Романтическая концепция юности
1) Биогенетические теории – главное внимание обращают на биологические факторы. Именно биол.ф. определяют социально – психологическую специфику.
Родоначальник этого направления Стенли Холл.
Главный закон – закон биогенетической рекапитуляции: онтогенез повторяет главные стадии развития филогенеза.
Юность – от начала полового созревания до взрослости (12-22г) эпоха романтизма. Формируется чувство индивидуальности.
Критика связана с тем, что перенос истории развития человечества на индивидуальное развитие. Мешает поверхностность понять закономерности психического развития человека.
Эрнст Кречмер
Разрабатывал типологию личности на основе телосложения. Между особенностями телосложения и психотипом существует связь. Ось – на одном конце шизоидные, на другом – циклоидные. Последователь Конрад предположил, что эти характеристики применимы и к возрастным стадиям: Подростковый возраст – циклоидный тип. Юность – шизоидный тип
Арнольд Геззел (1880 – 1964гг). Ориентировался на биологическую модель. Но при этом в развитии человека чередуются три цикла:
- обновление
- интеграция
- равновесие
Рост и развитие для Геззела – синонимы. В процессе развития происходит интеграция поведения. Культурные влияния Геззел признаёт. Но ни одна культура не порождает те или иные способы поведения. Культура лишь задаёт нормы, правила. В целом всё зависит от созревания.
Заслуга представителей биогенетического направления заключается в том, что они привлекли внимание учёных к изучению взаимосвязи между физическим и психическим развитием. Недооценивали соц. факторов
2) Концепция персонологической или личностной ориентации.
Исследование внутреннего мира подростка.
Эдуард Шпрангер. В 1924г «Психология юношеского возраста»
Юношеский возраст (девочек с 13 до 19 лет, мальчиков с 14 до 22 лет) — это стадия духовного развития, хотя она и сзязана с комплексом психофизиологических процессов. В этот период происходит осознание собственной индивидуальности, открытие «Я», появление жизненного плана, установка на сознательное построение своей жизни, постоянное врастание в различные сферы общественной жизни.
Процесс этот идет изнутри человека в открытый мир. познание внутри мира личности невозможна вне связи с культурой и историей. Ученый делит юность на две фазы:
14—17 лет — главная проблема | Кризис, связанный со стремлением к освобождению от детской зависимости. |
17—21 лет | Кризис оторванности — чувство одиночества. |
Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует: 1) самосознание — целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков
2) собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии
3) стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельностьи оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. п
Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления: разрабатывая свои теории, юноша ведет себя так, как если бы мир должен был подчиняться его теориям, а не теории — действительности. Стремление доказать свою независимость и самобытность сопровождается типичными поведенческими реакциями: «пренебрежительное отношение» к советам старших, недоверие и критиканство по отношению к старшим поколениям, иногда даже открытое противодействие. Но в такой ситуации юноша вынужден опираться на моральную поддержку ровесников, и это приводит к типичной реакции «повышенной подверженности» (неосознанная внушаемость, сознательный конформизм) влиянию ровесников, которая обусловливает единообразие вкусов, стилей поведения, норм морали (молодежная мода, жаргон, субкультура) — даже преступления среди молодежи, как правило, носят групповой характер, совершаются под влиянием группы.
Юношеский возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, т.к. биологическое — физиологическое и половое — созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность. Юностьвыступает как период принятия ответственных решений,определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание своей семьи.
Важнейший психологический процесс юношеского возраста — становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:
1) открытие своего внутреннего мира— юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чувство своей особенности, непохожести на других
2) появляется осознание необратимости времени,понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях.Осознание своих целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана — важный элемент самосознания;
3) формируется целостное представление о самом себе,отношение к себе. Юношеские самооценки часто бывают противоречивы («Я в своем представлении — гений плюс ничтожество»). На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей у юноши формируется самоуважение — обобщенное отношение к себе;
4) происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности. у девушек вначале созревает духовная потребность любви, а не сексуальная. у юношей процесс сексуального созревания и сексуальных желаний опережает этап духовной потребности в любви. В такой ситуации несовпадения психосексуальных особенностей юношей и девушек часто наступают взаимные разочарования.
Формирование отношения к любви, своих ожиданий и установок (на эгоистический либо альтруистический тип любви), выбор спутника жизни — важнейшие проявления юношеского самосознания.