Безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости, по уровню образования на конец 2000 г
человек, в % к итогу, распределенному по полу (%)
Уровень образования | Женщины | Мужчины | Распределение по полу | |
женщины | мужчины | |||
Безработные - всего | ||||
человек | ||||
процентов | 100,0 | 100,0 | 77,1 | 22,9 |
в том числе с образованием: | ||||
высшим профессиональным | 0,4 | 0,4 | 81,8 | 18,2 |
средним профессиональным | 41,3 | 25,9 | 85,6 | 14,4 |
начальным профессиональным | 21,1 | 35,2 | 69,0 | 31,0 |
средним (полным) общим | 30,2 | 22,2 | 83,6 | 16,4 |
не имеют среднего общего | 7,0 | 16,3 | 61,5 | 38,5 |
Можно назвать несколько групп таких показателей, характеризующих структуру преступности, судимости:
1) по объектам посягательств – непосредственным (статьи УК) и родовым (главы УК). На практике редко анализируют структуру преступности по родовым объектам, а между тем это важный показатель. Для изучения структуры преступности и разработки мер борьбы с ней нужно знать не только удельный вес (распространенность) хищений или их отдельных видов, но и удельный вес всех посягательств на собственность; не только долю осужденных за убийства и умышленные тяжкие телесные повреждения, но и долю осужденных за все виды посягательств против личности и т.п. Поэтому наряду с анализом структуры по видам преступлении целесообразно изучать структуру преступности и по родовым объектам;
2) по объективной стороне преступлений (по месту и времени, способам совершения преступлений, преступным результатам).
Крайне редко подвергают анализу данные о преступном результате, вреде, причиненном преступлением. Изучать их нужно в совокупности с другими показателями, в частности с абсолютными показателями. Важно, например, знать не только число осужденных за автотранспортные преступления или за нарушения правил техники безопасности, но и число жертв, размер материального ущерба, наступившего в результате этих преступлений;
3) по признакам субъективной стороны. Эти данные тоже редко анализируют. Анализ структуры преступности, судимости по формам вины, мотивам совершения преступлении помогает выяснить причины и условия, способствующие совершению преступлений, разрабатывать меры их предупреждения;
4) по субъектам преступлений, личности преступников (социально-демографические и юридические признаки). Данные о личности преступников по социально-демографическим признакам важно сопоставлять с аналогичными структурными показателями, характеризующими все население или соответствующие группы;
5) по мерам наказания Целесообразно сопоставить структуры назначенных мер наказания и их реального исполнения. Это важно и для выяснения эффективности наказаний.
Рассмотренные три вида показателей – абсолютные (отражающие абсолютный уровень преступности), коэффициенты преступности (отражающие степень ее распространенности) и структурные (показывающие удельный вес, долю частей в совокупности) характеризуют состояние преступности. Эти же показатели, взятые в сравнении за различные периоды, характеризуют динамику преступности.
3. Относительные показатели, характеризующие динамику, показывают изменение во времени каких-либо интересующих нас явлений, в том числе правовых.
Для выявления состояния и тенденции развития конкретного вида правонарушений необходимо исследовать его динамику, т.е. количественное изменение за определенный период. Основываясь на сравнении статистических показателей одного года только с данными предыдущего года, никаких научно обоснованных выводов сделать не удается. Следует проанализировать динамический ряд за достаточно большой период (пять, десять и более лет). Лишь тогда можно судить о характере динамики преступления или гражданского правонарушения.
Различают относительные показатели динамики с постоянной и переменной базой сравнения. Если сравнение осуществляется с одним и тем же базисным уровнем, например, первым годом рассматриваемого периода, получают относительные показатели динамики с постоянной базой (базисные). При расчете относительных показателей динамики с переменной базой (цепных) сравнение осуществляется с предшествующим уровнем, т.е. основание относительной величины последовательно меняется.
Для примера воспользуемся данными таблицы 5.2.6
Таблица 5.2.6