Сравнительный анализ точек зрения авторов
Все три высказывания авторов по данной теме схожи в том, что каждый из представленных авторов считают науку управления предметом, связующим феноменом целого ряда наук, таких как: психология, политология, кибернетика, экономика, социология и др.
Так же объединяет эти трех авторов то, что все они говорят о методах изучения науки управления.
Бурганова Я.Н. считает, что обращаясь к характеристике специально-научной методологии, следует отметить, что их роль могут выполнять парадигмы и теории конкретных наук – социологии, психологии, кибернетики, экономики, менеджмента и т. д.
Янпольская Ц.А, утверждает, что методы науки управления еще только начинает создаваться. Он разрабатывается усилиями всех ученых, исследующих проблематику управления. Метод даст возможность: а) собрать воедино данные различных наук, относящиеся к вопросам управления; б) найти законы их связи, заложенные в самом изучаемом предмете, т. е. в управлении как таковом; в) осмыслить эти законы и использовать на практике в управлении те выводы государствоведения, правоведения, психологии и других наук, которые помогают найти оптимальные варианты структуры, форм и способов управления; проверить на практике ценность этой науки.
Представляется, что составными частями (компонентами) этого метода должны быть: а) функциональный подход к управлению — выявление необходимых в данный период времени для государства функций, с помощью которых должно с наилучшим результатом осуществляться государственное управление, поиски оптимальных вариантов распределения этих функций между органами, находящимися на одном и том же уровне (например, органами общесоюзного подчинения или органами республиканского подчинения и т. п.); б) связанное с функциональным системное изучение аппарата государственного управления; в) исторический подход в изучении управления; г) использование конкретных социологических исследований для изучения аппарата, в частности для проверки эффективности его деятельности.
По мнению Фрейдиной Е.В. исследования, независимо от изучаемого явления, осуществляются на двух органически взаимосвязанных уровнях познания: теоретическом и эмпирическом. Соответственно этим уровням выделяют теоретические и эмпирические исследования. Эмпирические исследования, выявляя новые данные наблюдения и эксперимента, стимулируют развитие теоретических исследований, ставят перед ними новые задачи, а теоретические исследования открывают новые перспективы для объяснения и предвидения фактов, ориентируют и направляют эмпирические исследования.
Теоретические исследования направлены на всестороннее изучение и познание объективной реальности с целью выявления общих для данной предметной области фундаментальных связей и обобщений, составляющих основу развития теории. Теория выступает как наиболее сложная и развитая форма научного знания. Научное знание теоретично с самого начала.
3. Собственная точка зрения по изучаемой проблеме.
Изучив все три точки зрения можно сделать вывод о том ,что три автора рассуждают в одном направлении, затрагивая методы изучения науки управления. Для того чтобы наука управления успешно развивалась, нужно найти адекватный, соответствующий предмету данной науки, метод исследования. Я поддерживаю все три точки зрения, т.к. они схожи между собой, ведь все они затрагивают тему того, что наука управления не может не содействовать другими науками: политология, социология, психология, кибернетика, экономика и др. В целом поведенческий подход всех трех высказываний приобретает столь большую популярность и масштабы, что почти полностью охватывает основную проблематику теории управления. Многие его положения актуальны и сейчас, входят в содержание современной теории управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мы определили, что управление – это область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии задачам социально-экономического развития.
В ходе работы было дано определение:
- Основным понятиям, применяемым в менеджменте
- Элементам системы управления
- Принципам управления
- Методам управления
Менеджмент как научная дисциплина прошел долгий путь развития, и в настоящее время известны и применяются более 13-ти научных подходов, суть которых раскрыта во второй главе работы.
В культуре развитых капиталистических стран понятие менеджмент очень часто соседствует с понятием бизнес, хотя на данный момент становится очевидным, что менеджер и бизнесмен – далеко не одно и то же.
Данные различия в понимании сути и значения управления делают необходимым более детальное изучение управления как науки. Таким образом, эффективное становление рыночных отношений в России во многом определяется формированием современных управленческих отношений, повышением управляемости экономики. Именно менеджмент, управление обеспечивает связанность, интеграцию экономических процессов в организации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ использования человеческих ресурсов/ Каймакова М. В. Ульяновск : УлГТУ, 2008.
2. Новиков Д.А. Методология управления. М. - 2011.
3. Батурин В.К. Общая теория управления. М. – 2012.
4. Организационная культура/ Стеклова О. Е. Ульяновск: УлГТУ, 2007.
5. Наука побеждать. Менеджмент по-Суворовски: Вячеслав Летуновский — Москва, Эксмо, 2014 г.- 336 с.
6. Определитель птиц в бизнесе. Беседы бизнес-психолога с предпринимателями: И. И. Карнаух — Москва, Феникс, 2011 г.- 416 с.
7. Менеджмент. Учимся у знатоков: Франк Арнольд — Москва, Феникс, 2012 г.- 336 с.
8. Менеджмент. Учебное пособие: Е. П. Михалева — Санкт-Петербург, Юрайт, 2014 г.- 192 с.
9. Наука управления. Теория и практика: Б. Г. Литвак — Москва, Дело, 2012 г.- 424 с.
10. Управление. Социальное управление. Социология управления: Е. П. Тавокин — Москва, Либроком, 2010 г.- 256 с.
11. История менеджмента: А. И. Кравченко — Москва, Академический Проект, Тр, 2009 г.- 560 с.
12. Практическая психология управления: М. А. Кремень — Москва, ТетраСистемс, 2011 г.- 400 с.
13. Социология управления: В. Д. Граждан — Москва, Юрайт, 2014 г.- 608 с.
14. Теория управления : Учеб. пособие / Г. А. Леонов. - СПб. : С.-Петерб. ун-та, 2006. - 233с.
15. Теория управления: Учебник. Изд. 2-е / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2005 .- 558 с.
16. Теория управления. Бурганова Л.А. М.: 2009. — 153 с.
Электронные ресурсы
Административно-управленческий портал
http://www.aup.ru/books/i006.htm