Почёт, который в исламе оказывается кровным родственникам

Мы говорим об этом в связи с тем, что ислам оказывает родственникам такой почёт, подобного которому не оказывала им ни одна религия, система или законодательство в истории человечества. Ислам велит хорошо относиться к ним, побуждает людей поддерживать с ними связи и угрожает наказанием тем, кто эти связи порывает.

Нет ничего, что более убедительно свидетельствовало бы об уважении ислама к родственным связям, чем та прекрасная картина, в которой аллегорически обрисовал их посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа), поведавший о том, как эти связи предстанут пред Аллаhом на огромных пространствах созданной Им Вселенной, обратившись к Нему за зашитой от возможного их разрыва, и Всемогущий, Великий Аллаh ответит на их просьбу, пообещав не оставлять тех людей, кто будет поддерживать связи, и порвать с теми, кто станет их порывать. Об этом говорится в достоверном хадисе, передаваемом со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллаh, который сообщил, что посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:

«Поистине, Аллаh Всевышний создал все творения, а когда Он завершил это, со своего места поднялись родственные связи и сказали: "Это — место того, кто прибегает к защите Твоей от разрыва". На это Он сказал: "Да, так удовольствуетесь ли вы тем, что Я награжу того, кто станет вас поддерживать, и порву с тем, кто будет порывать вас?" и они сказали: "Да". И тогда Он сказал: "Это даруется вам!" А потом посланник Аллаhа, (мир ему и благословение Аллаhа) сказал: "Прочтите, если желаете: "А может ли случиться так, что если власть будет принадлежать вам, то станете вы распространять нечестие по земле[68] и порывать родственные связи? О таковы те, которых проклял Аллаh, лишив их слуха и зрения.[69]» ((Мухаммад, 22,23), Аль-Бухари и Муслим)

Многочисленные аяты Корана указывают на высокое место родственных связей в исламе, подчёркивая, что родственникам следует оказывать благодеяния, побуждая людей поддерживать родственные связи должным образом и предостерегая от нарушения прав родственников, что может находить своё выражение в притеснениях или нанесении им обид. Так, в одном из этих благородных аятов Аллаh Всевышний говорит:

«И бойтесь Аллаhа, именем которого вы просите друг друга, и не разрывайте родственные связи...» (Женщины, 1)

Таким образом, Он повелел бояться Аллаhа и воздал хвалу родственным связям, подтвердив, что к ним следует относиться с уважением и всегда их поддерживать. Для того, чтобы придавать родственным связям большое значение, искреннему мусульманину вполне достаточно уже того, что веление поддерживать их в большинстве аятов благородного Корана следует после повеления верить в Аллаhа и оказывать благодеяния родителям. Так, например, Аллаh Всевышний сказал:

«И судил Господь твой, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, а родителям (делали) добро.» (Ночное путешествие, 23)

А чуть ниже Он говорит так:

«И давай то, что положено, родственнику, бедняку и путнику, но не предавайся расточительству.» (Ночное путешествие, 26)

И Аллаh Всевышний также сказал:

«И поклоняйтесь Аллаhу и ничему более наряду с Ним и (делайте) добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему (с вами) в родстве, так и не состоящему, и товарищу,[70] и путнику, и тем, кем вы владеете.» (Женщины, 36)

Из упомянутого ясно, что в благородном Коране проявление доброты к родственникам на шкале ценностей ставится на второе место после проявления доброты к родителям, а затем действие этого установления расширяется, распространяясь на всех нуждающихся людей. Это полностью соответствует природе человеческой души, которая в наибольшей мере склонна к тому, чтобы прежде всего проявлять доброту по отношению к близким, и сообразуется с общим подходом ислама к принципам организации исламского общества, так как ислам считает, что основы социальной солидарности закладываются в семье, потом распространяются на круг родственников человека, а потом охватывают собой и всё общество в целом.

Поддержание родственных связей относится к числу тех основных исламских принципов и важнейших основ, о которых эта религия стала возвещать миру с первых дней её существования, когда посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) обратился к людям со своим призывом, разъясняя им, что именно лежит в основе этого призыва и что относится к числу его особенностей. Таким образом, веление поддерживать родственные связи занимает одно из самых заметных мест в законоположениях этой религии, о чём свидетельствует длинный хадис, передаваемый со слов Абу Суфйана, который рассказывал о своей встрече с Ираклием.[71] В этом хадисе сообщается, что тот спросил Абу Суфйана: "И что же велит вам ваш Пророк?" Он ответил: "Он говорит:

«Поклоняйтесь одному лишь Аллаhу и ничему более наряду с Ним и откажитесь от того, что говорят ваши отцы, и он велит нам молиться, быть правдивыми, воздерживаться от всего дурного и поддерживать родственные связи.» (Аль-Бухари и Муслим)

Таким образом, поддержание родственных связей относится к числу основных положений этой религии единобожия наряду с велениями поклоняться одному лишь Аллаhу, совершать молитвы, придерживаться правдивости и отказываться от совершения всего дурного, чем и объясняется то, что об этом, как об одной из наиболее характерных особенностей ислама, сразу сообщают тем, кто впервые спрашивает об этой религии.

Другой длинный хадис, передаваемый со слов Амра ибн Аль-Аса, да будет доволен им Аллаh, также включает в себя целый ряд основ и правил ислама. Он сказал: "Однажды я зашёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаhа) в Мекке[72] и спросил его: "Кто ты?" Он ответил: "Пророк". Я спросил: "А кто такой Пророк?" Он ответил: "Меня послал Аллаh". Я спросил: "С чем же Он послал тебя?" Он сказал: "Он послал меня (с велением) поддерживать родственные связи, разбивать идолов и поклоняться одному лишь Аллаhу и никому более наряду с Ним". (Муслим)

Таким образом, мы видим, что в кратком изложении основ и правил ислама, приведенном благородным посланником, он поставил на первое место поддержание родственных связей, упомянув о них прежде всего остального. Это говорит о высоком месте, которое отводится этому вопросу в предначертаниях данной религии, ниспосланной Аллаhом как милость для миров.

Этим и объясняется обилие указаний, поощряющих поддержание родственных связей и побуждающих людей к этому, с одной стороны, и предостерегающих от их разрыва и угрожающих за это всевозможными карами, с другой.

Передают со слов Абу Аййуба Аль-Ансари, да будет доволен им Аллаh, что один человек сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаhа): "О посланник Аллаhа, скажи мне, что я должен делать, чтобы попасть в рай?" В ответ ему Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:

«Поклоняйся одному лишь Аллаhу и ничему более наряду с Ним, совершай молитвы, выплачивай закят и не порывай связей с родственниками.» (Аль-Бухари и Муслим)

Здесь поддержание родственных связей стоит в одном ряду с единобожием, совершением молитвы и выплатой закята, из чего следует, что это относится к числу величайших благих дел, которые гарантируют тому, кто их совершает, рай и защитят его от огня.

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллаh, что посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:

«Пусть желающий, чтобы удел его был увеличен, а срок жизни продлён, не порывает связей с родственниками.» (Аль-Бухари и Муслим)

Таким образом, поддержание связей с родственниками становится благом для удела человека и благом для его жизни как таковой, поскольку оно способствует увеличению достояния человека и продлению его жизни и делает эту жизнь благословенной.

Передают, что Ибн Умар, да будет доволен им Аллаh, часто говорил: "Срок жизни того, кто боится своего Господа и поддерживает связи с родственниками, будет продлён, богатство его увеличится и близкие его станут любить его".[73]

Итак, мы видим, что поддержание родственных связей является благом для удела и самой жизни человека, милостью Аллаhа в обоих мирах и тем, что вызывает любовь людей к человеку и заставляет их отзываться о нём с похвалой, тогда как разрыв отношений с родственниками навлекает на человека беды и несчастья, вызывает к нему ненависть со стороны Аллаhа и людей и удаляет его от рая в жизни вечной.

Для человека, порывающего со своими родственниками, достаточным указанием на всю степень зла того, что он совершает, должны служить слова посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказанные о таких, как он:

«Порывающий со своими родственниками не войдёт в рай!» (Аль-Бухари и Муслим)

А содержание другого хадиса должно указать ему на его заблуждение и злосчастье того, что он творит, так как милость Аллаhа не распространяется не только на него самого, но и на всех тех, кто окружает человека, порывающего родственные связи. Сообщается, что посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:

«Поистине, милость не нисходит на тех, среди кого находится человек, не поддерживающий связей со своими родственниками.[74]» (Аль-Байхаки)

Вот почему Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаh, являвлявшийся одним из виднейших сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаhа) не любил обращаться к Аллаhу с мольбами находясь в обществе тех людей, среди которых находился человек, не поддерживавший отношений с родными, так как по причине его присутствия эти мольбы могли не получить должного ответа и милость Аллаhа не распространилась бы на остальных. Сообщается, что как-то раз, встретившись с людьми в четверг вечером, он сказал: "Я настаиваю на том, чтобы нас покинул каждый из тех, кто не поддерживает отношений со своими родственниками!", но никто из присутствующих не поднялся со своего места до тех пор, пока он не повторил этих слов трижды, после чего к своей тётке, с которой он не поддерживал отношений в течение двух лет, явился один юноша. Когда он вошёл к ней, она спросила его: "О сын моего брата, что привело тебя ко мне?" Он сказал: "Я слышал, как Абу Хурайра сказал то-то и то-то". Тогда она сказала: Вернись к нему и спроси, почему он сказал так". И Абу Хурайра, да будет доволен им Аллаh, сказал: "Я слышал, как Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:

«Поистине, дела людей представляются Аллаhу Всеблагому и Всевышнему по вечерам в каждый четверг накануне ночи пятницы, и дела порывающих связи со своими родственниками не принимаются.» (Аль-Бухари в "Аль-адаб аль-муфрад", а также Ахмад в "Муснаде")

Поистине, эти указания потрясают мусульманина, обладающего обострёнными чувствами и стремящегося снискать благоволение своего Господа и уберечься от всего дурного в жизни вечной, до глубины души, поскольку в них устанавливается, что разрыв родственных связей является препятствием для оказания милости и причиной того, что мольбы людей остаются без ответа, и приводит к тому, что дела человека оказываются тщетными. И это является великим бедствием, приводящим к тому, что обращения человека к Аллаhу отвергаются, дела его становятся безрезультатными, а когда он взывает к милости Аллаhа, то оказывается удалённым от неё. Вот почему невозможно себе представить, чтобы истинный мусульманин когда-нибудь порвал отношения со своими родными.

Разрыв отношений с родственниками является таким грехом, которого никогда не совершит мусульманин, если сердце его озарено руководством ислама, а душа покоряется Аллаhу и ищет Его благоволения, так как этот грех относится к числу таких проступков, за которые Аллаh наказывает очень быстро, более того, именно этот грех будет поставлен в вину совершавшим его уже в мире этом, как говорится об этом в одном из благородных хадисов, где сообщается, что посланник Аллаhа, сказал:

«Более всего скорого наказания Аллаhа в этом мире, наряду с (наказанием), которое Он припасёт для человека в мире вечном, заслуживает такой грех, как разрыв родственных связей и (проявление) несправедливости.» (Ахмад, Абу Дауд, Ат-Тирмизи и Ибн Маджа)

Таким образом, разрыв связей с родственниками и несправедливость подобны близнецам, в силу чего посланник Аллаhа, (мир ему и благословение Аллаhа) и соединил их друг с другом, о чём упоминается в данном хадисе. Объясняется же это тем, что причиной разрыва родственных связей является несправедливость, да и в самом деле, можно ли указать на что-нибудь более несправедливое, чем разрыв уз родства и любви?!

Посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) образно описал несправедливость, причиняемую родственным связям в результате их разрыва. Он сказал:

«Поистине, родственные связи очень близки к Милостивому и они говорят: "О Господь, поистине, с нами поступили несправедливо, о Господь, поистине, нас разорвали...!" — Он же отвечает им: "Удовольствуетесь ли вы тем, что Я порву с тем, кто порывает вас и не оставлю тех, кто поддерживает вас?"» (Аль-Бухари в "Аль-адаб аль-муфрад")

И Аллаh возвысил положение родственных связей (ар-рахиму), сделав это слово близким к Своему имени "Милостивый" (ар-Рахман) и почтил их тем, что это слово образовано от Его имени.

Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) поведал, что Аллаh Всевышний сказал:

«Я — Милостивый (Ар-Рахман) и Я сотворил родственные связи (ар-рахиму), образовав это слово от Своего имени, и Я награжу того, кто станет их поддерживать, а того, кто будет их порывать, Я отделю![75]» (Аль-Бухари в "Аль-адаб аль-муфрад", а также Ахмад, Абу Дауд и Ат-Тирмизи)

Эти слова указывают мусульманину, обладающему обострёнными чувствами, на то, что человек, поддерживающий родственные связи, станет наслаждаться в густой и прохладной тени милости Аллаhа, получит награду и будет почтён, что же касается порывающего их, то он будет удалён от этой тени и окажется отделённым, злосчастным и униженным.

Наши рекомендации