Теоретические основы психологической диагностики

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине«Методы психологической диагностики»

для специальности 050716.65 – «Специальная психология»

по циклу ДПП.Ф.16 –дисциплины предметной подготовки

(федеральный компонент)

Очная форма обучения Курс – 3, 4 Семестр – 6, 7 Объём в часах всего – 240 в т.ч.: лекции – 80 практич. зан. – 40 самост. раб. – 120 Зачёт - 6 семестр Экзамен - 7 семестр Заочная форма обучения Курс – 3, 4 Семестр – 5, 6, 7, 8 Объём в часах всего – 240 в т.ч.: лекции – 20 практич. зан. – 4 самост. раб. – 216 Зачёт - 6 семестр Экзамен - 8 семестр

Екатеринбург 2012

Теоретические основы психологической диагностики - student2.ru Рабочая учебная программа по дисциплине «Методы психологической диагностики»

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2012. - 62 с.

Составитель: Алмазова С.Л., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии, кандидат психологических наук, Институт специального образования УрГПУ.

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной педагогики и специальной психологии ИСО УрГПУ

Протокол №15 от 07.06.2012

Cоставитель ______________________________С.Л. Алмазова

Зав. кафедрой ________О.Л. Алексеев

Руководитель учебного подразделения ________И.А. Филатова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Методы психологической диагностики» является дисциплиной федерального компонента (ДПП.Ф.16) Государственного стандарта профессионального образования 2005 года для специальности 050716.65 – «Специальная психология» на очном и заочном отделениях. Общий объём часов по изучаемой дисциплине на очном и заочном отделениях – 240 часов.

Изучение данной дисциплины очень важно для специальных психологов, так как знание о методах и конкретных методиках психологической диагностики является основой для проведения психодиагностического обследования и исследования, постановки психологического диагноза, подбора качественного психодиагностического инструментария с учётом возраста и типа нарушения развития. Изучение дисциплины предполагает ознакомление студентов с вопросами общепсихологического характера: психологическим диагнозом, современными методиками психодиагностики и их классификациями, универсальными психодиагностическими методиками, тестовыми нормами, репрезентативностью, стандартизацией, надёжностью, валидностью, достоверностью, профессионально-этическими нормами в диагностике, психодиагностическим обследованием и его этапами, использованием компьютеров в психологической диагностике. Также дисциплина углубляет данные специальных психологических блоков, общепсихологическая информация преломляется сквозь призму специфики деятельности специальных психологов. Это касается психологической диагностики особенностей детей с различными отклонениями в развитии, основных принципов их психологического изучения, специфики организации и проведения психодиагностического обследования в зависимости от типа нарушения развития, составления заключения по результатам психодиагностического обследования детей и подростков, имеющих различные отклонения в развитии.

Цели дисциплины.

1. Подготовить студентов к основным видам профессиональной деятельности: диагностико-аналитической, консультационной, психопрофилактической, коррекционно-развивающей. Научить подбирать методы и методики психологической диагностики, организовывать и проводить психодиагностическое обследование, интерпретировать получаемые данные и делать выводы о дальнейшем прогнозе развития детей и подростков с отклонениями в развитии в коррекционных образовательных дошкольных и школьных учреждениях различных видов, реабилитационных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях, комиссиях и консилиумах, в больницах, поликлиниках, санаториях.

2. Воспитывать у студентов внутреннюю мотивацию к изучению профессиональных знаний, формированию необходимых умений и навыков для осуществления психологической диагностики детей и подростков, имеющих различные отклонения в развитии, а также – к постоянному самосовершенствованию. Развивать нравственные аспекты профессиональной деятельности будущих специалистов, знакомя студентов с морально-этическими требованиями, нормами и принципами работы по психологической диагностике.

Задачи дисциплины.

1. Дать понятие о предмете, задачах психологической диагностики, её связи с другими науками.

2. Ознакомить с системой основных понятий науки.

3. Познакомить с принципами, организацией и проведением психодиагностического обследования и значением психолого-педагогического изучения для определения хода психического развития ребёнка, соответствия возрастным нормам.

4. Дать представление о скрининг-, дифференциальной и феноменологической диагностике.

5. Познакомить с различными классификациями современных методов психологической диагностики, с конкретными психодиагностическими методиками, их подбором в зависимости от цели исследования или обследования, возраста испытуемых, а также с учётом специфики отклонений в развитии.

6. Познакомить со стандартными наборами, сериями, батареями психодиагностических методик, использующимися в ПМПК (консультациях, комиссиях, консилиумах).

7. Познакомить с дифференциальными диагностическими признаками различных отклонений в развитии на основе психологического диагноза.

8. Дать представление о составлении и формулировании психологического заключения по результатам психодиагностического обследования детей и подростков с нарушениями в развитии.

9. Познакомить с использованием в современной психологической диагностике технических средств, а именно: компьютерных технологий.

10. Дать понятие о трудностях, реалиях и перспективах психологической диагностики.

11. Развивать у студентов интерес к содержанию дисциплины и желание самосовершенствоваться в отношении профессиональных умений и навыков.

12. Формировать у студентов навыки самостоятельной работы по разделам и темам дисциплины.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятель-ная работа
всего лекции практичские лаборатрные
1. Теоретические основы психологической диагностики            
1.1. Концептуальные основы психодиагностического изучения  
1.2. Исторические аспекты психологической диагностики  
1.3. Научные методы постановки психологического диагноза; виды психологических диагнозов -  
2. Современные методы и методики, применяемые в психологической диагностике            
2.1. Классификация современных методик психодиагностики  
2.2. Характеристика основных методов психологической диагностики  
2.3. Использование компьютеров в психологической диагностике  
2.4. Направления психодиагностических методик: диагностика познавательной деятельности, сфер личности, общения и различных видов деятельности  
2.5. Применение методов психодиагностики в различные возрастные периоды  
2.6. Универсальные психодиагностические методики -  
2.7. Методы математической статистики в психологической диагностике  
3. Требования к построению и проведению психодиагностических методик            
3.1. Тестовые нормы и проверка их репрезентативности; стандартизация; границы применения норм; надёжность; валидность; достоверность  
3.2. Профессионально-этические нормы в диагностике -  
4. Применение методов психодиагностики в работе с людьми, имеющими различные отклонения в развитии            
4.1. Психологическая диагностика особенностей детей с отклонениями в развитии, основные принципы их психологического изучения -  
4.2. Организация и проведение психодиагностического обследования, его этапы  
4.3. Специфика применения психодиагностических методов при разных типах нарушения развития  
4.4. Заключение по результатам психодиагностического обследования ребёнка с нарушениями в развитии  
  ИТОГО  

Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
всего лекции практические лабораторные
1. Теоретические основы психологической диагностики       -    
1.1. Концептуальные основы психодиагностического изучения     -  
1.2. Исторические аспекты психологической диагностики     -  
1.3. Научные методы постановки психологического диагноза; виды психологических диагнозов     -  
2. Современные методы и методики, применяемые в психологической диагностике            
2.1. Классификация современных методик психодиагностики -  
2.2. Характеристика основных методов психологической диагностики -  
2.3. Использование компьютеров в психологической диагностике -  
2.4. Направления психодиагностических методик: диагностика познавательной деятельности, сфер личности, общения и различных видов деятельности 38,5 4,5 1,5  
2.5. Применение методов психодиагностики в различные возрастные периоды 13,5 1,5 0,5  
2.6. Универсальные психодиагностические методики -  
2.7. Методы математической статистики в психологической диагностике -  
3. Требования к построению и проведению психодиагностических методик           -      
3.1. Тестовые нормы и проверка их репрезентативности; стандартизация; границы применения норм; надёжность; валидность; достоверность -  
3.2. Профессионально-этические нормы в диагностике - - -  
4. Применение методов психодиагностики в работе с людьми, имеющими различные отклонения в развитии          
4.1. Психологическая диагностика особенностей детей с отклонениями в развитии, основные принципы их психологического изучения -  
4.2. Организация и проведение психодиагностического обследования, его этапы -  
4.3. Специфика применения психодиагностических методов при разных типах нарушения развития  
4.4. Заключение по результатам психодиагностического обследования ребёнка с нарушениями в развитии  
  ИТОГО  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел первый

Теоретические основы психологической диагностики

Тема 1.1. Концептуальные основы психодиагностического изучения

Основные понятия науки, предмет, цель, задачи психологической диагностики; связь с другими науками. Психологическая и педагогическая диагностика; психолого-педагогическая диагностика. Познавательная деятельность: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. Личность: характер, темперамент, самосознание, мотивы, интересы, потребности, эмоционально-волевая сфера и поведение. Общение и взаимоотношения. Виды деятельности человека: игровая, учебная, трудовая, профессиональная. Место данной дисциплины в ряду смежных дисциплин, её значение для подготовки будущих специальных психологов.

Тема 1.2. Исторические аспекты психологической диагностики

Предыстория создания основных психодиагностических методов. Вклад Ж. Итара, Э. Сегена, Ф. Гальтона, Д. Кеттела в развитие психодиагностики. Вклад А. Бине и Т. Симона в разработку тестового метода. Варианты переработки тестов А. Бине и Т. Симона в XX веке. Хронология разработки психодиагностического инструментария: Г. Роршах, Д. Равен, Д. Векслер, Г. Айзенк. Вклад отечественных учёных в развитие психодиагностики: Ф.Е. Рыбаков, Г.И. Россолимо, Л.С. Выготский и др. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроссов» от 4 июля 1936 года. Развитие отечественной психодиагностики во второй половине XX века. Реалии, тенденции и перспективы развития психодиагностики.

Тема 1.3 Научные методы постановки психологического диагноза; виды психологических диагнозов.

Термин «диагноз». Понятие о психологическом диагнозе. Отличие психологического диагноза от медицинского. Уровни диагноза: симптоматический (эмпирический), этиологический, типологический. Постановка психологического диагноза на основе системного анализа особенностей развития человека: причинно-следственных связей, уровней актуального и ближайшего развития, потенциальных возможностей. Диагноз на основе констатации отсутствия или наличия признаков; определение места испытуемого по оси континуума на основе оценки развитости у него тех или иных качеств, свойств, параметров, показателей. Диагноз и прогноз.

Раздел второй

Наши рекомендации