Определение групп крови человека системы АВ0
Кровь человека относят к той или иной группе в зависимости от наличия в эритроцитах и плазме особых белков. Эти белки в эритроцитах были названы агглютиногенами и обозначены буквами А и В, а в плазме – агглютининами с обозначением их греческими буквами a и b.
Агглютинины обладают свойством вызывать агглютинацию (склеивание) эритроцитов при наличии в них соответствующих агглютиногенов. Агглютинин a вызывает склеивание эритроцитов, содержащих агглютиноген А, агглютинин b вызывает склеивание эритроцитов, содержащих агглютиноген В. Поэтому кровь человека не может одновременно содержать агглютиноген А и агглютинин a или агглютиноген В и агглютинин b.
В зависимости от соотношения агглютининов и агглютиногенов, различают четыре группы крови. Кровь I группы не содержит агглютиногенов, в ее плазме есть агглютинины a и b. Кровь II группы содержит агглютиноген А и агглютинин b, кровь III группы -агглютиноген В и агглютинин a. Кровь IV группы не содержит агглютининов a и b, в эритроцитах есть агглютиногены А и В.
Для установления группы крови используют стандартные сыворотки, содержащие определенный титр агглютининов.
О с н а щ е н и е: стандартные сыворотки крови групп 0, (I), А (II) и В (III), двух различных серий для каждой группы; изотонический раствор натрия хлорида; белая фарфоровая пластина с несмачиваемой поверхностью; пипетки; стеклянные палочки, стерильный скарификатор.
С о д е р ж а н и е р а б о т ы. На левой стороне пластины напишите «О», в середине – «А» и справа – «В», на верхнем крае – фамилию и инициалы лица, у которого определяете группу крови.
Под соответствующим обозначением группы крови на пластину нанесите по одной большой капле (около 0,1 мл) стандартной сыворотки групп 0, А, В. Стандартные сыворотки берут двух различных серий для каждой группы, поэтому всего получится шесть капель, которые образуют два ряда.
Внимание. Сыворотку берите из ампулы пипеткой, которую тотчас после того, как из нее выпущена сыворотка, опустите в ту же ампулу с сывороткой, из которой она была взята.
Кровь для исследований берите обычным способом. Шесть капель крови величиной с булавочную головку последовательно перенесите сухой стеклянной палочкой на пластинку в шесть точек, каждую рядом с каплей стандартной сыворотки (исследуемой крови должно бить приблизительно в 10 раз меньше количества стандартной сыворотки, с которой она смешивается).
Второй стеклянной палочкой перемешивайте каплю крови с сывороткой группы 0 (I) до тех пор, пока смесь не окрасится в равномерно красный цвет. Третьей стеклянной палочкой перемешайте следующую каплю крови с сывороткой группы А (II) и так же поступите с сывороткой В (III). Повторите те же действия во втором ряду. После размешивания капель пластинку покачайте, затем на 1 – 2 мин оставьте в покое и снова периодически покачивайте.
Агглютинация начинается в течение первых 10–30 с, однако наблюдение следует вести и далее – до 5 мин ввиду возможности более позднего возникновения агглютинации. Через 3 мин после наступления агглютинации в капли смеси сыворотки с эритроцитами добавьте по 1 капле изотонического раствора натрия хлорида и продолжайте наблюдение при периодическом покачивании пластины до истечения 5 мин.
Реакция в каждой капле может быть положительной или отрицательной. При положительной реакции обычно в течение первых 10 – 30 с с начала перемешивания в смеси появляются видимые невооруженным глазом мелкие красные «зернышки» (агглютинаты), состоящие из склеенных эритроцитов. Мелкие агглютинаты постепенно сливаются в более крупные, а иногда в хлопья неправильной формы, при этом сыворотка совсем или почти совсем обесцвечивается. При отрицательной реакции жидкость все время (5 мин) остается равномерно окрашенной в красный цвет и в ней не обнаруживается агглютинатов.
Результаты реакций в каплях с сыворотками одной и той же группы, но разных серий должны совпадать.
При наличии агглютинации с сыворотками всех трех групп проведите дополнительное исследование с сывороткой группы АВ для исключения агглютинации, вызванной антиэритроцитарными аутоантителами. Результат должен быть отрицательный!
Результаты реакций с сыворотками трех групп 0 (I), А (II), В (III) могут давать четыре различные комбинации положительных к отрицательных реакций, приведенные в таблице
Результат реакции с сывороткой группы | Исследуемая кровь принадлежит к группе | |||
А | В | АВ | ||
— | — | — | Не требуется | 0(1) |
+ | — | + | А (II) | |
+ | + | — | В(III) | |
+ | + | + | — | AB(IV) |
Примечание. Знаком (+) обозначено наличие агглютинации, знаком (—)– отсутствие агглютинации.
Оформление протокола.
1. Занесите результаты исследования в тетрадь.
2. Заполните общую схему агглютинации для четырех групп крови, обозначив агглютинацию штриховкой в соответствующих кружках.
________ группа крови;
________ группа крови;
________ группа крови;
________ группа крови;
3. Отметьте наблюдаемую вами картину, сделайте вывод о групповой принадлежности исследуемой вами крови.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Зарисуйте схему совместимости круп крови. На сновании таблицы реакции сывороток групп крови, схемы агглютинации групп крови, и вашего рисунка сделайте заключение о правилах переливания крови Ответ обоснуйте
-----------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5. Всегда ли переливание должно происходить по принципу «группа в группу». В каких случаях это правило может быть нарушено.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ТЕМА: ФИЗИОЛОГИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ
Задание 1. Дайте определение следующим понятиям:
Систола –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сердечный цикл –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Автоматия сердца –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пейсмекер –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Компенсаторная пауза –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Линейная скорость кровотока –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Минутный объем крови –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Резисимвный сосуд –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Артериальное давление –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пульсовое давление –
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Зарисуйте схему проводящей системы сердца, отметьте её элементы, объясните физиологическое значение проводящей системы.
----------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Зарисуйте изменение кривых потенциалов действия в проводящей системе сердца и его сократительных элементах.
Объясните физиологический смысл такого изменения кривых потенциала действия
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------