Нахождение и выстраивание зрительной линии времени

В каждой новой группе на курсах по развитию памяти я стараюсь что-то усовершенствовать и, конечно же, что-то попробовать новое, чтобы проверить, насколько это может улучшить динамику развития памяти. Кроме того, время от времени новые наработки проверяются на сотрудниках (чаще студентах), которым интересно всё новое. Как правило, именно эта категория обучающихся получает максимум знаний и умений, а мне удаётся создавать всё более совершенные технологии обучения навыкам запоминания и другим направлениям работы с мышлением, которые затем применяются при проведении этих и других тренингов.

В результате многочисленных экспериментов мы выявили оптимальное для подавляющего большинства людей направление линии времени. Как известно, модель времени для большинства людей – это некая координатная прямая, на которой есть настоящее, прошлое и будущее.

Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если событий было много и они были интересны для нас, то время шло быстро. И наоборот, если событий было мало или они были нам неинтересны, то время тянулось медленно. Однако если приходится оценивать прошедшие события, то оценка длительности носит обратный характер. Время, заполненное разнообразными событиями, мы переоцениваем, временной отрезок кажется нам более продолжительным. И наоборот, неинтересное для нас время мы недооцениваем, временной интервал кажется нам незначительным.

Исходя из постулатов голографической памяти становятся понятны эти парадоксы восприятия времени: они отражают пространственную локализацию воспоминаний.

Воспоминания об интересных для нас событиях имеют гораздо большую яркость по сравнению с отображением в памяти неинтересного и ненасыщенного яркими событиями временного промежутка. Как мы выяснили, и голограммы воспоминаний и представлений о волнующих нас событиях обычно располагаются ближе, чем голограммы других воспоминаний из того же времени. Отсюда и обманчивое представление о том, какие события были раньше, а какие позже.

Отечественные учёные Головаха Е.А. и Кроник А.А. в книге «Психологическое время личности» задают риторический вопрос:

- Значит, такие парадоксы психологического времени, как «прошлое после настоящего» или «будущее до настоящего», вполне реальны?

Если обратиться к памяти как к голограмме, то эти парадоксы находят вполне естественное объяснение. Для большинства людей имеют место следующие пространственно-временные аспекты памяти:

· чем ближе на голограмме располагаются события, тем лучше они вспоминаются;

· чем эмоциональнее переживалось событие, тем большую яркость имеет его голограмма, и, следовательно, тем лучше мы его помним.

Таким образом, субъективно люди могут воспринимать отдалённые события как близкие, и наоборот.

Перед тем как давать на занятиях линию времени, я обычно предлагаю проверить исходный уровень памяти, чтобы было с чем сравнивать.

В качестве проверки предлагается тест на дифференцированные воспоминания, который был разработан мной специально для этой техники, а затем стал использоваться психологами и менеджерами для различных, порой не относящихся к голографической памяти целей.

Тест очень простой. Я выдаю специальные бланки, где прошу всех указать своё имя, возраст, пол и постараться вспомнить своих одноклассников и одноклассниц из первого класса. Причём записывать в первую таблицу теста можно только тех, кого удаётся вспомнить (имя, фамилию, за какой партой сидел), то есть где в первом классе этот ученик или ученица сидели – на каком ряду и за какой партой. Вспомните и запишите всё в таблицу № 1:

Таблица № 1. Обычное вспоминание.

Самая первая реакция:

– Да вы что?

- Как можно?

- Первый класс?

Потом кому-то всё-таки удаётся вспомнить одного - двух, либо большее количество детей из первого класса с конкретными местами, где они сидели. На тест уходит несколько минут.

Затем идёт блок упражнений на основы голографической памяти – нахождение зрительной линии времени и выставление её в удобном положении. На всё упражнение, которое ниже описано жирным шрифтом, обычно уходит не более тридцати минут.

Представьте, что в районе левого глаза или левой брови вы включили яркий луч в направлении влево вверх. Если вы сейчас смотрите прямо перед собой, то вам нужно отвести взгляд влево примерно на тридцать градусов и поднять вверх на тридцать градусов. Это оптимальное направление линии времени (прошлое – левый луч) для большинства людей.

1. Вспомните что-нибудь, что вы видели от пяти до пятнадцати минут назад и постарайтесь рассмотреть, где вы воспринимаете изображение. Слева или справа от вас, выше или ниже уровня глаз? Насколько далеко от вас “висит” эта картинка?

Для того чтобы упростить заочное овладение технологией голографической памяти, я предложил участникам одной из групп поделиться своими наблюдениями непосредственно во время занятий.

-Где вы видите картинку того, что было с вами десять минут назад?

Наташа: Я вижу её прямо перед собой, примерно на расстоянии в сорок сантиметров.

Виктор: А у меня картинка немного слева и внизу, примерно на уровне живота.

Анжела: Мне кажется, что картинка где-то сзади, немного выше головы. Или мне это кажется?

- Всё правильно, Анжела, вы действительно воспринимаете картинку там, где вы сказали. Когда мы выстроим зрительные воспоминания в оптимальном порядке, вам будет гораздо удобнее ими оперировать.

Александр: А как быть, если я не вижу картинку, а вспоминаю так, словно я там нахожусь, внутри того воспоминания? Где мне искать эту самую картинку?

- Это хорошо, что ваши воспоминания имеют объём, глубину, с ярко выраженным эффектом присутствия. Местоположение картинки можете не искать.

На своём мысленном луче, на расстоянии примерно в пять–девять сантиметров представьте небольшой экран. Размеры произвольные (5х10, 10х15 см). Представьте, как этот экран загорается наподобие экрана телевизора, и на нём появляется изображение того, что вы видели пять - пятнадцать минут назад. Сделайте изображение ярким и движущимся.

Не каждому удаётся найти исходную линию времени, поэтому данное описание выстраивания голограммы хорошо работает для всех.

Если же вы нашли, где у вас располагаются изображения с воспоминаниями, то просто перенесите уже имеющуюся картинку того самого недавнего прошлого, которую только что увидели в пространстве, на левый луч, на мысленный экран, расположенный на расстоянии пять - девять сантиметров от лица.

Для более точного определения пространственного расположения голограмм я предлагаю использовать индивидуальные пропорции тела каждого конкретного человека. И экран с воспоминанием о том, что было десять минут назад, будет располагаться от лица на расстоянии вытянутого большого пальца этого человека. Для людей среднего роста это составляет 6 – 12 сантиметров.

Зафиксируйте картинку в новом положении, мысленно удерживая её в этом месте в течение 10-15 секунд. Это первая опорная точка на голограмме.

- Александр, вам удалось представить на экране то, что вы только что вспоминали?

Александр: Да, только это не так чётко, как в действительности. И картинка проигрывает в яркости, и цвета не так хорошо видны.

- Всё нормально, ваша задача в данном случае зафиксировать изображение в нужной точке в пространстве.

Александр: А какой тогда смысл в такой памяти, если я сейчас, представляя на экране, всё вижу не так ярко, как при обычном воспоминании?

- При выполнении данного упражнения вы всего лишь выставляете опорные, ключевые точки воспоминаний, чтобы затем, благодаря им, собрать всю свою память в этом направлении. А потом вы будете просто оживлять экран на нужном расстоянии от лица и погружаться в воспоминания не как на экране, а так, как вы первый раз вспоминали – как вживую. Но при этом качественные и количественные показатели вашей памяти возрастут минимум в два – три раза.

После этого экран можете отпустить. Под словом «отпустить» мы понимаем прекращение волевого сознательного управления данным воображаемым объектом. Обычно после этого изображение вместе с мысленным экраном либо исчезает, либо становится менее ярким.

2. Вспомните что-нибудь, что вы видели три-четыре часа назад, и постарайтесь рассмотреть, где вы воспринимаете изображение.

- Насколько далеко от первого изображения «висит» эта картинка? Слева или справа от вас, выше или ниже уровня глаз?

Наташа: Я вижу эту картинку немного дальше, чем первую.

Виктор: Я вижу картинку ещё левее, примерно на таком же уровне.

Анжела: Мне кажется, что у меня картинка в том же самом месте, сзади, немного выше головы.

- Исходная линия времени может иметь самую неожиданную конфигурацию. Пусть это вас не смущает. Зачастую воспоминания могут не только располагаться с разных сторон, но и совпадать в пространстве.

Затем на мысленном луче включаем экран такого же или немного большего размера. На расстоянии одного локтя (менее половины длины руки) представляем на экране зрительный образ, который видели примерно три-четыре часа назад.

Для людей среднего роста это примерно в 30 сантиметрах от лица. Лучше не просто представлять, а переносить с исходной линии времени. Делаем ярче, стараемся включить движение, фиксируем в течение 10-15 секунд, затем отпускаем. Это вторая опорная точка.

3. Вспомните что-нибудь, что вы видели примерно 24 часа назад (плюс–минус три – четыре часа), и постарайтесь рассмотреть, где вы воспринимаете изображение.

- Насколько далеко от первого изображения «висит» эта картинка? Слева или справа от вас, выше или ниже уровня глаз?

Наташа: Я вижу так же, прямо перед собой, но ещё дальше. Примерно на расстоянии в пятьдесят – шестьдесят сантиметров.

Виктор: Мне кажется, что изображение немного дальше и немного выше, чем предыдущие два.

Анжела: Я затрудняюсь, но мне кажется, я воспринимаю эту картинку точно там же, где и предыдущие.

Переносим изображение на левый луч, на расстояние согнутой (в виде дуги) руки. Для людей среднего роста это примерно в 50 сантиметрах от лица. Представляем изображение на экране, размер которого делаем ещё большим или оставляем прежним.

Если исходную линию времени найти не удалось, просто включаем картинку с изображением того, что видели в вышеуказанный промежуток времени. Стараемся усилить яркость, добавляем движение и фиксируем в течение 10-15 секунд, затем отпускаем. Это третья опорная точка.

4. Вспомните что-нибудь, что вы видели примерно неделю назад, и постарайтесь рассмотреть, где вы воспринимаете это изображение.

- Насколько далеко от первого изображения «висит» эта картинка? Слева или справа от вас, выше или ниже уровня глаз?

Наташа: Я вижу это изображение намного ближе, примерно в десяти сантиметрах от лица.

- Наверное, это какое-то весьма эмоциональное воспоминание, если вы видите его намного ближе других картинок?

Наташа: Да, действительно, неделю назад я была на вечеринке.

Виктор: У меня картинка находится за спиной.

Анжела: Это изображение почему-то справа и немного спереди.

Следующий экран аналогичного размера включаем, вытянув прямую руку по направлению влево-вверх, там, где у нас основание большого пальца руки. Это четвёртая опорная точка.

Изображение на экран переносим с исходной линии времени, с того места, где мы рассмотрели воспоминания о том, что было с нами примерно неделю назад. Если исходная линия времени не была найдена, то просто представляем на этом экране то, что соответствует нашим воспоминаниям примерно недельной давности, (плюс–минус один – два дня). Также стараемся сделать изображение более ярким и движущимся и зафиксировать картинку в пространстве в течение 10-15 секунд. Для людей среднего роста это расстояние равняется примерно 60 сантиметрам.

5. Вспомните что-нибудь, что вы видели месяц назад, и постарайтесь рассмотреть, где вы на этот раз воспринимаете изображение. Слева или справа от вас, выше или ниже уровня глаз? Насколько далеко от первого изображения «висит» эта картинка?

Следующий экран аналогичного размера включаем на расстоянии прямой руки с согнутыми пальцами. Для людей среднего роста это дальше предыдущего экрана примерно на 4-5 сантиметров. Это пятая опорная точка.

Изображение на экран переносим с исходной линии времени, с того места, где мы рассмотрели воспоминание о том, что было с нами примерно месяц назад. Если исходная линия времени не была найдена, то просто представляем на этом экране то, что соответствует нашим воспоминаниям примерно месячной давности, (плюс–минус несколько дней). Также стараемся сделать изображение более ярким и движущимся и представлять картинку в пространстве в этом месте примерно 10-15 секунд.

6. Вспомните что-нибудь, что вы видели примерно год (плюс–минус один – два месяца) назад, и постарайтесь рассмотреть, где вы воспринимаете изображение. Слева или справа от вас, выше или ниже уровня глаз? Насколько далеко от первого изображения «висит» эта картинка?

Шестая опорная точка - соответствующий экран чуть меньшего размера включаем на расстоянии прямой руки с полусогнутыми пальцами. Это дальше, чем предыдущий экран на 4-6 сантиметров. Изображение на экран переносим с исходной линии времени, с того места, где мы рассмотрели воспоминания о том, что было с нами примерно год назад. Если исходная линия времени не была найдена, то просто представляем на этом экране то, что соответствует нашим воспоминаниям примерно годичной давности, (плюс – минус несколько месяцев). Также стараемся сделать изображение более ярким и движущимся и фиксируем картинку в пространстве в течение 10-15 секунд. Для людей среднего роста это расстояние примерно 70 сантиметров.

7. Вспомните, что с вами было примерно девять лет назад. Рассмотрите, где воспринимается зрительное воспоминание о том времени. Перенесите на соответствующий экран на левом луче.

Экран, который вы включаете при выполнении этого упражнения на левом луче, располагаете на расстоянии руки с выпрямленными пальцами. Для людей среднего роста это примерно 70 сантиметров. Это седьмая опорная точка.

Размер экрана в два - три раза меньше, но можно и такого же размера. На него переносите изображение с исходной линии времени, соответствующее тому, что было с вами около девяти лет назад. Или просто стараетесь рассмотреть на данном экране эти воспоминания. Усиливаем яркость, добавляем движение, фиксируем 10-15 секунд.

8. Если вам за сорок, то необходимо выставить ещё одно воспоминание. Вспомните, что с вами было примерно двадцать или двадцать пять лет назад. Рассмотрите, где воспринимается зрительное воспоминание о том времени. Перенесите на соответствующий экран на левом луче.

Последний экран, который вы включаете при выполнении этого упражнения на левом луче, располагаете на расстоянии руки с выпрямленными пальцами. Руку стараемся вытянуть ещё дальше в направлении влево-вверх, но без разворота корпуса. Для людей среднего роста это примерно 76 сантиметров, на 4 – 6 сантиметров дальше 7-й опорной точки.

Если вам меньше сорока лет, то это воспоминание можно и не выставлять.

Чаще всего трудности нахождения в пространстве исходного расположения зрительных воспоминаний обусловлены недостаточной концентрацией внимания. В этом случае я рекомендую перед каждым нахождением воспоминаний в пространстве выполнять упражнение на концентрацию № 1.

Итак, вы нашли и выставили опорные точки зрительных воспоминаний по порядку на левый луч голограммы.

Теперь необходимо закрепить новую конфигурацию линии времени и собрать на неё остальные воспоминания.

Перед выполнением упражнения максимально концентрируемся, выполняя упражнение на концентрацию № 1 и одновременно представляя левый луч голограммы с выставленными картинками. Во время выполнения необходимо продолжать ощущать всё своё тело и представлять луч голограммы.

Включаем все экраны и стараемся несколько секунд видеть их все одновременно на своих местах.

Если трудно видеть все изображения, можно просто представлять рамки экранов. При этом представляем, как остальные зрительные воспоминания, которые мы не вспоминали, также собираются на левый луч голограммы в соответствующие пространственно-временным соотношениям места.

Кто-то представляет зрительные образы как множество фотографий, которые слетаются со всех сторон из пространства вокруг тела на левый луч, кто-то представляет их как листки бумаги, кто-то как смутный туман...

Некоторым удобнее представлять экраны в виде жёлтых папок с компьютерного экрана. Человек представляет, что на левый луч собирается очень много папок, они выстраиваются вплотную друг к другу. В дальнейшем он может достать любую папку и включить любое изображение. Либо сделает то же действие, что и на экране компьютера: просто включит папку нужного времени, выбрав её на соответствующем расстоянии от лица, и она превратится в экран с изображением, и уже на этом экране либо сразу увидит желаемое изображение, либо вспомнит, зафиксировав внимание именно на этом месте в пространстве.

Обычно на упражнение по собиранию всех воспоминаний на левый луч информационного треугольника уходит 1-2 минуты.

Напоминаю, что эффект от этого упражнения намного выше, если вы одновременно с представлением того, как собираются все зрительные воспоминания на левый луч, будете ощущать всё своё тело и видеть весь информационный треугольник.

В информационном трекгольнике левый луч (прошлое) и правый (будущее) располагаются симметрично. Третья грань соединяет крайние точки в единую информационную систему.

После первого выставления линии времени я предлагаю проверить, насколько лучше вы можете вспомнить тот же первый класс. Стандартное упражнение на концентрацию внимания №1 из гештальта, затем на левом луче отмеряете расстояние от 65 до 80 сантиметров (в зависимости от вашего возраста) и включаете там мысленный экран, на котором вспоминаете свой первый класс.

Если моментального эффекта не наблюдается, повспоминайте несколько минут. Ваша память может работать намного лучше!

Запишите в таблицу № 2 имена или фамилии тех, кого вы вспомнили на этот раз.

Таблица № 2. Вспоминание на голограмме.

Обычно, независимо от количества вспомненных во второй раз детей, участников занятия удивляет даже не столько количественное улучшение вспоминаемости информации, сколько качественное. Первый класс многие начинают вспоминать намного ярче, появляется эффект присутствия, кто-то говорит, что вспомнил, как ноги не доставали до пола, когда сидел за партой, кто-то отмечает, что десятиклассники кажутся очень большими и высокими... Не у всех получается сразу, имейте терпение. Кому-то надо при этом 20-30 секунд потратить на то, чтобы память действительно начала включаться намного лучше.

Но наиболее интересным для многих является обратное усиление голограммы.

Как это лучше выполнять. После выставления зрительных воспоминаний на левом луче нужно отвлечься от работы с голограммой на короткий промежуток времени – от восьми до пятнадцати минут. В это время мы обычно выполняем вторую часть теста на дифференцированные воспоминания в течение 3 – 5 минут, а затем обсуждаем причины, по которым у некоторых участников тренингов так и не вспоминается первый класс. На это в среднем как раз и уходит от восьми до пятнадцати минут. И затем выполняем упражнение на обратное усиление голограммы.

На левом луче голограммы включаем картинку того, что было с нами 9 лет назад (кто постарше – сначала вспоминают события двадцатипятилетней давности). Потом на голограмме видим воспоминания, отстоящие от настоящего примерно на год, затем, на месяц, неделю, сутки, 3-4 часа, 5-15 минут.

В этом ряду воспоминаний и представлений о прошлом, как вы догадываетесь, меняются только самые ближайшие 2 образа – отстоящие на 3-4 часа и на несколько минут, то есть две голограммы на левом луче.

И вот тут как раз многие и начинают наблюдать эффект лавинообразного улучшения вспоминаемости информации: воспоминания, которые мы видим при втором проходе по голограмме прошлого, всплывают настолько ярко и живо, как если бы всё это происходило с нами прямо сейчас.

По прошествии трёх-четырёх часов после обратного усиления голограммы необходимо снова вернуться к голограмме. На тренингах не всегда в нашем распоряжении есть интервал в 3 часа, поэтому второе усиление голограммы мы выполняем чаще всего спустя полтора – два часа. Во время этих полутора - двух часов мы осваиваем и тренируем классические приёмы (мнемотехники), значительно упрощающие и облегчающие запоминание различных видов информации, а также специфические приёмы, работающие только при использовании голограммы памяти.

Итак, второе усиление (закрепление) нового расположения голограмм мы начинаем с включения самого ближнего экрана на левом луче (от пяти до пятнадцати минут назад) из выставленных опорных точек.

Затем включаем экран с воспоминаниями того, что вы видели 3-4 часа назад, 24 часа назад, неделю, месяц, год, девять лет назад (кто-то возьмёт ещё и 25 лет назад).

Как после первого, так и после второго обратного усиления голограммы необходимо мысленно представлять весь информационный треугольник с лучами, наполненными картинками.

На второе усиление голограммы обычно уходит минимум времени (5–10 минут), а польза весьма значительная. Для получения максимального эффекта от голограммы зрительной памяти осталось вернуться к её закреплению ещё два раза (через 1–2 месяца и через год).

Но об этом немного позже.

Обходимся без линейки

Тем из читателей, кто уже выставлял голограмму памяти ранее, данный пространственно-временной код может показаться неконкретным.

Да, в версии 2006 года мы отмеряли на левом луче расстояния с помощью линейки и экраны выставляли по сантиметрам.

Но как вы, вероятно, заметили, далеко не все люди имеют один и тот же рост. Кто-то выше, кто-то ниже. Дети вырастают и также становятся выше и выше. А выставление пространственно - временных параметров голограммы предлагалось одно для всех.

Затем в версии 2007 года были учтены антропометрические различия и голограмма, которая должна стать такой же частью человека, как рука или нога, имеет размеры, пропорциональные размерам тела.

При выставлении голограммы я настоятельно рекомендую не стесняться, поднимать руку и мысленно ставить экран на свою ладонь. Эффект при таком выставлении выше, чем при обычном “подвешивании” голограммы в пространстве.

Почему?

Всё очень просто. Когда человек ставит ладонь в том месте, где он представляет плоскость голограммы, то это простое действие само по себе в коре головного мозга генерирует конкретное местоположение в пространстве, в отличие от мысленного представления местоположения экрана без показывания рукой.

Как известно, в обычной памяти намного лучше закрепляются реальные события и значительно слабее – мысленные представления.

Поэтому стараемся при выставлении голограммы прошлого отмерять расстояние и показывать местоположение экранов левой рукой, а будущего – правой, держа ладонь перпендикулярно направлению луча голограммы (наподобие экрана).

Кроме вышеописанного, при выставлении экранов с показыванием их положения в пространстве ладонью начинают срабатывать и помогать нам и другие составляющие нашего тончайшего механизма, именуемого разумом. Более подробно я обычно освещаю этот вопрос при подготовке инструкторов (педагогов, психологов) по голографической памяти.

В настоящей версии по сравнению с предыдущим изданием 2007 года изменён пространственно-временной код голограммы, а сама она стала треугольником.

Нахождение и выстраивание зрительной линии времени - student2.ru Первое время я предлагал оперировать с экранами того размера, который у человека появился при выставлении голограммы. У кого-то это формат А-4, у кого-то больше, у кого-то меньше.

Зависит ли размер изображения на голограмме от расстояния от лица до экрана?

Будет удобнее, если каждый сам выберет оптимальный для его разума размер экранов.

Кому-то удобнее, если ближние к лицу голограммы будут чуть больше по размеру, кому-то наоборот:

Многим удобнее представлять более крупными голограммы примерно на середине луча:

По мере овладения тонкостями работы с информационным треугольником большинство людей видят левый луч состоящим из множества экранов примерно одного размера:

Экраны выстраиваются влево-вверх, выше уровня глаз:

Во время работы с людьми из ВОС (общество слепых) у меня возник очень непростой вопрос:

- Как давать голографическую память людям, полностью или частично лишённым зрения?

Положение усугублялось тем, что некоторые участники группы были слепыми от рождения, и для этой аудитории совершенно не подходили мои стандартные фразы:

- Вспомните, что вы видели 10 минут назад…

- Представьте, что вы будете видеть через 3-4 часа…

Именно благодаря работе с этими людьми, и особенно с Вячеславом Васильевым, кандидатом в мастера по шашкам, почти полностью лишённым зрения, но обладающим незаурядным жизнелюбием и оптимизмом, в совершенно нестандартных условиях подачи технологии голографической памяти мне и пришлось в очередной раз изменить пространственно-временной код голограммы. Стало ясно, что до всех своих воспоминаний человек должен иметь возможность дотянуться рукой.

Дальше – больше. Открылось (а затем и подтвердилось на практике) понимание взаимозависимости мысленного тактильного контакта с представляемыми голограммами воспоминаний и улучшением процессов извлечения информации из памяти. Что, в свою очередь, позволило сместить ряд акцентов в самой технологии и получить дополнительные “плюсы” при работе по данной схеме. В дальнейших разделах книги мы не только поговорим об этом более подробно, но и убедимся на практике в неоспоримых преимуществах нового подхода.

Вячеслав после цикла занятий по голографической памяти прислал мне следующее письмо:

(Стиль и орфография автора сохранены)

Здравствуйте, Станислав!

Тренинг пока закончился, и можно подвести итоги…

Первый эффект, который я получил после попыток выстраивания голограммы, - это небольшое улучшение зрения. Просто после упражнений ну, например, на следующее утро, надевая рубашку, немного четче видишь цвет и рисунок. Такой эффект может возникнуть при приливе крови и улучшению, за счет этого, снабжения глаза или просто от того, что при работе отдельные части головного мозга напрягаются и происходит прилив крови.

Эффект довольно устойчив.

А может, и снятие стрессов в этом поучаствовало.

Не могу сказать, что раньше не было небольших периодов более четкого зрения, но то, что это проявляется всякий раз после работы с голограммой на занятиях или дома, - факт, который проверил.

Теперь далее.

Никогда не имел проблем с возможностью запоминать и вспоминать, но у меня было мнение, что возможности памяти довольно ограничены, хотя и примеры выдающихся личностей были не редкостью и свои способности не совсем плохие.

Немного боялся просто перегрузить память лишними запоминаниями.

Теперь после ознакомления с изучаемой теорией боязнь какой-либо перегрузки исчезла совсем. Несмотря на загруженность, у меня появилось желание выучить все телефоны или выучить целую книгу, да и не одну. И объем этой книги должен быть, например, как "Руслан и Людмила" Пушкина.

Хотя, может, какой-нибудь учебник по теории дебютов по шашкам, наверное, был бы полезнее, но такого желания не возникло.

Сначала было трудно понять действие голограммы, но после всплытия в памяти телефонных номеров, которые не были заучены по-старому, это стало ясно почти сразу, сомнения в действительном практическом существовании техник, которые могли бы улучшить память, отпали.

После того как попробовал вспоминать первый класс, многое стало проясняться. Удалось вспомнить одну девочку, которую я на самом деле до этих попыток не помнил, а вот фамилию другой пока не удалось. Знаю ее имя, помню ее зрительно, а на фамилии заклинило.

Теперь об ощущениях самой голограммы.

Голограмма будущего более четко ощущается как присутствие теплой субстанции с рассеянными краями, а вот диаграмма прошлого более холодная, и на последнем занятии она стала сгустком волнообразной вибрации с нечеткими краями.

Хотя попытки предсказать, казалось бы, самые определенные события провалились, но присутствие голограммы будущего есть.

А вот тонкий стол оперативной памяти так и не удалось вычистить до блеска, он у меня неровный. Края овальные. А сама поверхность бугристая, но трудно понять, что это. Наслоение текущих дел, или это поверхность такая, которую, может, и чистить не нужно. Определенно правая сторона более загружена, чем левая, а сзади все чисто.

Несмотря на плохое зрение, лучше всего удавалось выстраивать зрительную линию и, наверное, линию ощущения прикосновений, а вот звуковая линия немного послабже, хотя и перемену вспомнил именно в звуковом оформлении, да и некоторые отдельные звуковые моменты были довольно яркими.

Довольно трудный момент сбора всех воспоминаний. Просто, наверное, еще недостаточно подготовлен ощутить слёт фотографий или другую форму сбора воспоминаний.

Это, наверное, самый слабый участок в освоении мной голографической модели памяти.

При попытках снимать стрессы, как с рождения до четырех лет, так и с четырех до десяти вода, в которой сначала промывались диски почти до разноцветного блеска, была черной. Отношу это и к ранним событиям своей жизни, которые не помню. Знаю, что обжигался, вылив на себя кружку с горячим молоком и воспаление легких перенес. Это еще в бессознательном возрасте, а в период с четырех до десяти была и серьезная травма, когда меня сбил мотоцикл. Может показаться, что это могло быть причиной потери зрения, но те изменения, которые произошли в глазу, ни один врач не может связать с травмой, после которой в течение четырех лет у меня было все в порядке.

Вообще травмы не редкость в моей жизни.

Определенно лучше для меня разделять голограмму на папки соответственно годам, а вот воспоминания по датам удаются тогда, когда они связаны с болезнями или травмами, конечно, не учитывая традиционные праздники и пр.

Но при снятии стрессов удобнее промывать части голограммы в виде дисков.

Беспокойство по поводу кажущихся далекими возникающих картинок исчезло после того, как узнал, что это вполне возможно. Сначала они были на расстоянии более двух метров, иногда казались ближе. На данный момент легко можно представить более сжатую голограмму.

Вот, пожалуй, почти все, что ощутил при работе с голограммой.

Осталось отметить самый позитивный момент.

Теперь я вооружен против информации любого объема.

Благодаря знанию голографической модели устройства мира стал более уверенно чувствовать себя и не опасаться возможных перегрузок, связанных с интеллектуальной деятельностью.

Обязательно буду пытаться углублять и осваивать секреты этой теории.

Желаю вам дальнейших успехов и творческих открытий.

С уважением. Вячеслав. г. Омск.

Вспомнить… чтобы забыть?

Обычно почти в каждой группе встречаются неординарные личности. Можно, конечно, сказать, что все люди неординарные. Но, как правило, на занятиях раскрывается только часть людей. Кто-то, будучи самодостаточным, не стремится проявлять большую активность. Кто-то, наоборот, старается поделиться примерами из своей жизни, считая, что это может быть интересным всей группе.

Итак, проходит занятие по голографической памяти. Группа смешанная, т.е. занимаются люди разных возрастов, от 13 лет до 63. Я провожу обычное тестирование, прошу вспомнить своих одноклассников и одноклассниц, кто где сидел в первом классе. Бабушка, пришедшая на занятия со своей внучкой, не может вспомнить ни одного человека из первого класса. И не только она одна. Это исходная память. Такая, какой люди привыкли пользоваться.

Проходит тридцать минут занятия, группа получает начальные навыки голографической памяти, и мы снова обращаемся к воспоминаниям первого класса. Почти все вспоминают намного больше. И тут бабушка удивлённо замечает, что она “зачем-то всё вспомнила”. Её это не обрадовало, а скорее обескуражило. Научная сторона вопроса её нисколько не интересовала. Самое главное для неё на этих занятиях было подтянуть внучку по части запоминания. Сама того не осознавая, она относила себя к категории людей, поставивших большой жирный крест на своём личностном развитии.

На следующем занятии она почти с возмущением заметила, что в голову лезут всё новые и новые воспоминания из первого класса:

– Зачем они мне, к чему мне эти воспоминания?

У неё оказались превосходные способности к этой технике, но она не была готова принять свою естественную, проснувшуюся после долгой спячки голографическую память. На следующее занятие она уже не пришла. А я понял, что таким людям одновременно с умением вспоминать нужно давать и умение забывать ненужную и неприятную информацию или хотя бы уметь от неё отвлекаться.

Меня всегда удивляет, когда люди в возрасте от 15 до 20 лет говорят, что не помнят вообще ничего из младших классов. Обычное объяснение, которое они приводят в своё оправдание (или в оправдание своей памяти?), – это то, что вся школьная жизнь была однообразной и вспоминать совершенно нечего. Как психолог, я понимаю, что здесь дело совсем в другом. Может существовать множество самых разных причин для вытеснения из памяти воспоминаний о младших классах школы. Вполне возможно, что человек подсознательно не хочет принимать себя таким, каким он был в эти годы, отсюда и провалы в памяти. Отсюда же и проблемы с памятью и в настоящее время. Когда вопрос о том, помнить или не помнить детские воспоминания, решается помимо сознательной воли человека, это уже произвол, который, как и любой другой произвол, сам по себе не прекращается, а продолжается.

Любовь Ивановна пришла на занятия по развитию памяти уже в пенсионном возрасте. Первоначально воспоминаний о первом классе почти не было. После выставления голограммы она вспомнила, что в первом классе ходила в очках, которые были ей, совсем не к лицу, и дети дразнили девочку очкариком. Бессознательное, стремясь оградить её от неприятных воспоминаний, удалило из сознательной памяти почти все воспоминания того периода.

Фрейд и забывание

В своей работе «Психопатия обыденной жизни» Фрейд показывает связь таких процессов памяти, как забывание с внутренними бессознательными мотивами. Я рекомендовал бы всем интересующимся работой памяти ознакомиться с этим произведением, в котором известным психоаналитиком подробно описан ряд любопытных случаев из реальной жизни.

В одном случае мы становимся свидетелями воспоминаний о том, как он пытался вспомнить, о чём говорил знакомый за соседним столиком, но не смог этого сделать. Фрейд сделал вывод, что, поскольку он не хотел возобновлять знакомства с этим человеком, а жена, напротив, периодически подхватывала нить разговора, чем вызывала его недовольство, бессознательное стёрло информацию, дабы убрать негатив в отношении поведения его жены.

Аналогичным образом автор объясняет другой парадоксальный случай, когда он захотел посмеяться над словами жены в случайном разговоре, но не смог вспомнить ни слова из того, что его рассмешило.

Анализируя несколько случаев странного, как ему показалось, забывания того, что он должен был прекрасно помнить (и даже был абсолютно уверен, что помнит), Фрейд пришел к выводу, что причиной во всех случаях стало вмешательство внутренних, неосознаваемых мотивов.

В своей практике я постоянно имею дело с разного рода ненормальностями в работе памяти. Хотя сами обладатели такой памяти считают, что их память нормальная. Разве что её стоит немного улучшить.

Ученик десятого класса пришёл на занятия по той же причине, что и большинство других обучающихся, – потренировать, улучшить память. Во время теста на дифференцированные воспоминания он заметил, что не помнит ничего из школьного возраста вплоть до седьмого класса. Как будто в школе и не учился.

Причём сам он считал такое положение дел вполне нормальным, и для него было странным слышать, как другие вспоминают первый класс.

После выставления голограммы и приведения в порядок зрительных воспоминаний молодой человек отчётливо вспомнил, как подрался в первом классе. Его бессознательное, вытесняя из памяти негативные воспоминания детства, “стёрло” несколько лет.

Это весьма характерный пример “произвола” со стороны внутреннего разума.

С позиций голографической памяти всё обстоит очень просто. Воспоминания целого периода могут консолидироваться в какой-то одной зоне в поле голограммы. И в этой зоне оказалось негативное воспоминание, которое бессознательное попыталось убрать из сознательной памяти. Как? Возможно, за счёт ослабления поля голограммы именно в этом месте. В результате из памяти ушли и травмирующие воспоминания, и все остальные, имевшие ту же локализацию, что и негативные моменты.

Как только человек меняет локализацию воспоминаний, выставляя их в хронологическом порядке, из “небытия” начинают всплывать образы, не вспоминавшиеся в течение последних нескольких лет. Всё очень просто.

Голографическая память позволяет избежать многих подобных проблем благодаря структуризации информации в памяти, когда воспоминания располагаются в поле голограммы памяти не по принципу повторяемости, пространственности или эмоциональной напряжённости, а в хронологической последовательности.

В этом случае даже воспоминания о событиях, которые совпадают по каким-то параметрам с неприятными и подлежащими вытеснению из сознательной памяти впечатлениями, будут располагаться отдельно и лучше сохраняться в памяти.

Тактильная память

Перед тем как описывать нахождение телесной линии времени, я считаю необходимым внести некоторые разъяснения в употребляемую терминологию.

В рамках данной работы под телесными воспоминаниями подразумеваются только воспоминания об ощущениях прикосновений. Другое название того, с чем нам предстоит иметь дело, – тактильная память. Неважно какой части тела – прикосновения ладоней, спины, ног, живота и т.д. Но не ощущения внутренних органов и не ощущения мышц. Это будет другая линия времени. Для улучшения памяти она на первом этапе освоения голограммы не имеет сколько-нибудь серьёзного значения, а путаницу внести может весьма основательную. Поэтому, какие бы слова и термины (телесная память, память тела и т.д.) не употреблялись в этой работе, мы подразумеваем память на прикосновения.

Вообще, что касается чувств, а точнее видов ощущений, то подавляющее большинство психологических школ придерживается позиции, что у человека есть 8 различных видов ощущений. Мы выяснили, что для стандартного развития памяти оптимально выставлять 4 вида ощущений: зрительные, тактильные, слуховые, обонятельные. Другие не дают столь серьёзного улучшения памяти, чтобы тратить на работу с ними время непосредственно на тренингах, а нахождение их обычно представляет для новичков трудновыполнимую задачу (за исключением вкусовой линии времени, она находится довольно просто). Если хотите, можете попробовать после выставления четырёх основных линий времени найти, к примеру, ещё и линию времени ощущений равновесия.

В рамках этой работы под улучшением памяти я подразумеваю ту память, которая требуется для запоминания и вспоминания основных видов учебной и рабочей информации. А с другими видами ощущений мы начинаем работать спустя некоторое время, когда человек освоился с новым для себя алгоритмом работы памяти и хочет получить доступ к возможностям голограммы более высокого уровня.

В случае дефицита времени выставляем только три: зрительную, тактильную и слуховую. Во время презентаций я ограничиваюсь выставлением одной (основной) линии времени, что уже даёт значительный и наглядный эффект.

Нахождение и выстраивание зрительной линии времени - student2.ru

Практика показывает, что все воспоминания одинаково хорошо подходят для выстраивания линии времени телесной памяти (как впрочем, и любой другой из тех, с которыми мы работаем на данном этапе), но лучше всё-таки вспоминать что-то хорошее, по возможности избегая негативных воспоминаний. Не стоит лишний раз портить себе настроение, не так ли?

Телесная линия времени, как выяснилось, у подавляющего большинства людей не совпадает в пространстве со зрительной линией времени. Как результат – внутренняя разорванность памяти, не позволяющая порой вспоминать нужную информацию так хорошо, как хотелось бы.

За несколько минут до работы с воспоминаниями полезно сделать гимнастику на повышение кровоснабжения соответствующих отделов мозга:

1. Встаньте прямо, плечи расправлены, позвоночник прямой. Наклоняем голову вниз, словно стараясь дотянуться подбородком до живота. Выполняется 10-15 наклонов.

2. Также в положении стоя поднимаем голову вверх, стараясь поднять подбородок как можно выше. Выполняется 10-15 раз.

3. Вращения головой вокруг горизонтальной оси, мысленно проведённой через кончик носа и затылок. 10-15 вращений.

Эту гимнастику можно делать хоть каждый день, она благотворно влияет на процессы памяти.

Когда на занятиях мы приступаем к нахождению телесной линии времени, я стараюсь создать все условия для повышения концентрации внимания обучающихся на «внутренней зоне», выражаясь терминами гештальта.

Наши рекомендации