ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ... упражнение «фитодизайн»
упражнение «фитодизайн»
Основные цели: Освоение технологии взаимодействия с фито-материалом при усилении эмоционального и практического компонентов личностного отношения к природе.
Ориентировочное время: 1,5—2 часа.
Материалы и подготовка: Сухие растения, декоративные природные материалы (мох, кора, коряги, ветки), керамические вазы и другая декоративная посуда. Ведущий должен подготовить сообщение об основных принципах построения композиции с демонстрацией открыток, слайдов и т.п.
Процедура: Вначале ведущий рассказывает об истории и законах фитодизайна, знакомит с различными школами флористики. При этом может сам параллельно с рассказом составить простую композицию, иллюстрирующую его рассказ. Затем участники индивидуально или в небольших группах работают над составлением композиции из предложенных материалов. Темы для композиции можно предлагать «экологически-психологического» характера, например, «Земля через 100 лет», «Синица проснулась», «Голоса березовой рощи» и т.п. Упражнение заканчивается выставкой и обсуждением, в котором основное внимание уделяется анализу чувств и мыслей, вызванных восприятием работ участников.
Рис. 55. Примеры выполнения участниками эколого-психологического тренинга упражнения «Фитодизайн».
упражнение «ландшафтный садик»
Основные цели: Освоение технологии взаимодействия с природой, усиление эмоционального и практического компонентов личностного отношения к природе.
методические аспекты психолого-педагогической коррекции 405
Ориентировочное время: 2—3 часа.
Материалы и подготовка: Различные комнатные растения, грунт, коряги, ветки, мох, гравий, кора, листья, камни и другие природные материалы, пластмассовые или керамические контейнеры больших размеров, детские совки и ведерки, бумага, карандаши.
Процедура: Участники распределяются на группы по 4—5 человек, каждая группа (семья) получает задание: создать в контейнере участок «зимнего сада» с растениями, горками, тропинками, возможно, с миниводоемом и т.д.
Примечание: Ведущий выступает техническим консультантом: показывает приемы правильной посадки растений, устройства дренажа, дает информацию об экологических характеристиках растений (сколько поливать, много ли нужно света, как можно размножить и т.п.)
Рис. 56а. Примеры выполнения участниками эколого-психологического тренинга упражнения «Ландшафтный садик».
406
психолого-педагогическая коррекция..
методические аспекты психолого-педагогической коррекции 407
Ориентировочное время: 30 минут.
Материалы и подготовка: Бумага, ручки. Ведущему необходимо разыскать в литературе описание ритуалов, связанных с взаимодействием человека с природой. Это могут быть ритуалы перед началом охоты первобытных людей, ритуалы «любования» природой у японцев и т.д.
Процедура: Вначале ведущий зачитывает описание какого-то ритуала, затем участники должны сами создать свой ритуал какой-либо деятельности, связанной с природой: сбора грибов, рыбной ловли, прогулки по лесу и т.п. Участники распределяются по группам из 3—5 человек, в конце упражнения каждая рабочая группа представляет (имитирует) разработанный ритуал.
Примечание: Это упражнение особенно эффективно в семейной форме тренинга. Каждая семья вырабатывает для себя определенный ритуал, который может использовать, превратив впоследствии в семейную традицию.
Рис. 566. Примеры выполнения участниками эколого-психо-логического тренинга упражнения «Ландшафтный садик».
упражнение «ритуалы и традиции»
Основные цели: Развитие экологического мировоззрения королей взаимодействия с объектами природы.
упражнение «экологическая этика»
Основные цели: Формирование экологичности мировоззрения, расширение стратегий взаимодействия с объектами природы, усвоение технологии взаимодействия, усиление всех компонентов личностного отношения к природе.
Ориентировочное время: 1 час.
Материалы и подготовка: Бумага, ручка, компетентность ведущего в области содержания животных и растений.
Процедура: Консультируясь с ведущим, участники тренинга выбирают растения или животных, которых они теперь или в будущем собираются завести у себя дома с учетом своих условий, возможностей и симпатий. Также с помощью ведущего составляется список всего, что им следует подготовить, прежде чем животное или растение появится в их доме. Затем составляется этический кодекс содержания дома объектов живой природы, в котором отражаются обязанности, обязательства, гарантии, ожидания и т.п. по отношению к избранному живому существу.
Примечание: Особенно эффективно это упражнение в условиях семейного тренинга. В этом случае, кодекс оформляется в виде своего рода «контракта». Он подписывается, с одной стороны, всеми членами семьи, а с другой — одним из них от имени данного животного или растения. Этот член семьи должен стараться отстаивать интересы животного или растения, а в дальнейшем