Теоретические основы психологической диагностики
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине«Методы психологической диагностики»
для специальности 050716.65 – «Специальная психология»
по циклу ДПП.Ф.16 –дисциплины предметной подготовки
(федеральный компонент)
Очная форма обучения Курс – 3, 4 Семестр – 6, 7 Объём в часах всего – 240 в т.ч.: лекции – 80 практич. зан. – 40 самост. раб. – 120 Зачёт - 6 семестр Экзамен - 7 семестр | Заочная форма обучения Курс – 3, 4 Семестр – 5, 6, 7, 8 Объём в часах всего – 240 в т.ч.: лекции – 20 практич. зан. – 4 самост. раб. – 216 Зачёт - 6 семестр Экзамен - 8 семестр |
Екатеринбург 2012
Рабочая учебная программа по дисциплине «Методы психологической диагностики»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2012. - 62 с.
Составитель: Алмазова С.Л., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии, кандидат психологических наук, Институт специального образования УрГПУ.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной педагогики и специальной психологии ИСО УрГПУ
Протокол №15 от 07.06.2012
Cоставитель ______________________________С.Л. Алмазова
Зав. кафедрой ________О.Л. Алексеев
Руководитель учебного подразделения ________И.А. Филатова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дисциплина «Методы психологической диагностики» является дисциплиной федерального компонента (ДПП.Ф.16) Государственного стандарта профессионального образования 2005 года для специальности 050716.65 – «Специальная психология» на очном и заочном отделениях. Общий объём часов по изучаемой дисциплине на очном и заочном отделениях – 240 часов.
Изучение данной дисциплины очень важно для специальных психологов, так как знание о методах и конкретных методиках психологической диагностики является основой для проведения психодиагностического обследования и исследования, постановки психологического диагноза, подбора качественного психодиагностического инструментария с учётом возраста и типа нарушения развития. Изучение дисциплины предполагает ознакомление студентов с вопросами общепсихологического характера: психологическим диагнозом, современными методиками психодиагностики и их классификациями, универсальными психодиагностическими методиками, тестовыми нормами, репрезентативностью, стандартизацией, надёжностью, валидностью, достоверностью, профессионально-этическими нормами в диагностике, психодиагностическим обследованием и его этапами, использованием компьютеров в психологической диагностике. Также дисциплина углубляет данные специальных психологических блоков, общепсихологическая информация преломляется сквозь призму специфики деятельности специальных психологов. Это касается психологической диагностики особенностей детей с различными отклонениями в развитии, основных принципов их психологического изучения, специфики организации и проведения психодиагностического обследования в зависимости от типа нарушения развития, составления заключения по результатам психодиагностического обследования детей и подростков, имеющих различные отклонения в развитии.
Цели дисциплины.
1. Подготовить студентов к основным видам профессиональной деятельности: диагностико-аналитической, консультационной, психопрофилактической, коррекционно-развивающей. Научить подбирать методы и методики психологической диагностики, организовывать и проводить психодиагностическое обследование, интерпретировать получаемые данные и делать выводы о дальнейшем прогнозе развития детей и подростков с отклонениями в развитии в коррекционных образовательных дошкольных и школьных учреждениях различных видов, реабилитационных центрах, психолого-медико-педагогических консультациях, комиссиях и консилиумах, в больницах, поликлиниках, санаториях.
2. Воспитывать у студентов внутреннюю мотивацию к изучению профессиональных знаний, формированию необходимых умений и навыков для осуществления психологической диагностики детей и подростков, имеющих различные отклонения в развитии, а также – к постоянному самосовершенствованию. Развивать нравственные аспекты профессиональной деятельности будущих специалистов, знакомя студентов с морально-этическими требованиями, нормами и принципами работы по психологической диагностике.
Задачи дисциплины.
1. Дать понятие о предмете, задачах психологической диагностики, её связи с другими науками.
2. Ознакомить с системой основных понятий науки.
3. Познакомить с принципами, организацией и проведением психодиагностического обследования и значением психолого-педагогического изучения для определения хода психического развития ребёнка, соответствия возрастным нормам.
4. Дать представление о скрининг-, дифференциальной и феноменологической диагностике.
5. Познакомить с различными классификациями современных методов психологической диагностики, с конкретными психодиагностическими методиками, их подбором в зависимости от цели исследования или обследования, возраста испытуемых, а также с учётом специфики отклонений в развитии.
6. Познакомить со стандартными наборами, сериями, батареями психодиагностических методик, использующимися в ПМПК (консультациях, комиссиях, консилиумах).
7. Познакомить с дифференциальными диагностическими признаками различных отклонений в развитии на основе психологического диагноза.
8. Дать представление о составлении и формулировании психологического заключения по результатам психодиагностического обследования детей и подростков с нарушениями в развитии.
9. Познакомить с использованием в современной психологической диагностике технических средств, а именно: компьютерных технологий.
10. Дать понятие о трудностях, реалиях и перспективах психологической диагностики.
11. Развивать у студентов интерес к содержанию дисциплины и желание самосовершенствоваться в отношении профессиональных умений и навыков.
12. Формировать у студентов навыки самостоятельной работы по разделам и темам дисциплины.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план очной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятель-ная работа | |||
всего | лекции | практичские | лаборатрные | ||||
1. | Теоретические основы психологической диагностики | ||||||
1.1. | Концептуальные основы психодиагностического изучения | ||||||
1.2. | Исторические аспекты психологической диагностики | ||||||
1.3. | Научные методы постановки психологического диагноза; виды психологических диагнозов | - | |||||
2. | Современные методы и методики, применяемые в психологической диагностике | ||||||
2.1. | Классификация современных методик психодиагностики | ||||||
2.2. | Характеристика основных методов психологической диагностики | ||||||
2.3. | Использование компьютеров в психологической диагностике | ||||||
2.4. | Направления психодиагностических методик: диагностика познавательной деятельности, сфер личности, общения и различных видов деятельности | ||||||
2.5. | Применение методов психодиагностики в различные возрастные периоды | ||||||
2.6. | Универсальные психодиагностические методики | - | |||||
2.7. | Методы математической статистики в психологической диагностике | ||||||
3. | Требования к построению и проведению психодиагностических методик | ||||||
3.1. | Тестовые нормы и проверка их репрезентативности; стандартизация; границы применения норм; надёжность; валидность; достоверность | ||||||
3.2. | Профессионально-этические нормы в диагностике | - | |||||
4. | Применение методов психодиагностики в работе с людьми, имеющими различные отклонения в развитии | ||||||
4.1. | Психологическая диагностика особенностей детей с отклонениями в развитии, основные принципы их психологического изучения | - | |||||
4.2. | Организация и проведение психодиагностического обследования, его этапы | ||||||
4.3. | Специфика применения психодиагностических методов при разных типах нарушения развития | ||||||
4.4. | Заключение по результатам психодиагностического обследования ребёнка с нарушениями в развитии | ||||||
ИТОГО |
Учебно-тематический план заочной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
всего | лекции | практические | лабораторные | ||||
1. | Теоретические основы психологической диагностики | - | |||||
1.1. | Концептуальные основы психодиагностического изучения | - | |||||
1.2. | Исторические аспекты психологической диагностики | - | |||||
1.3. | Научные методы постановки психологического диагноза; виды психологических диагнозов | - | |||||
2. | Современные методы и методики, применяемые в психологической диагностике | ||||||
2.1. | Классификация современных методик психодиагностики | - | |||||
2.2. | Характеристика основных методов психологической диагностики | - | |||||
2.3. | Использование компьютеров в психологической диагностике | - | |||||
2.4. | Направления психодиагностических методик: диагностика познавательной деятельности, сфер личности, общения и различных видов деятельности | 38,5 | 4,5 | 1,5 | |||
2.5. | Применение методов психодиагностики в различные возрастные периоды | 13,5 | 1,5 | 0,5 | |||
2.6. | Универсальные психодиагностические методики | - | |||||
2.7. | Методы математической статистики в психологической диагностике | - | |||||
3. | Требования к построению и проведению психодиагностических методик | - | |||||
3.1. | Тестовые нормы и проверка их репрезентативности; стандартизация; границы применения норм; надёжность; валидность; достоверность | - | |||||
3.2. | Профессионально-этические нормы в диагностике | - | - | - | |||
4. | Применение методов психодиагностики в работе с людьми, имеющими различные отклонения в развитии | ||||||
4.1. | Психологическая диагностика особенностей детей с отклонениями в развитии, основные принципы их психологического изучения | - | |||||
4.2. | Организация и проведение психодиагностического обследования, его этапы | - | |||||
4.3. | Специфика применения психодиагностических методов при разных типах нарушения развития | ||||||
4.4. | Заключение по результатам психодиагностического обследования ребёнка с нарушениями в развитии | ||||||
ИТОГО |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел первый
Теоретические основы психологической диагностики
Тема 1.1. Концептуальные основы психодиагностического изучения
Основные понятия науки, предмет, цель, задачи психологической диагностики; связь с другими науками. Психологическая и педагогическая диагностика; психолого-педагогическая диагностика. Познавательная деятельность: внимание, память, восприятие, мышление, воображение, речь. Личность: характер, темперамент, самосознание, мотивы, интересы, потребности, эмоционально-волевая сфера и поведение. Общение и взаимоотношения. Виды деятельности человека: игровая, учебная, трудовая, профессиональная. Место данной дисциплины в ряду смежных дисциплин, её значение для подготовки будущих специальных психологов.
Тема 1.2. Исторические аспекты психологической диагностики
Предыстория создания основных психодиагностических методов. Вклад Ж. Итара, Э. Сегена, Ф. Гальтона, Д. Кеттела в развитие психодиагностики. Вклад А. Бине и Т. Симона в разработку тестового метода. Варианты переработки тестов А. Бине и Т. Симона в XX веке. Хронология разработки психодиагностического инструментария: Г. Роршах, Д. Равен, Д. Векслер, Г. Айзенк. Вклад отечественных учёных в развитие психодиагностики: Ф.Е. Рыбаков, Г.И. Россолимо, Л.С. Выготский и др. Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроссов» от 4 июля 1936 года. Развитие отечественной психодиагностики во второй половине XX века. Реалии, тенденции и перспективы развития психодиагностики.
Тема 1.3 Научные методы постановки психологического диагноза; виды психологических диагнозов.
Термин «диагноз». Понятие о психологическом диагнозе. Отличие психологического диагноза от медицинского. Уровни диагноза: симптоматический (эмпирический), этиологический, типологический. Постановка психологического диагноза на основе системного анализа особенностей развития человека: причинно-следственных связей, уровней актуального и ближайшего развития, потенциальных возможностей. Диагноз на основе констатации отсутствия или наличия признаков; определение места испытуемого по оси континуума на основе оценки развитости у него тех или иных качеств, свойств, параметров, показателей. Диагноз и прогноз.
Раздел второй