение
Выбор критериев - одна из наиболее трудных задач в работе проектировщика, состоящих в превращении целей и идеальных представлений в измеряемые величины. Для этого от проектировщика требуются одновременно точность ученого и гибкость художника. Вряд ли здесь можно достичь успеха с первой попытки. иногда приходится заново учиться при отыскании критериев, соответствующих каждому новому проекту.
Стоимость и время
Разработка нового метода измерений всегда представляет длительную и дорогостоящую часть работы проектировщика. Для выработки и проверки критерия комфортности автомобильного сиденья потребовалось 6 человеко-месяцев и требуется еще дальнейшая оценка результатов. Когда заимствуются или приспосабливаются критерии, взятые из каких-либо других областей, процесс значительно сокращается. Однако стремление во что бы то ни стало ускорить этот особенно важный этап процесса проектирования приводит лишь к призрачной экономии времени и средств.
Библиография
Чапанис [92] .Джонс [65] .
12.3 Ранжирование и взвешивание
12.3. Ранжирование и взвешивание
Цель
Сравнить ряд альтернативных проектных решений, используя общую шкалу измерения.
План действий
1. Определить задачи, которым должны
отвечать альтернативные проектные
решения.
2. Если задачи следует ранжировать, то:
а) записать в матрице предпочтительную
задачу из каждой пары;
б) распределить задачи по их степени
предпочтения.
3. Если задачи должны быть взвешены,
назначить каждой задаче коэффициент
весомости, указывающий на ее важность
по сравнению с другими задачами.
4. Измерить или оценить степень, с ко
торой каждое альтернативное проектное
решение отвечает каждой из ранжирован
ных или взвешенных задач.
5. Преобразовать эти результаты в про
центные отношения при ранжировании
задач и в абсолютные величины цифро
вых коэффициентов весомости при
взвешивании задач.
6. Выбрать альтернативные проектные ре
шения, имеющие наилучшее процентное
отношение или наибольший коэффициент весомости.
Пример
Этот пример является продолжением примера с городским транспортом, задачи которого были сформулированы в разд. 9.1.
1. Определить задачи, которым должны отвечать альтернативные проектные решения :
а) обеспечить положение, при котором
не было бы серьезных жалоб на транс
портные затруднения в городе;
б) обеспечить, чтобы выбранная система
стала предметом гордости горожан;
в) обеспечить, чтобы система была приз
нана достижением городских властей;
г) обеспечить положение, при котором
горожане готовы были бы платить необ
ходимые для строительства новой сис
темы налоги.
2. Если задачи следует ранжировать то:
а) записать в матрице предпочтительную задачу из каждой пары
(см. разд. 11.1):
]а | цачи | Итого | ||||
1. | Отсутствие жа- | |||||
лоб | - | |||||
2. | Гордость горо- | |||||
жан | - | |||||
3. | Авторитет влас- | |||||
тей | — | |||||
4. | Приемлемые | |||||
налоги | - |
1 — задача в данной строке предпочтительнее задачи в данной колонке.
0 = задача в данной колонке предпочти
тельнее задачи в данной строке.
б) распределить задачи по их степени предпочтения.
Ранг совпадает с итоговым числом для строки:
1 - отсутствие жалоб;
2 — приемлемые налоги;
3 — авторитет властей;
4 — гордость горожан
в соответствии с предпочтениями, указанными выше. Преимущества ранжирования становятся особенно очевидными при наличии большого числа задач, когда их невозможно удержать в голове и интуитивно распределить по рангам.
3. Если задачи должны быть взвешены, назначить каждой задаче коэффициент весомости, указывающий на ее важность по сравнению с другими задачами.
Первой задаче можно назначить коэффициент 60, второй — 20, третьей и четвертой — по 10.
Глава 12 Методы оценки (конвергенция)