Сравнительный анализ периодизаций различных авторов
Младенчество рассматривается как возраст: до 1 года (Мухина В. С., 1998; Erikson E., 1963); до 18 месяцев (Bromley D., 1966); до 2 лет (Крайг Г., 2000); до 3 лет (Квинн В., 2000).
Раннее детство рассматривается как возраст: от 1 до 3 лет (Мухина В. С., 1998; Erikson E., 1963); от 18 месяцев до 5 лет (Bromley D., 1966); от 3 до 6 лет (Квинн В., 2000); от 2 до 6 лет (Крайг Г., 2000).
Среднее детство рассматривается как возраст от 6 до 12 лет (Квинн В., 2000; Крайг Г., 2000).
Подростковый и юношеский возраст в современной международной традиции рассматривается в единстве и часто этот этап обозначается одним термином – подростковый возраст (Rice P., 1996). Правда, при этом выделяют обычно две стадии – ранний подростковый (до 14 лет) и старший подростковый (до 19 лет), что соответствует в отечественной традиции выделению подросткового и юношеского возраста.
Итак, подростковый и юношеский возраст рассматриваются в границах: от 11 до 19 лет, с выделением раннего и старшего подросткового возраста (Райс Ф., 2000); от 10 до 17 лет, с выделением подросткового возраста и первого периода юности[1](Фельдштейн Д. И., 1999); от 12 до 18 лет (Квинн В., 2000); от 12 до 19 лет (Erikson E., 1963; Крайг Г., 2000).
Ранняя взрослость рассматривается как возраст: от 21 года до 25 лет (Bromley D.,1966); 17–25 лет (Birren, 1964); от 20 до 25 лет (Erikson E., 1963); от 20 до 40 лет (Крайг Г., 2000).
Средняя взрослость рассматривается как возраст: от 25 до 50 лет (Birren, 1964); от 25 до 60 лет (Erikson E., 1963); от 35 до 60 лет (Фельдштейн Д. И., 1999); от 40 до 60 лет (Крайг Г., 2000); от 40 до 65 лет (Квинн В., 2000).
Поздняя взрослость (пожилой возраст ) рассматривается как возраст: от 50 до 75 лет (Birren, 1964); от 40 до 55 лет, а с учетом переходной стадии – до 65 лет (Bromley D., 1966); от 65 лет (Erikson E., 1963); от 60 лет (Крайг Г., 2000); от 60 до 75 лет (Фельдштейн Д. И., 1999); от 65 лет (Квинн В., 2000).
Как мы видим, существуют заметные расхождения во взглядах. Положение усугубляется еще и тем, что и субъективное самоощущение, и объективные показатели расцвета сил человека или старости, увядания определяются не только хронологическим возрастом.
Существенное значение в действительности имеют и факторы совершенно иного порядка: социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика профессиональной деятельности и многие другие. В связи с этим в современной психологии развития все более и более утверждается мнение (Крайг Г., 2000), что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, если это вообще возможно.
Список литературы
Аверин В. А. Психология в структуре высшего медицинского образования. Дисс. на соиск. уч. степ. д. психол. н. СПб., 1997.
Ананьев Б. Г., Дворяшина М. А., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. Л.: ЛГУ, 1968.
Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.
Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., 1980.
Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.
Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход к психологии личности. Дисс. в виде науч. докл. на соиск. уч. степ. д. психол. н. М., 1998.
Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. М.: МГУ, 1990.
Бауэр Э. С. Теоретическая биология = Theoretikal biology: Перепеч. изд. 1935. Будапешт, 1982.
Берг Л. С. Труды по теории эволюции. Л.: Наука, 1977.
Бернштейн Н. А. Предисловие // Тринчер К. С. Биология и информация. Элементы биологической термодинамики. М., 1965.
Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. М., 1990.
Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. № 4.
Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 2.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4, 6
Ганзен В. А. Восприятие целостных объектов. Л.: ЛГУ, 1974.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
Егорова М. С., Марютина Т. М. Развитие как предмет психогенетики // Вопросы психологии. 1992. № 5–6.
История эволюционных учений в биологии. М.; Л.: Наука, 1966.
Карандашев Ю. Н. Психология развития: Учебное пособие. Минск, 1997.
Квинн В. Прикладная психология. СПб., 2000.
Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994.
Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировидение: диалог с Пригожиным // Вопросы философии. 1992. № 12.
Коменский Я. А. Сочинения. М., 1997.
Коффка К. Основы психического развития. М., 1934.
Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М.: Просвещение, 1991.
Митькин А. А. На пути к системной психологии развития // Психологический журнал. Т. 18. 1997. № 3.
Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997.
Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1998.
Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.
Немов Р. С. Психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994.
Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.
Педология / Под ред. А. Залкинда. М.; Л., 1934.
Петровский А. В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4.
Петровский А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 1.
Развитие психофизиологических функций взрослых людей / Под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М.: Педагогика, 1972.
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1940.
Русина Н. А., Урываев В. А. Психологическая характеристика личности ребенка / Методические рекомендации. Ярославль: ЯГМА, 1998.
Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. Л.: ЛГУ, 1990.
Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
Спиноза Б. Этика. Предисловие. М.; Л., 1932.
Степанова Е. И. Психология взрослых людей – основа акмеологии. СПб., 1995.
Тринчер К. С. Биология и информация. Элементы биологической термодинамики. М., 1965.
Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.
Фельдштейн Д. И. Психология взросления. М., 1999.
Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
Флоренский П. А. У водоразделов мысли. Париж, 1992.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.
Фромм Э. Человек для себя. М., 1992.
Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. М.: Томск, 1997.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997.
Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М., 1997.
Шадриков В. О. Философия образования и образовательная политика. М., 1993.
Шмальгаузен И. И. Избранные труды. Пути и закономерности эволюционного процесса. М., 1983.
Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. Петроград, 1915.
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 1989.
Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. М.: Мир, 1984.
Hartman N. Teleologisches Denken. Berlin, 1951.
Stern W. Die menschliche Personlichkeit. 1923.
Часть II
Младенчество (от рождения до двух лет)
Развитие эмбриона и плода
Первый месяц
Первый месяц внутриутробного развития – период наиболее интенсивного роста в жизни организма: по сравнению с зиготой эмбрион увеличивается в 10 000 раз. К концу месяца его длина достигает 1,3 см.
Кровь уже течет по артериям и венам эмбриона, хотя их размер очень мал. Сердце его по размеру сопоставимо с величиной строчной буквы, частота сердечных сокращений – 65 ударов в минуту. На этом этапе уже присутствуют зачатки головного мозга, почек, печени и пищеварительного тракта. Начинает функционировать пуповина – связующее звено между эмбрионом и матерью. Под микроскопом на голове эмбриона можно разглядеть несколько выпуклостей, которые в дальнейшем преобразуются в глаза, уши, нос и рот. Определить пол будущего ребенка еще невозможно.
Второй месяц
К концу второго месяца рост плода – менее 2,5 см, а его вес – 2,1 г. Длина головы равна половине длины всего тела. Четко дифференцируются части лица, появляются зачатки зубов и языка. На руках выделяются кисти и пальцы, на ногах – колени, лодыжки и стопы. Плод покрыт тонкой кожей, можно получить отпечатки пальцев рук и ног. Костные клетки появляются на 8-й неделе внутриутробного развития.
Мозг координирует функционирование органов. Идет развитие половых органов. Сердечный ритм стабилен. В желудке вырабатываются пищеварительные соки; в печени идет образование кровяных клеток. В почках кровь очищается от мочевой кислоты. Кожа реагирует на тактильные раздражения. На грубое механическое раздражение (удар) 8-недельный плод реагирует сгибанием туловища, разгибанием головы и отведением рук назад.
Третий месяц
К концу третьего месяца вес плода достигает 28 г, рост – 7,5 см. Плод имеет ногти, веки (которые пока закрыты), голосовые связки, губы и выступающий нос. Голова плода остается большой – примерно 1 / 3 длины плода, характерен высокий лоб. Пол будущего ребенка на данном этапе определить легко.
Органы уже функционируют: плод может дышать (заглатывая амниотическую жидкость в легкие и выпуская ее обратно), изредка происходит мочеиспускание. В ребрах и позвоночнике соединительная ткань сменяется хрящевой.
Рефлексы плода достаточно разнообразны: он двигает ногами, руками, большими пальцами рук и головой; рот плода открывается и закрывается, совершает глотательные движения.
При прикосновении к векам плод щурится, при прикосновении к ладони – частично сжимает кисть в кулачок; прикосновение к губам вызывает сосательный рефлекс; при ударе по пяткам пальцы ног разгибаются. Эти рефлексы присутствуют у новорожденного и исчезают в течение первых месяцев жизни.
Четвертый месяц
Тело растет быстрее головы, и пропорция длина головы / длина тела становится равной 1:4 (как и у новорожденного). Рост плода – 20–25 см, вес – около 170 г. Длина пуповины примерно равна длине плода и увеличивается вместе с ним. К этому моменту заканчивается развитие плаценты.
Мать начинает чувствовать движения ног плода – так называемые шевеления, которые в ряде стран и религиозных школ считаются началом человеческой жизни. Рефлексы плода становятся более «живыми» вследствие развития мышечной системы.
Пятый месяц
Вес плода на данном этапе колеблется в пределах 340–450 г, длина достигает 31 см. Появляются индивидуальные черты внешности, присущие данному плоду.
Стабилизируется смена состояний, подобных сну и бодрствованию, особое положение плода (предлежание). Возрастает двигательная активность: плод толкается, потягивается, чешется. Если приложить ухо к животу матери, можно услышать сердцебиение. Начинают работать потовые и сальные железы.
Дыхательная система плода еще не приспособлена к адекватному дыханию вне матки; дети, родившиеся на этом сроке, как правило, не выживают.
Начинают расти волосы: жесткие – брови и ресницы, тонкие – на голове и шелковистые, или лануго (lanugo), – по всему телу.
Шестой месяц
Скорость роста плода несколько снижается, и к концу шестого месяца плод имеет рост около 35 см, вес – 560 г. Появляется подкожная жировая клетчатка. Заканчивается развитие глаз: они открываются, закрываются и смотрят во всех направлениях. Плод способен слышать, плакать, сильно сжимать руку в кулачок.
Дети, родившиеся на шестом месяце, имеют очень небольшой шанс остаться в живых, так как формирование их дыхательного аппарата еще не завершено. Тем не менее встречаются случаи, когда ребенок, рожденный на этом сроке, выживает.
Седьмой месяц
К концу седьмого месяца длина плода приближается к 40 см, вес колеблется от 1,4 до 2,3 кг. Рефлексы на этом сроке окончательно сформированы. Плод дышит, глотает, делает движения, похожие на издавание крика, может сосать большой палец руки. Лануго к этому времени могут исчезнуть, а могут сохраниться даже до рождения. Волосы на голове продолжают расти. Шансы плода весом как минимум 1,5 кг на выживание достаточно высоки при условии интенсивных медицинских мероприятий. Плод доращивается в условиях изоляции от внешней среды (кювезе) до достижения массы 2,3 кг.
Восьмой месяц
Восьмимесячный плод достигает 45–50 см в длину и весит 2,3–3,2 кг. Ему становится мало места, и его двигательная активность снижается. В течение этого и следующего месяца по всему телу идет формирование жировой клетчатки, которая поможет ребенку приспосабливаться к изменению внешней температуры после рождения.