З. фрейд, его последователи и оппоненты

Зигмунд Фрейд —австрийский психолог, невропатолог, психиатр, для него характерны исследования явлений бессознательного, их природы, форм и способов проявления.

Основные работы Фрейда,содержащие философские идеи и концепции:

— «Массовая психология и анализ человеческого "Я"»;

— «По ту сторону принципа удовольствия»;

— «"Я" и „Оно“»;

— «Психология бессознательного»;

— «Неудовлетворенность в культуре»;

— «Цивилизация и анализ человеческого "Я"» и др. Фрейд выдвинул:

— гипотезу об исключительной роли сексуальности в возникновении неврозов;

— утверждение о роли бессознательного и возможности его познания через толкование сновидений;

— гипотезу, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного — принципу реальности.

Для философии Фрейда основная мысль — это то, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект — аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления.

Главным исследованиемФрейда является роль важнейшего, по его мнению, двигателя психической жизни человека — «либидо»(полового влечения), определяющего противоречия:

— человека и социальной среды;

— человека и культуры;

— человека и цивилизации.

Через призму сублимации Фрейд рассмотрел:

— формирование религиозных обрядов и культов;

— появление искусства и общественных институтов;

— возникновение науки;

— саморазвитие человечества.

Со стороны философии Фрейд дает свое осмысление человека и культуры. Культуравыступает у него как «Сверх-Я»,основанная на отказе от удовлетворения желаний бессознательного, она существует за счет сублимированной энергии либидо.

В своей работе «Неудовлетворенность в культуре» Фрейд делает вывод о том, что прогресс культуры уменьшает человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний.

В рассмотрении социальной организации общества Фрейд концентрирует свое внимание не на ее надындивидуальном характере, а на природной склонности человека к разрушению, агрессии, которая может быть обуздана культурой.

Карл Густав Юнг —швейцарский психолог, философ, культуролог, начинал свою деятельность как ближайший соратник Зигмунда Фрейда и популяризатор его идей.

После разрыва Юнга с Фрейдом происходит пересмотр идей о происхождении творчества человека и развитии человеческой культуры с точки зрения «либидо» и «сублимации», вытеснение сексуальности и всех проявлений бессознательного через «Сверх-Я».

«Либидо» в понимании Юнга — это не просто некое половое влечение, а поток витально-психической энергии. Юнг ввел в научные исследования такие объекты, как учение о карме, реинкарнации, парапсихологические феномены и др. Основные работы К.Г. Юнга: «Метаморфозы и символы либидо»; «Психологические типы»; «Отношения между Я и бессознательным»; «Попытка психологического истолкования догмата о троице».

Интереснейшим представителем неофрейдизма был Эрих Фромм.

Основные работы: «Бегство от свободы»;«Концепция Маркса о человеке»; «Искусство любви»; «Революция надежды»; «Кризис психоанализа»; «Человек для самого себя» и др.

ФИЛОСОФСКИЙ ПОСТМОДЕРН

Модернизм(фр. moderne — новейший, современный) как феномен имел в истории культуры разные объяснения: как новое в искусстве и литературе (кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстрактное искусство и т. п.); как направление в католицизме, которое стремится к обновлению вероучения на основе науки и философии; как осмысление качественно новых феноменов или качественно новой интерпретации уже известного в философии.

Так, к модернизму в свое время относили:

— позитивизм;

— марксизм;

— Просвещение.

Философский постмодерн — специфика философской мысли, которая представлена следующими именами:

— Жак Лакан;

— Жак Деррида;

— Жорж Батай;

— Жиль Делез;

— Жан Франсуа Лиотар;

— Жан Бордрийяр;

— Ричард Рорти и др.

Главная задача постмодернистов — сломить многовековой диктат законодательного разума, показать, что его претензии на познание истины являются гордыней и ложью, использованными разумом для оправдания своих тоталитарных притязаний.

Основные принципы постмодерна:

— объективная сущность — иллюзия;

— истина неоднозначна, множественна;

— обретение знания — это бесконечный процесс пересмотра словаря;

— действительность формируется под воздействием человеческих желаний и поступков;

— человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одна интерпретация не имеет преимуществ перед другой и т. п.

Одним из первых мыслителей философии постмодерна является француз Жан Франсуа Лиотар.

В своей книге «Состояние постмодерна» (1979) он разъясняет феномен постмодерна как культурологический в целом, как своего рода реакцию на универсалистское видение мира в модернистской философии, социологии, религиоведении, искусстве и т. д.

Лиотар считает, что отличие постмодернистской философии от марксистской — в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, которые представляются не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в социальной сфере.

Постмодернизм представлен современными:

— постструктурализмом (Ж. Деррида, Ж. Бордрийяр);

— прагматизмом (Р. Рорти).

Американский философ Ричард Рортивыдвинул мнение, что вся до сих пор существовавшая философия искажала личностное бытие человека, ибо лишала его творчества.

В своем учении Рорти совмещает прагматизм с аналитической философией, утверждая, что предметом философского анализа должны быть социум и формы человеческого опыта. Для него социум — общение людей, а главное в нем — интересы личности, «собеседника».

Постмодернист, французский философ Жак Деррида —один из ярчайших представителей современного постструктурализма.

Деррида критикует понимание бытия как присутствия. Он считает, что живого настоящего как такового не существует: оно распадается на прошлое и будущее.

Многие постмодернисты предлагают новый тип философствования — философствование без субъекта.

Постмодернизм — это реакция на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества.

Постмодернизм предлагает перейти на гуманитаризацию, антропологизацию философского знания.

Наши рекомендации