Перспективные и малоперспективные для воздействия оппоненты
Проще убеждать тех, кто имеет:
• яркое живое воображение;
• ориентацию скорее на других, чем на себя;
• несколько заниженную самооценку (робкие и слабо доверяющие своему собственному мнению субъекты).
Трудно поддаются убеждению лица с:
ü - явной враждебностью по отношению к другим (проявляемое сопротивление, кстати, часто может возникать как следствие желания доминировать над окружающими...);
ü - сильным духом критицизма;
ü - готовностью к переиначиванию своих взглядов (проще говоря, стремлением всегда иметь еще одну позицию про запас...).
Планирование эпизода убеждения
Перед проведением активной акции следует добротно подготовить человека рядом подводящих предварительных бесед, с тем чтобы последующее акцентированное воздействие не явилось для него неприятной неожиданностью. При планировании эпизода убеждения надо:
1) тщательно выбрать место, окружение и момент для контакта;
2) рассчитать, как приступить к беседе, как снять начальное напряжение, как вызвать некоторый интерес;
3) хорошо продумать, как направить разговор в желаемое русло;
4) отработать всю свою аргументацию сообразно с психологией, мотивами и устремлениями объекта;
5) выбрать ритм беседы и порядок предъявления аргументов;
6) вычислить возможные контраргументы, и продумать как их нейтрализовать;
7) наметить запасные варианты продолжения беседы, если партнер решительно заявит "нет!";
8) четко представлять себе как завершить беседу.
Выбор условий для проведения контакта
Ø место, где осуществляют убеждение по возможности должно способствовать благодушному настроению человека, ибо это улучшает восприимчивость к сопутствующему влиянию; так, если в "рабочей" комнате есть картины, ублажающие взор объекта, звучит нравящаяся ему музыка, а на столе любимый напиток - он будет более сговорчив;
Ø присутствие каких-то посторонних лиц обычно нежелательно, хотя иной раз отдельные персоны (некие авторитеты, заинтересованные близкие...) прямо либо косвенно могут участвовать в процессе убеждения;
Ø время проведения основной беседы следует сообразовывать с такой ситуацией, при которой некие потребности и настроения объекта сближаются с подбрасываемыми ему идеями (разочарование в чем-либо, затруднения в карьере, разные события, которые можно трактовать как вероятную угрозу с определенной стороны...) либо когда он уже подготовлен предварительными собеседованиями.