К закону согласования ритмики

Как проявляется закон согласования ритмики в таких системах, как бритва, же-лезнодорожное полотно, кинотеатр, велосипед, контрольная работа по математике?

Ответ в приложении 1.

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ответы к упражнениям Упражнение 1

• Оставляет след на поверхности бумаги путём доставки к ней красящего вещества с помощью пишущего узла - вращающегося в трубке шарика.

• Уменьшает затраты энергии на перемещение путём вращения колеса на оси с малым трением.

• Защищает внутренние устройства и экипаж от попадания пуль/снарядов путём изменения их траектории и скорости движения.

• Размягчает мясо путём нанесения ударов по его поверхности.

Упражнение 11

1. Закон возрастания идеальности выполняется:

• снижается отношение массы корпуса к тонне перевозимого груза;

• увеличение размеров современного танкера на 25% обеспечивает прирост грузоподъёмности почти на 95%;

• грузоподъёмность растёт быстрее, чем стоимость постройки;

• не нужно увеличивать мощность силовой установки пропорционально полной массе судна для достижения той же скорости;

• оборудование почти одинаково как для большого, так и для малого судна;

• размер команды практически такой же.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сборник изобретательских ситуаций для самостоятельной работы

№1. Городские сады

Современные города - это бетон и асфальт. Земля (площадь) в городах очень дорога, поэтому места для необходимых человеку зелёных насаждений всегда меньше, чем хотелось бы.

Сделайте предложения для архитекторов, как решить эту проблему.

Приложения Нщ

№2. Антиантирадар

Любители превышать скорость избегают столкновения с законом с помощью антирадаров. Если машина попадает в «поле зрения» полицейского радара, ан-тирадар подаёт сигнал и нарушитель резко притормаживает.

Как, не запрещая антирадаров законом, повысить эффективность действий против лихачей?

№3. Светофоры для дальтоников

Около 8 процентов мужчин - дальтоники, то есть не различают или плохо различают цвета. В большинстве стран таким людям не дают водительских прав. Причина в том, что эти люди не могут различать сигналов светофора.

Предложите конструкцию светофора, которая решила бы эту проблему.

Проанализируйте достоинства и недостатки вашей конструкции.

Постройте дерево целей по внедрению вашей конструкции в жизнь.

№4. Фура под мостом

На автостраде грузовая фура застряла под мостом. Скорость машины была большой, и она оказалась «вбита» под мост почти до середины. Своим ходом выбраться невозможно. Да и тросом вытянуть не получается. А груз - живые кони. Ситуация сложная: фура загородила проезд, образовалась «пробка», кони нервно бьют копытами.

Найдите выход в этой ситуации.

№5. Старинные часы

В одном из музеев установлены старинные часы, которые ходят без подзаводки уже почти два столетия.

Как это удалось? Предложите максимум вариантов решения задачи.

№6. Испытание давлением18

В лаборатории испытывают надувные камеры, которые должны выдерживать высокое давление. Некоторые камеры на пике давления лопаются, при этом происходит перепад давлений, характерный для взрыва, что небезопасно. Необходимо оставить испытания, но сделать их безопасными.

Как?

№7. Мини-плотины19

Геологи, которые ставили свои временные палаточные лагеря высоко в горах, далеко от дорог и жилья, брали с собой небольшие переносные турбины. Такие турбины умещаются в рюкзаках и легко устанавливаются в любом месте, на любой реке и дают электроэнергию для освещения. Но для эффективной работы даже такой маленькой турбины одного течения реки недостаточно - лучше,

18Текст предоставлен Т. Подшибловым. 19Текст предоставлен В. Марченко.

ТРИЗ_________

если вода падает на лопатки турбины сверху, то есть нужна плотина. Однако времени для её возведения у геологов нет, да и плотина нужна временная. Как быть?

№8. Как спрятать озеро?20

Птицы являются источником постоянных хлопот для персонала аэропортов - их необходимо отгонять от зон, в которых проходит посадка или взлёт самолётов. В частности, мешают водоплавающие птицы, которые могут селиться на небольших озерцах и болотцах вокруг аэропортов. Осушать эти водоёмы дорого. Добавлять в воду ядохимикаты неприемлемо - это удар по окружающей среде. Как же «объяснить» уткам и гусям, что в некоторых водоёмах селиться не надо?

Постойте причинно-следственную цепочку НЭ для этой ИС.

Какое можно найти решение?

№9. Ледовая хватка

Российские учёные, изучающие Арктику, организовывают палаточные городки на дрейфующих льдинах. Однажды возникла необходимость срочно эвакуировать учёных. Для этого решили послать специальный самолёт, который садится не на колёса, а на лыжи. Но опытный полярный пилот сообщил о довольно неприятной ситуации - во время посадки лыжа сильно нагревается из-за трения и после остановки самолёта может примёрзнуть к поверхности. Если под лыжей снег, это не так страшно. Но в этот раз посадка будет на чистый лёд, а значит, пока самолёт будет загружаться, лыжи примёрзнут, и самолёт не сможет взлететь. Обычно через некоторое время после посадки лыжу освобождают от ледового плена, но в данном случае на такую операцию времени не будет.

Как же быть?

№10. Испытания в агрессивной жидкости

В лаборатории возникла необходимость испытать подшипники в агрессивной жидкости. Чтобы они были в контакте со «свежей», то есть ещё не прореаги-ровавшей, жидкостью, их решили вращать полностью погружёнными. При этом ёмкость для испытаний должна быть герметично закрыта. Сделали установку, чтобы передавать вращение валом, проведённым через отверстие с уплотнением в стенке. Но оказалось, уплотнение быстро теряет герметичность. Можно, конечно, сделать уплотнение из специальных материалов, - но это дорого, да и не быстро.

к закону согласования ритмики - student2.ru Как усовершенствовать установку для испытания подшипников?

-.-■•■■:■:.;■■■.-.

____________________________________ Рис. 18

20Текст предоставлен Е. Долгалёвым.

Приложения

Рис. 19. Модель устройства для испытания подшипника в агрессивной среде с вращением подшипника через вал: 1 - корпус ячейки; 2 - агрессивная жидкость;

3 - уплотнитель, стойкий к агрессивной среде;

4 - вал; 5 - внутреннее кольцо подшипника; 6 - внешнее кольцо подшипника; 7 - «фиксатор» внешнего кольца подшипника

_iki^_



к закону согласования ритмики - student2.ru №11. Суд над знаменитостью

Телевизионный канал приготовился к трансляции заседаний суда над широко известным человеком. Но власти запретили доступ видео- и телекамер в зал заседаний. Тем не менее ТВ-канал нашёл способ, как показывать народу суд, не нарушая запрета.

Найдите такой способ и вы.

№12. Золото Юкона

Старый Билл с трудом тянул по апрельскому рыхлому снегу свои санки с со-лидным грузом золотых слитков прямо к берегу Юкона. Река оказалась значительно шире, чем это можно было представить, глядя на карту, - противоположный берег с трудом угадывался на фоне серого неба. Лёд уже не был таким надежным, как зимой. Он стал рыхлым, как бы состоящим из слабо спрессованных стеклянных иголок. Самого Билла с небольшой частью груза этот лёд выдерживал только на лыжах. Но чтобы не проваливались санки, из них пришлось выгрузить почти половину содержимого. Билл не знал, успеет ли он совершить два рейса. И его приводила в отчаяние мысль о том, что придётся оставить здесь целое состояние, добытое таким тяжёлым трудом, а самому уйти к далёкому противоположному берегу. Кстати, а что делать потом? Оставлять перенесённую часть золота на том берегу и идти обратно? Но здесь уже может ничего не оказаться, ведь следом идёт Верзила Джо, а на снегу следы от тайника не спрячешь... Билл подумал ещё и о том, что самое смешное будет, когда он несолоно хлебавши вернётся к первой части, оставленной на том берегу, и не найдет её тоже. Ведь никому, буквально никому нельзя доверять. Да, здесь можно было сойти с ума от отчаяния...

№13. Потерянный топор

После того как палатка была сложена и надёжно упакована, старина Билл по доброй ковбойской традиции присел перед дорожкой на нарты и принялся осма-тривать своё хозяйство. Важно было понять, не осталось ли что-нибудь на месте привала. Вроде бы всё было в порядке, но Билл всё же принялся привычно про-борматывать названия наиболее важных предметов, составляющих его нехитрое хозяйство, вспоминая, куда он их уложил. И очень скоро понял, что не может найти топор. Ещё вчера вечером топор был, с его помощью были нарублены еловый лапник для ночлега, сучья для костра. Но сейчас топора уже нигде не было. Билл с тоской оглядел место своей стоянки. Глубокий снег в радиусе двадцати метров был словно перепахан - постарались лайки, которых он прикупил у владельца фактории. И где-то на дне этого снежного океана лежал такой нужный в дальних



триз

путешествиях предмет - топор. На поиски мог уйти целый день. Но терять его было никак нельзя - ровно через неделю Билл должен быть на пристани, а ходу туда на упряжке - ровно семь дней. Но и ночевать семь раз в тайге, не имея возможности срубить дерево для ночного костра - это безумие. Билл тяжело задумался...

№14. Билл и оловянная чума

Ближе к зиме, когда ручьи на Клондайке замёрзли, Билл засобирался на охоту. Он двинулся на северо-восток, переправился через широко разлившееся устье Маккенли и наконец добрался до берега Большого Медвежьего озера. Так далеко на север он не забирался ещё никогда. Места были самые подходящие. Представьте себе заснеженную равнину без конца и без края, глазу зацепиться не за что. Под снежным покровом, в слое ягеля, жили мириады леммингов. На них охотились тысячи песцов в прекрасных белых шубах. А на песцов охотился Билл. Выше Билла в этих местах уже никого не было. Кроме погоды.

Целыми днями Билл перемещался от ловушки к ловушке, ставил и снаряжал капканы, забирал из них свою добычу. Ближе к вечеру возвращался к своей палатке. Там у него был запас дров и продуктов. Конечно, увидеть на бескрайней равнине небольшой холмик, засыпанный снегом, было невозможно, но над складом торчала шестиметровая мачта с красным флажком наверху. Мачта состояла из нескольких прямых и толстых прутьев орешника, которые соединялись между собой оловянными муфтами. Каждый вечер Билл разбирал свою мачту, отсоединяя муфты, чтобы сделать из прутьев каркас для палатки. Белые блестящие муфты были предметом тайной гордости Билла - он сам их придумал и сам отлил прошлым летом, расплавив для этого имевшуюся у него оловянную миску и даже пожертвовав для этого оловянные пуговицы со своих брюк и рабочих штанов. Пуговицы потом пришлось заменить на костяные, самодельные.

С такой мачтой поиск места ночёвки значительно упрощался. Но так продол-жалось недолго. Однажды ночью ударил сильный мороз, термометр опустил­ся градусов до тридцати по Фаренгейту, а утром, когда Билл после утреннего завтрака и чая, который он отхлёбывал прямо из котелка, приступил к сборке мачты, оказалось, что муфты исчезли. Ещё вечером они лежали, все четыре, в небольшом холщовом мешочке, но утром муфт в них не оказалось - мешочек оказался заполнен странным серым порошком. «Оловянная чума», - подумал Билл. Он что-то слышал про это явление - бывалые охотники говорили, что оловянные предметы рассыпаются в порошок при сильных морозах21.

Теперь предстояло решить сложную проблему - как собрать мачту. Билл задумался. Привязывать один шест к другому кожаными шнурками, которые у него были, Билл не хотел. На морозе кожа затвердеет, и вечером шнурки придётся резать, а их запас не беспределен. Больше соединять шесты было нечем. А без мачты место стоянки не найти.

Нужно что-то придумать...

21* «Оловянная чума» - это фазовый переход, при котором плотное белое олово превращается в менее плотный серый порошок. Происходит при температурах ниже -33 градусов по Цельсию.

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Международная ассоциация ТРИЗ

С 6 по 9 июля 1999 года в Петрозаводске прошёл первый учредительный съезд, на котором была образована Международная общественная ассоциация профессиональных преподавателей, разработчиков и пользователей теории решения изобретательских задач. Учредителями ассоциации стали 19 общественных организаций из 8 стран мира, в том числе из США, Франции, Латвии, Эстонии и др., приславших более 120 делегатов. Международная ассоциация ТРИЗ является правопреемницей Ассоциации ТРИЗ, бессменным Президентом которой до 1998 года был основоположник теории Г.С. Альтшуллер.

В настоящее время в Международную ассоциацию ТРИЗ входят региональные общественные организации из России, Беларуси, США, Японии, Франции, Израиля, Италии, Индии, Китая, Южной Кореи и других стран.

Специалисты Международной ассоциации разрабатывают учебные пособия, методические рекомендации, проводят исследовательскую работу. Организована работа информационной службы. Ежегодно проводятся международные конференции.

В 1998 году Г.С. Альтшуллер выдал сертификаты Мастеров ТРИЗ 65 своим ученикам. С 1999 года в Международной ассоциации ТРИЗ была введена пя-тиуровневая система сертификации. К июню 2009 года сертифицировано около тысячи специалистов из разных стран, в том числе семь специалистов на высший уровень - Мастер ТРИЗ.

Специалисты по ТРИЗ консультировали многие известные в мире корпорации, такие, как «Ford», «Daimler-Chraysler», «Hewlett-Packard», «Kodak» «Procter & Gamble» и многие другие. Массовое обучение своих специалистов проводят корпорации «Intel», «General Electric», «Samsung» и другие.

Съезд Международной ассоциации ТРИЗ проводится каждые два года. В 2007 году на двухлетний срок Председателем президиума Международной ассоциации ТРИЗ избран Марк Баркан (США).

Подробную информацию о Международной ассоциации ТРИЗ, в том числе об условиях аттестации и сертификации, можно найти на официальном сайте ассоциации www.matriz.ru.

ТРИЗ

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Список литературы, рекомендуемой для подготовки к аттестации на первый уровень

Литература на русском

1. Альтшуллер Г.С. {Альтов Г.). И тут появился изобретатель. М.: Детская литература, 1984 (1-е изд.); 1987 (2-е изд); 1989 (3-е изд., перераб. и доп.); 2000 (4-е изд.).

2. Альтшуллер Г.С. Основные приёмы устранения технических противоречий при решении изобретательских задач. Баку: Гянджлик, 1974; Петрозаводск, 1994.

3. Альтшуллер Г.С. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии. Ки-шинев: Картя Молдовеняска, 1989.

Литература на английском

1. Altshuller G. (Altov Я.). And Suddenly the Inventor Appeared. Translated by Lev Shulyak. Technical Innovation Center, Inc. Worchester, Massachusetts, 1996.

2. Altshuller G. 40 principles. TRIZ Keys to Technical Innovation. Translated by Lev Shulyak and Steven Rodman. Technical Innovation Center, Inc. Worchester, Massachusetts, 1997.

3. Tools of Classical TRIZ. Ideation International, Inc. 1999.

Литература на испанском

1. Altshuller G. (Altov H.). Introduccion a La Innovacion Sistematica: TRIZ. De Pronto Aparecio el Inventor. Traducido de la version inglesa у adaptado al espanol por Jose M. Vicente Gomila. Ed. Internet Global, 1997.

2. Margarito Coronado Maldonado (y lesotros). TRIZ, La Metodologia Mas Moderna Para Inventar о Innovar Technologicamente de Manera Sistematica. Ed. Panorama. Mexico, 2005.

Литература на корейском

1. Altshuller G. And Suddenly The Inventor Appeared. Korean Translation by Hyunsil & Mirae. DRT International. Seoul, 1998.

2. Altshuller G.S. 40 Inventive Principles: TRIZ Keys to Technical Innovation. Translated by Seong-kyun, Park. Ed. Intervision Co, ltd, 2005.

Литература на китайском

1. Altshuler G. And suddenly the Inventor Appeared. Translation by Yihong Fan and Yulin Huang. Southwest Jiaotong University Press. Chengdu, 2004.

к закону согласования ритмики - student2.ru Приложения

2. Altshuller G. 40 Principles. Translated by Yulin Huang and Yihong Fan. Southwest Jiaotong University Press. Chengdu, 2004.

Литература на французском

1. Altshuller G. Et soudain apparut l'inventeur. Les idees de TRIZ. Traduit et publie par Avraam Seredinski. Paris, 2002.

2. Altshuller G. 40 principes d'innovation. TRIZ pour toutes applications. Traduit et publie par Avraam Seredinski. Paris, 20.04.

Литература на фарси

1. Altshuller G.S. 40 principles : TRIZ Keys to Technical Innovation. Translated by M. Karimi and N. Mirkhani. Rasa Publishers. Tehran, 2006.

Литература на японском

1. And Suddenly the Inventor Appeared by G.Altshuller. Japanese translation. Japan UNI Agency, Inc. Tokyo.

2. Altshuller G. 40 principles: TRIZ Keys to Technical Innovation. Japanese translation. Japan UNI Agency, Inc. Tokyo.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Список используемых источников

1. Алътшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. Петрозаводск: Скандинавия, 2003.

2. Алътшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобрета-тельских задач / Г.С. Алътшуллер. М.: Сов. радио, 1979 (Кибернетика).

3. Алътшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. Поиск новых идей: от озарения к технологии: Теория и практика решения изобретательских задач. Кишинев: Картя Молдовеняска, 1989.

4. Бережных О.А. Самые большие корабли: С древнейших времен до наших дней, www.webpages.charter.net/abacus/news/ber.htm

5. Литвин С., Петров В., Рубин М. Основы знаний по классической ТРИЗ. wwwtriz-summit.ru/ru/section.php?docId=3597

6. Саламатов ЮЛ. Система развития техники // Шанс на приключение. Техника - молодежь - творчество / Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1991.

7. Сопер П.Л. Основы искусства речи. М.: Прогресс; Прогресс-Академия, 1992.

ТРИЗ

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Об авторах

к закону согласования ритмики - student2.ru Анатолий Александрович Гин

Мастер ТРИЗ. Занимается ТРИЗ с 1988 года, после, обучения у Б.Л. Злотина.

Провел более 80 семинаров в России, Белоруссии, Украине, Латвии, Франции, Китае, Южной Корее.

Основное направление разработок - применение ТРИЗ к системе образования. В 1998 году создал лабораторию образовательных технологий «Универсальный решатель», которая занимается разработкой нового содержания образования, развитием креативного мышления и творческого подхода к жизни у детей (сайт лаборатории www.trizway.com).

Более 60 публикаций в периодических изданиях. Автор четырёх книг. Редактор более 20 книг и брошюр. Главный редактор альманаха «Эффективные решения». Книги и статьи переведены на многие языки.

В настоящее время — генеральный директор Автономной некоммерческой организации содействия инновациям «ТРИЗ-профи» (Москва), руководитель лаборатории «Универсальный решатель», вице-президент Международной ас-социации ТРИЗ по вопросам образования.

к закону согласования ритмики - student2.ru Александр Владимирович Кудрявцев

Мастер ТРИЗ. Занимается теорией решения изобре-тательских задач с 1975 года, после завершения двух-годичного курса обучения у Г.С. Альтшуллера (Азер-байджанский общественный институт технического творчества - АзОИТТ).

В 1981 году был одним из организаторов Московского общественного института технического творчества, которым и руководит по настоящее время.

Возглавлял предприятия, занимающиеся иннова-ционным консалтингом, продвижением технологий на рынок. Руководил рабочими коллективами при выполнении нескольких десятков проектов для фирм «Alcoa», «Boston Scientific», «General Mills», «Saipem», «Unilever» и других.

Автор семи книг и более пятидесяти статей по методам решения изобрета-тельских задач.

В настоящее время - руководитель Центра практического изобретательства (Москва), редактор сайта www.metodolog.ru.



Приложения

к закону согласования ритмики - student2.ru

к закону согласования ритмики - student2.ru Владимир Юрьевич Бубенцов

Инженер-механик, кандидат технических наук. Специальность -химическое машино- и аппаратостроение.

Занимается ТРИЗ с 1991 года. Обучался у мастеров ТРИЗ А.И. Гасанова, А.В. Подкатилина, А.В. Кудрявцева. Сертифицированный специалист по ТРИЗ 4-го уровня.

Преподаёт и консультирует в области инженерного консалтинга и методов решения изобретательских задач. Выполнил ряд проектов с использованием ТРИЗ на фирмах, занимающихся разработками оборудования и технологий химической промышленности.

Читал курсы по методам решения изобретательских задач в ряде вузов и организаций Москвы.

Соавтор учебного пособия по ТРИЗ для вузов, автор ряда статей в российских периодических изданиях.

В настоящее время - директор по науке компании «ТРИЗ-профи».

к закону согласования ритмики - student2.ru

к закону согласования ритмики - student2.ru Авраам Серединский

Преподаватель, консультант, специалист по решению технических задач. В 80-х годах обучался ТРИЗ в Лаборатории НИЛИМ в Ленинграде у С. Литвина и А. Любомирского. Сертифицированный специалист 4-го уровня.

В конце 80-х годов был приглашен в Высшую школу телеком-муникаций в Париже на должность профессора. С тех пор живёт и работает во Франции. Первым начал пропагандировать и распространять ТРИЗ во Франции. Был одним из инициаторов создания Ассоциации TRIZ-France.

Провёл обучение сотен инженеров во многих французских фирмах: «Renault», «Peugeot-Citroen», «Chanel», «Framatome» и др. Наряду с обучением решал практические задачи, многие решения запатентованы. В технических вузах обучает студентов использованию, а профессоров преподаванию ТРИЗ. Провёл обучение профессоров в трёх технических университетах Мексики.

Перевёл на французский язык и издал за свой счёт книги Г.С. Альтшуллера.

В настоящее время - профессор Высшей школы инноваций в Ла Рошели (Франция).



к закону согласования ритмики - student2.ru ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Благодарности

Авторы выражают искреннюю благодарность всем тем людям, которые помогали в подготовке данного пособия. В первую очередь хочется отметить работу дизайнеров и верстальщиков - Сергея Миста и Натальи Григорьевой. Большое количество вставок и исправлений, осуществляемых авторами буквально в по-следние дни перед сдачей рукописи в печать, сделали их работу очень нелёгкой.

Большое спасибо рецензентам: Марку Баркану, Волюславу Владимировичу Митрофанову, Геннадию Ивановичу Иванову, Юрию Вельскому и Игорю Кайкову, давшим свои замечания и предложения, позволившие существенно улучшить пособие. Особая благодарность Саймону Литвину, который, несмотря на свою занятость, буквально перетряс всё пособие в поисках сбоев, логических ошибок и неточностей и дал несколько весьма ценных советов по представлению материала.

Мы благодарны Тарасу Подшиблову за ряд полезных замечаний по исполь-зованным нами примерам.

И, конечно же, совершенно неоценимую работу над пособием провела Ирина Андржеевская, взяв на себя функции редактора всех полутора десятков вариантов текста пособия. Поражает, какое количество сбоев она смогла найти в авторских текстах и примерах, какое количество фраз стали понятными и легко воспринимаемыми в результате её работы.

Эти и многие другие люди, помогавшие нам советами, тратившие своё время на обсуждение работы и её отдельных положений, работали добровольно и дали пособию дополнительный заряд коллективного энтузиазма, пронизывающего деятельность нашего общественного объединения - Международной ассоциации ТРИЗ.

Спасибо всем!

Учебно-методическое пособие

Наши рекомендации