Тема 11. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - 2 часа

1. Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

2. Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК).

3. Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК).

4. Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК).

5. Взяточничество (ст.ст. 290, 291 УК).

6. Халатность (ст. 293 УК).

Пример задачи (казуса):

1. Главный врач городской больницы (руководитель муниципального учреждения) взял вознаграждение в сумме 50 тысяч рублей за помещение лица в стационар и за хирургическую операцию. Из полученных денег он передал 15 тысяч рублей хирургу, сделавшему операцию. Больной имел право на получение этих медицинских услуг на основании обязательного медицинского страхования. Но мест в стационаре не хватало, и главный врач объяснил больному, что если он будет ждать очереди на госпитализацию в обычном порядке – это может затянуться на долгий срок, предложив уплатить означенные 50 тысяч рублей, что больной и сделал. Квалифицируйте содеянное главным врачом и хирургом. Мотивируйте.

2. Садовников, работая адвокатом юридической консультации после ознакомления на предварительном следствии с материалами дела подстрекал Гракович, обвиняемую в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 123 УК РФ (незаконное производство аборта), к даче взятки судебно-прокурорским работникам. Гракович, содержавшаяся под стражей, согласилась на дачу взятки и с этой целью написала своему мужу Граковичу А. записку, в которой просила передать Садовникову взятку более 3000 рублей. Садовников передал эту записку Граковичу А. и тогда же получил от него 3000 рублей, которые присвоил, израсходовав на личные нужды.

Задание (общее для всех тем) для подготовки к практическому занятию:

1. Изучить основную литературу по теме (учебники, комментарии к УК РФ) и постановления Пленума Верховного Суда РФ (см. списки основной литературы). Рекомендуется также ознакомиться с дополнительной литературой.

2. Решить задачи по теме из Практикума, рекомендованного преподавателем (студентам заочной формы обучения – руководствоваться методическими указаниями), сделать подборку судебной практики по теме.

3. Выполнить иные задания преподавателя, порученные в ходе индивидуальной работы (например, решить задачу, подготовить доклад, написать эссе, подготовиться к ролевой игре, обобщить материалы опубликованной судебной практики и т.п.).

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Самостоятельная работа студентов делится на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная работа выполняется в ходе проведения практических и лекционных занятий под непосредственным руководством преподавателя. Внеаудиторная – в свободное от занятий время без участия преподавателя, но по его заданию, а также по собственной инициативе обучающегося.

К видам самостоятельной работы бакалавров относятся:

- предварительное ознакомление с программой курса и тематикой лекционных занятий;

- чтение текстов документов, учебников и учебных пособий, а также дополнительной литературы по изучаемому разделу (теме);

- ознакомление с текстами первоисточников при подготовке к занятию;

- работа со словарями и справочниками;

- работа с ресурсами сети интернет;

- составление плана и тезисов ответа на вопросы практического занятия;

- выполнение тестовых заданий;

- решение казусов, предложенных преподавателем, при подготовке к практическому занятию;

- подбор документальных источников по теме практического занятия;

- написание рефератов и эссе по изучаемой тематике;

- подготовка докладов на студенческих научных кружках и тематических конференций.

- подготовка к сдаче экзамена;

- иные виды самостоятельной работы студента.

Указанный минимум может быть расширен за счет использования заданий, дополнительно разработанных в установленном порядке.

Образовательные технологии (интерактивные методики)

Виды занятий Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
Очная форма обучения Заочная форма обучения Заочная форма ускоренного обучения
Лекция Лекция-презентация, лекция-дискуссия.
Практическое занятие Мозговой штурм, работа в малых группах, «круглый стол», комментирование, дискуссия, творческие задания, решение многоуровневых задач из судебной практики, проведение «деловой игры», проверка решения задач и письменных контрольных работ

Наши рекомендации