Индивидуальные знания и способности
Основополагающий принцип проведения аудита систем качества заключается в том, что заключения к которым пришел аудитор, должны твердо базироваться на объективных доказательствах. Таким образом, аудитор должен работать только с фактами. При ознакомлении с целями деятельности фирмы и причиной проведения аудита, аудитор доложен быть способным идентифицировать и понимать применение соответствующих законов и норм, относящихся к процессам, продукции и услугам и обязательным требованиям по безопасности, способным эффективно функционировать с учетом уровня корпоративной культуры организации, организационных структур и структуры отчетности, а также способным оценить деятельность руководства, систему менеджмента и квалификацию персонала (рис. 7).
Рис.7. Системное представление организации аудита
Аудитор должен уметь различать например, требования к испытаниям во время процесса производства и требования к заключительным испытаниям, или внутренние процессы и внешние процессы их взаимосвязь и взаимозависимость и др.
Независимый аудитор представляет собой до некоторой степени власть и авторитет, а качество проведения аудита прямо зависит от технической и управленческой компетенции ведущего аудитора. Иногда привлекают независимую фирму для оказания помощи по корректировке недостатков, обнаруженных ранее во время внутренних аудитов. В этом смысле внешний аудитор может оказать помощь внутреннему аудитору. Очевидно, что следует быть осторожным, чтобы не злоупотребить этой «властью».
Аудитор | ||||
Изучить цели фирмы Зачем нужен аудит Сфера деятельности данного участка Выводы, обоснованные на объективных доказательствах | ||||
Внутренний аудитор | Внешний аудитор | |||
Служащий фирмы Роль консультанта Поддержка руководства | Независимая фирма Роль консультанта Помощь внутренним аудиторам Помощь фирме | |||
Роль аудитора во время проведения аудита системы можно проиллюстрировать как попытку дать оценку следующему:
а) Удовлетворяет ли требованиям соответствующего стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 проверяемая система менеджмента качества?
б) В каждом ли случае фирма выполняет указания, записанные в системе качества?
в) Сохраняет ли система менеджмента качества продукт/услугу на том же уровне или улучшает его? Имеются ли значительные улучшения качества?
Аудитор должен читать и понимать процедуры в руководстве по качеству применительно к целям и критериям аудита.
Он смотрит на 100% понимания аудита персоналом предприятия, на систему менеджмента, которая будет работать не только в день аудита, но и в будущем, он смотрит на систему менеджмента, которая соответствует требованиям стандарта и которая выполняется в деталях всеми структурными подразделениями организации. Аудитор оценивает и измеряет идентифицированные процессы с точки зрения целей, взаимосвязей процесса и потребностей всех заинтересованных сторон.
Он подходит к аудиту со знанием того, что организация должна:
- идентифицировать процессы;
- описать бизнес процессы;
- включить их в руководство по качеству;
- следовать документированным процедурам;
- дать уверенность, что это делается эффективно;
- вносить улучшения в работу.
По существу, аудитор пытается найти объективное доказательство тому, что организация соответствует этим требованиям. На практике проведение аудита и отчеты по ним всегда вызывает дискомфорт тех, к кому относятся, но при правильном построении этого процесса, они могут быть полезны для проверяемых. Настоящий аудитор будет оформлять отчет о несоответствии, только там, где могут быть предприняты определенные корректирующие действия и следовательно улучшение системы. Как независимый аудитор должен не просто ограничиваться выявлением несоответствий, а обеспечить дополнительную ценность к деятельности организации от проведения аудита, так и внутренний аудитор должен быть компетентным, т.к. проведение внутреннего аудита дает организации возможность проверитьэффективность и результативность ее системы менеджмента.