Американская романтическая новелла

1. Национальные и жанровые особенности американского романтизма.

2. Вашингтон Ирвинг как «отец» американской новеллы:

а) Традиции европейского романтизма в новеллах В.Ирвинга

(«Жених-призрак», «Дом с привидениями»);

б) Черты американского характера в героях Ирвинга

(«Жених-призрак», «Легенда Сонной лощины»;

в) Ирония и юмор в новеллах В.Ирвинга

(«Дом с привидениями», «Рип ван Винкль»).

3. Своеобразие новеллистики Э.А.По:

а) герои Э.По в экстремальной ситуации («Колодец и маятник», «Нисхождение в Мальстем», «Приключения Артура Гордона Пима»);

б) тема вины и преступной совести в новеллах Э.А.По («Черный кот», «Сердце-обличитель», «Падение дома Ашеров», «Бочонок амонтильядо»);

в) экзальтированные герои и идеальные герои Э.А.По (Родерик и Маделейн Ашер, Огюст Дюпен, Легран, Морелла, Лигейя).

4. Черты стилистики Э.А.По:

а) лаконичность как следствие принципа «единства впечатления»;

б) фактографичность деталей;

в) элементы гротеска («Система доктора Смолля и профессора Перро», «Король Чума», «Без дыхания» и др.).

Литература

Боброва Н.М. Эдгар По // История американской литературы / Под ред. проф. Н.И.Самохвалова. Ч. 1. М., 1971. С. 117−127.

Злобин Г. Эдгар По − романтик и рационалист // По Э. Рассказы. М., 1979. С. 3−18.

Ковалев Ю.В. Эдгар По // История всемирной литературы: В 9 т. Т. 6. М, 1989. С. 571−577.

Ковалев Ю.В. Эдгар По: новеллист и поэт. Л., 1984.

Неделин В., Николюкин А. Эдгар Аллан По // По Э. Избранные произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1972. С. 5−37.

Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М., 1968.

Николюкин А.Н. Э.А.По // По Э. Рассказы. Ижевск, 1979. С. 5−18.

Самохвалов Н.И. Американская литература ХIХ века. М., 1964.

Сильман Т.И. Эдгар По // История американской литературы. Т. 1. М.; Л., 1947. С. 240−267.

Шариков В. Американская литература. София, 1961.

Тема № 10 (2 часа)

Своеобразие романтического метода

В творчестве Эдгара По

1.Эстетические и художественные позиции писателя в трактате «Философия творчества».

2. Романтическая тематика в произведениях Э.По:

а) тема посмертной любви в рассказах «Лигейя», «Элеонора», «Морелла» и в стихотворении «Эннабел Ли»;

б) ощущение невыносимой тоски в новелле «Падение дома Ашеров» и стихотворении «Ворон»;

в) тема двойничества в рассказах «Человек толпы» и «Вильям Вильсон».

З. Использование художественных средств и особенности романтического гротеска в новеллах Э.По:

а) звук, звукопись, звукоподражание, цвет в новеллах «Маска Красной Смерти», стихотворении «Колокола»;

б) роль детали в создании гротеска в рассказе «Король Чума»;

в) переплетение фантастического и сатирического в рассказах «Без дыхания», «Страница из жизни знаменитости»;

г) сочетание уродливо-страшного с комическим в рассказе «Че­ло­век, которого изрубили на куски»;

д) призрачность действительности в рассказе «Человек толпы».

Литература

Аллен Г. Эдгар По. М., 1987.

Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По, новеллист и поэт. Л., 1984.

Николюкин А.Н. Жизнь и творчество Эдгара Аллана По // По Э. Полное собрание рассказов. М., 1970. С. 693─728.

По Э. Философия творчества // Эстетика американского романтизма. М., 1977. С. 110─121.

Тема № 11 (2 часа)

Лирика Генриха Гейне

1. «Книга песен» Г.Гейне как «роман в стихах». Композиционное и идейно-тематическое единство лирических сборников «Книги».

2. Лирический герой «Книги песен» в недружественном мире:

а) лирическое «я» Гейне в мире людей;

б) тема неразделенной любви и образ неверной возлюбленной;

в) тема страданий героя «Книги песен»;

3. Поэтический мир Г.Гейне:

а) природа в изображении поэта;

б) тема Средневековья в лирике Гейне. Мистические мотивы и исторические реалии;

4. Глубокий лиризм и народнопесенная образность лирики «Книги песен».

5. Политическая поэзия Гейне.

6. Функция иронических концовок в стихотворениях Гейне.

Литература

Гиждеу С. Генрих Гейне. М., 1964.

Дейч А. Гарри из Дюссельдорфа: Повесть о Генрихе Гейне. М., 1980.

Дейч А. Поэтический мир Генриха Гейне // Дейч А. Судьбы поэтов. М., 1964.

Дмитриев А.С. Генрих Гейне. М., 1957.

Стадников Г.В. Генрих Гейне. М., 1984.

Тураев С.В. Немецкая литература // История всемирной литературы: В 9 т. Т. 6. М., 1989. С. 58─61.

Критический реализм

(3-й семестр)

Тема № 13 (2 часа)

Творчество Ш.Бодлера

И поэзия парнасской школы

I. Идейные и эстетические позиции позиции поэтов «Парнаса». Обзор творчества Леконта де Лиля и других «парнасцев» (доклад).

II. Творческий путь Ш.Бодлера. История создания сборника «Цветы зла» (доклад).

III. Поэтический сборник «Цветы зла».

1. Структура книги; принцип чередования циклов.

2. Общие идеи сборника.

3. Тематика сборника:

а) тема искусства и его значения в разделе «Сплин и

идеал»; анализ стихотворения «Маяки»;

б) тема зла и социальной безысходности в разделах

«Парижские картины» и «Вино»;

в) тема бога и веры в разделе «Мятеж»; стихотворения

«Литания Сатане», «Каин и Авель»;

г) любовные стихи сборника; анализ стихотворения «Волосы».

4. Поэтические мотивы и образы:

а) мотивы ссылки, изгнания («Лебедь», «Привидение» и др.),

тюремного заточения (цикл «Сплин»);

б) образ воина, умирающего на поле боя («Непоправимое», «Ле­­бедь», «Старый колокол», «Жажда небытия», «Наваждение»);

в) мотив смерти (цикл «Смерть»; «Скверный монах», «Посмертные угрызения», «Погребение прóклятого поэта», «Веселый мертвец», «Непоправимое», «Поездка на Киферу», «Старый колокол», «При­видение», «Жажда небытия»);

г) образ мира, его пространственная организация в стихотворениях «Воспарение», «Фантастическая гравюра», «Танец змеи», «Человек и море», «Из бездны воззвал», «Поединок», «Духовная заря»).

5. Социальная направленность; эстетические особенности книги.

6. Романтические традиции, символизм и реалистические тен­ден­­­ции в сборнике.

IV. Место сборника «Цветы зла» в истории литературы.

Литература

Антокольский П. Предисловие // Бодлер Ш. Лирика. М., 1965.

История французской литературы. М., 1987. С. 373−375.

Косиков Г.К. Шарль Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» // Бодлер Ш. Цветы зла: Стихотворения в прозе. М., 1993.

Катаев В. Мой Бодлер // Катаев В. Разное. М., 1970.

Левик В. «Он жил во зле, добро любя» // Вопросы литературы. 1964. № 7.

Пишуа К., Зиглер Ж. Шарль Бодлер // Иностранная литература. 2000. № 4.

Тимашева О. Современная критика о Бодлере // Вопросы литературы. 1973. № 7.

Тема № 14 (2 часа)

Наши рекомендации