Западноевропейская романтическая композиция

Васина-Гроссман В. Романтическая песня XIX века. М., 1966.

Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. Пер. с нем. М., 1975.

Музыка Австрии и Германии XIX века. В 2-х томах. М., 1975, 1982. Музыкальная эстетика Франции XIX века. М., 1974.

Русская музыка XVIII - XX веков

Асафьев Б. Русская музыка XIX - начала XX века. Л., 1979.

Герасимова-Персидская Н. Партесный концерт в истории музы­кальной культуры М , 1983

Гордеева Е. Композиторы «Могучей кучки». М., 1986. Друскин М. И. Стравинский. Личность, творчество, взгляды. Л., 1982.

История русской музыки в 10 томах. Тома 3-б. М., 1985-1989. Келдыш Ю. Русская музыка XVIII века. М., 1965.

Корабельникова Л. Творчество С.И.Танеева. Историко-стилисти­ческое исследование. М., 1986.

Левашева О. М.И.Глинка. Кн.1-2 М., 1987-88. Орлова E П.И.Чайковский. М , 1980. Рубцова В. А.Н.Скрябин. М., 1989. Сабинина М. Шостакович-симфонист М , 1976. Слонимский С. Симфонии С.Прокофьева. М.-Л., 1964. Холопова В София Губайдулина. М , 1992.

Новая музыка XX века

Веберн А. Лекции о музыке. Письма. М., 1975.

Денисов Э. Современная музыка и проблемы эволюции композитор­ской техники. М , 1986.

Друскин М. И. Стравинский. Личность, творчество, взгляды. Л., 1982.

Рубцова В. А.Н Скрябин. М., 1989. Сабинина М. Шостакович-симфонист. М., 1976. Слонимский С. Симфонии С.Прокофьева. М.-Л., 1964 Соколов А. Музыкальная композиция XX века. М , 1992. Тараканов М. Творческий путь Альбана Берга. М., 1976. Холопова В София Губайдулина. М., 1992. Холопова В., Холопов Ю. Антон Веберн М., 1984. Чередниченко Т. Новая музыка №6. - Новый мир, 1993, №1. Шенберг А. Моя эволюция. Пер. с нем. В кн.: Зарубежная музыка XX века Материалы и документы. М., 1975.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Содержание курса.................................... 3

Часть 3. Опус-музыка: история новаций ___15

Лекция 9. Каноническая композиция.

Музыкальные революции XI-XVI веков..................17

1) От канонической импровизации к канонической композиции..............................17

2) Линейная нотация и искусство контрапункта..............17

3) Звукогеометрическое богословие Ars antiqua..............19

4) Ученая игра Ars nova............................... 26

5) Совершенное мироздание «строгого письма»..............31

6) На пороге оперы.................................. 39

Лекция 10. От оперы к симфонии. Музыкальные

Революции XVII-XVIII веков и автономная

(постканоническая) композиция....................... 45

1) Революция Каччини. Опера........................... 45

2) Генерал-бас и автономное искусство................... 50

3) Кантатно-ораториальные жанры.

Контрапункт свободного письма......................... 52

4) Инструментальная музыка.

Театральная и аллегорическая программность.............. 56

5) Великий синтез И.С.Баха.............................61

6) Фуга, ария, вариации и сонатно-симфоническая тема...... 63

7) Мангеймский переворот и рождение симфонизма......... 65

8) Симфония и идея абсолютной музыки.................. 66

9) Специфика русского пути............................ 72

Лекция 11. Западноевропейская музыка XIX века.

Бетховен и «традиция революционеров» ............... 74

1) Западная модель: индивидуальное как революционное..... 74

2) Бетховенский симфонизм: «история» и «мгновение» ....... 81

3) Мгновение как «история»: эстетика романтической миниатюры ............................ 82

4) История как «мгновение»: эстетика симфонической поэмы ... 86

5) «Гипертрофия» и «норма» в опере и симфонии........... 89

6) Национально-музыкальные революции................. 94

7) Предчувствие новой музыки.......................... 96

Лекция 12. Русская музыка XIX - начала XX века.

Глинка и революции традиционалистов.................100

1) Русская модель: исторически-истинное как соборное.......100

2) Синтез духовного концерта, симфонии

и романса в глинкинской опере.........................104

3) «Свое» и «чужое», картинное

и психологическое в симфоническом наследии Глинки........108

4) «Старое» и «новое» в последних замыслах Глинки

и неоканоническая перспектива......................... 111

5) Хоровая соборность и сольный монолог

в опере 1860-1920-х годов............................. 112

6) Картинность и психологизм в симфонической

музыке 1860-1920-х годов............................. 115

7) «Свое» и «чужое»: князь Игорь и хан Кончак, царь Додон и Шемаханская царица ..................... 119

8) Отчуждение своего и освоение чужого: начало новой музыки XX века..........................123

Лекция 13. Новая музыка XX века.Замедление истории ... 132

1) Взаимообратимость вчера и завтра в музыке XX века.......132

2) Специфика музыкального сегодня.....................135

3) Календарь из сплошных «завтра»......................138

4) Календарь из сплошных «вчера»......................145

5) Материал может быть любым:

старая «мировая музыка» сегодня.......................150

6) Конструкция самоценна: грядущее отношение к миру в сегодняшней музыке..........153

7) Абсурдистский смех, и сакральный канон................156

8) Великая музыкальная деревня........................159

9) Великий музыкальный поселок городского типа...........160

10) «Дороги нет, но надо идти вперед»...................165

Литература кчасти третьей .......................... 171

Оглавление........................................173

Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) [email protected] || [email protected] || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||

Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.

update 09.10.17

Наши рекомендации