Психологические основы предъявления для опознания
Психологическая сущность предъявления для опознания заключается в том, что человек, воспринимая какие-либо объекты, сохраняет их в своем сознании в виде мысленных образов, а затем сопоставляет по прошествии определенного времени эти образы с объектами, предъявляемыми для опознания, и делает выводы об их тождестве, сходстве или различии. Опознание - это действие сличения наличного образа с уже созданным и записанным в памяти эталоном.
Узнавание является одним из основных психических процессов, который состоит из совокупности стадий, объединенных общим названием - процесс формирования показаний опознающего. Названные стадии взаимосвязаны и включают в себя: 1) восприятие объектов; 2) запоминание и сохранение в памяти признаков воспринимаемого объекта; 3) воспроизведение мысленного образа, ранее воспринятого; 4) узнавание предъявленного для опознания.
Восприятие определяется как форма чувственного отражения действительности в сознании, способность обнаруживать, принимать, различать и усваивать явления внешнего мира и формировать их образ. С учетом психологических закономерностей этого процесса в литературе выделяются объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на восприятие.
К субъективным факторам относят индивидуальные качества воспринимающего: возраст, профессию, эмоциональное состояние, состояние здоровья, алкогольное опьянение и т.д.*(167) В число объективных факторов, влияющих на восприятие, входит расстояние до воспринимаемого объекта, продолжительность восприятия объекта, побочное воздействие других раздражителей, погодные условия (туман, снег) и др.
Запоминание как процесс сохранения в памяти воспринятой информации предопределяется следующими закономерностями: преднамеренным характером запоминания, промежутком времени, прошедшим со времени восприятия, сильным впечатлением от восприятия, нормальным состоянием организма, возрастом и др.
Воспроизведение мысленного образа предполагает поиски объекта в памяти. Нередко это связано с определенными трудностями воспоминания. В своих показаниях на допросе человек воспроизводит образ воспринятого объекта, его приметы и особенности в пределах того, что сохранилось в памяти. Описание объекта делает его более четким, способствует дальнейшему опознанию объекта. Но следует учитывать, что на этот сложный процесс оказывают влияние страх, волнение, напряжение и т.д.
Узнавание можно определить как обнаружение в ком-нибудь, чем-нибудь знакомого. Оно является главным моментом в предъявлении для опознания. Исходя из природы этого процесса различают симультанное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое) узнавание.
Симультанное узнавание получило такое название с учетом иноязычного происхождения (от фр. simultan - "одновременный", от лат. simul - "в одно и то же время"), что в переводе означает "характерный для такого декорационного оформления спектакля в средневековом театре, при котором на сцене устанавливались одновременно (по прямой линии) все декорации, необходимые по ходу действия".
При симультанном узнавании опознающий формирует вывод исходя из общего узнавания объекта, без анализа его отдельных признаков. При симультанном опознании происходит мгновенное совпадение образа воспринятого ранее объекта, находящегося в памяти, и объекта, предъявляемого для опознания.
Сукцессивное узнавание получило такое название от слова "сукцессия" (от фр. succession, нем. Sukzession, лат. successio - "наследование", "преемственность"), что определяется как последовательная смена одних сообществ организмов другими.
При сукцессивном узнавании данный процесс происходит постепенно путем мысленного сравнения, выделения, отбора и сопоставления отдельных признаков объекта, запечатленного в памяти, и воспринимаемых при опознании характеристик объекта.
Вид узнавания зависит от многих факторов: условий восприятия, состояния опознающего и др. На результат узнавания влияют факторы объективного и субъективного характера. Объективные - вид, характер, интенсивность естественных изменений, произошедших с объектом, маскировка, обстановка, в которой происходит опознание. К субъективным относят возраст опознающего, эмоциональное состояние, уровень подготовки к следственному действию и др.