Безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости, по уровню образования на конец 2000 г

человек, в % к итогу, распределенному по полу (%)

Уровень образования Женщины Мужчины Распределение по полу
женщины мужчины
Безработные - всего        
человек    
процентов 100,0 100,0 77,1 22,9
в том числе с образованием:        
высшим профессиональным 0,4 0,4 81,8 18,2
средним профессиональным 41,3 25,9 85,6 14,4
начальным профессиональным 21,1 35,2 69,0 31,0
средним (полным) общим 30,2 22,2 83,6 16,4
не имеют среднего общего 7,0 16,3 61,5 38,5

Можно назвать несколько групп таких показателей, характеризующих структуру преступности, судимости:

1) по объектам посягательств – непосредственным (статьи УК) и родовым (главы УК). На практике редко анализируют структуру преступности по родовым объек­там, а между тем это важный показатель. Для изучения структуры преступности и разработки мер борьбы с ней нужно знать не только удельный вес (распространен­ность) хищений или их отдельных видов, но и удельный вес всех посягательств на собствен­ность; не только долю осужденных за убийства и умыш­ленные тяжкие телесные повреждения, но и долю осуж­денных за все виды посягательств против личности и т.п. Поэтому наряду с анализом структуры по видам преступ­лении целесообразно изучать структуру преступности и по родовым объектам;

2) по объективной стороне преступлений (по месту и времени, способам совершения преступлений, преступным результатам).

Крайне редко подвергают анализу данные о преступ­ном результате, вреде, причиненном преступлением. Изучать их нужно в совокупности с другими показателями, в частности с абсолютными показателями. Важно, напри­мер, знать не только число осужденных за автотранспорт­ные преступления или за нарушения правил техники без­опасности, но и число жертв, размер материального ущер­ба, наступившего в результате этих преступлений;

3) по признакам субъективной стороны. Эти данные тоже редко анализируют. Анализ структуры преступности, судимости по формам вины, мотивам совершения пре­ступлении помогает выяснить причины и условия, спо­собствующие совершению преступлений, разрабатывать меры их предупреждения;

4) по субъектам преступлений, личности преступников (социально-демографические и юридические признаки). Данные о личности преступников по социально-демогра­фическим признакам важно сопоставлять с аналогичными структурными показателями, характеризующими все насе­ление или соответствующие группы;

5) по мерам наказания Целесообразно сопоставить структуры назначенных мер наказания и их реального исполнения. Это важно и для выяснения эффективности наказаний.

Рассмотренные три вида показателей – абсолют­ные (отражающие абсолютный уровень преступности), коэффициенты преступности (отражающие степень ее распространенности) и структурные (показывающие уде­льный вес, долю частей в совокупности) характеризуют состояние преступности. Эти же показатели, взятые в сравнении за различные периоды, характеризуют динамику преступности.

3. Относительные показатели, характеризующие дина­мику, показывают изменение во времени каких-либо инте­ресующих нас явлений, в том числе правовых.

Для выявления состояния и тенденции развития кон­кретного вида правонарушений необходимо исследовать его динамику, т.е. количественное изменение за опреде­ленный период. Основываясь на сравнении статистических показателей одного года только с данными предыдущего года, никаких научно обоснованных выводов сделать не удается. Следует проанализировать динамический ряд за достаточно большой период (пять, десять и более лет). Лишь тогда можно судить о характере динамики прес­тупления или гражданского правонарушения.

Различают относительные показатели динамики с постоянной и пе­ременной базой сравнения. Если сравнение осуществляется с одним и тем же базисным уровнем, например, первым годом рассматриваемого перио­да, получают относительные показатели динамики с постоянной базой (базисные). При расчете относительных показателей динамики с переменной базой (цепных) сравнение осуществляется с предшествующим уровнем, т.е. основание относительной величины последовательно меняется.

Для примера воспользуемся данными таблицы 5.2.6

Таблица 5.2.6

Наши рекомендации