Создание своей службы безопасности

Рейтинг обращений отечественных бизнесменов за помощью в охранные

фирмы выглядит следующим образом (по убывающей):

1. Проблема возврата средств (не поступает плата за отгруженный

товар, не поступает оплаченный товар, не возвращается в указанный срок

кредит);

2. Проблема личной безопасности бизнесменов и членов их семей в

связи с угрозами и вымогательством;

3. Хищение грузов на транспорте;

4. Кражи личного имущества в квартирах, офисах, коттеджах,

загородных строениях; ограбления; угоны автомобилей;

5. Похищение коммерческой информации (кража документов, их

копирование, съем информации с компьютеров и факсов, прослушивание и

запись телефонных сообщений, разговоров в помещениях, подкуп

сотрудников);

6. Кражи и ограбления в магазинах, складских и производственных

помещениях;

7. Порча имущества и товаров. Поджоги.

Многие из перечисленных преступлений можно было бы предотвратить,

если бы своевременно были приняты меры превентивного характера. Почему

же они не были осуществлены?

*1. Скаредность*. Слишком часто бизнесмены (и фирмы в целом)

элементарно жалеют выделить средства на охрану и охранные мероприятия.

Они надеются на "авось", на чудо, на случай, на что угодно, только не

на то, что надо. Потом, когда приходится тратиться на ремонт, на поиск

пропавшего, на выплату дани рэкетирам, на врачей, на возмещение

убытков, наступает прозрение. Но это потом, когда пробуждается

"крепкий задний ум". Отсюда справедливость высказывания, согласно

которому "скупой платит дважды, а то и трижды".

*2. Невежество*. Бизнесмены не понимают сути комплексных охранных

мероприятий и того факта, что обеспечить разработку и осуществление

такого комплекса способны лишь профессионалы. Их ущербная логика

такова: "я был достаточно умен, чтобы сколотить капитал, мне хватит

ума и для того, чтобы предусмотреть любую опасность". Иными словами,

вторая причина - после жадности - это невежество;

*3. Нецивилизованность*, т.е. отсутствие опыта коммерческой

деятельности по правилам рынка, а не колхозного базара. Отсюда

вытекает опасение обращаться к специалистам за консультациями по тем

вопросам, в которых бизнесмен некомпетентен, неумение "планировать

риск", отсутствие такой обязательной и важной процедуры, как сбор

конфиденциальной информации о партнерах, контрагентах и кредиторах.

Сплошь и рядом приходится видеть, как предприниматель "залетает" из-за

того, что поверил на слово, неправильно составил важнейший договор,

переоценил свои аналитические возможности, не изучил рыночную

конъюнктуру, даже не догадывался о том, что все его "коммерческие

тайны" прекрасно известны конкурентам и так далее.

*4. Ротозейство*. Техническое обеспечение безопасности

производственных, складских, конторских и жилых помещений очень часто

оставляет желать много лучшего, либо вообще отсутствует. Дело доходит

до смешного: товар на миллионы рублей иной раз хранится за обычной

дверью, с обычным дверным замком, а на окнах нет решеток!

X x x

Рассматривая проблему личной безопасности в широком плане, надо

признать, что в своем большинстве бизнесмены легко уязвимы. Во

множестве фирм любому постороннему человеку не составит труда

проникнуть внутрь офиса под каким-то предлогом, войти в любой кабинет,

бесшумно зарезать свою жертву (даже несколько человек) и удалиться, не

привлекая внимания. Не обязательно резать, глушитель на стволе

"Беретты М-71" (хороший пистолет весом не более 600 грамм), или

отечественный "ПСС" (вес с патронами 830 грамм), дает возможность

застрелить столько людей, сколько патронов в магазине, т.е. не меньше

6-и, за 2 секунды. Еще проще: в толчее вас могут уколоть иголочкой,

кончик которой обмакнули в препарат под названием строфантин. Это яд

нервно-паралитического действия, от которого вы умрете за 30 секунд в

результате остановки дыхания.

Поэтому нормальный, разумный, предусмотрительный предприниматель

должен заботиться о своей безопасности, памятуя, как он уязвим, и

насколько хрупка человеческая жизнь вообще. Разумеется, все хорошо в

меру. Нельзя впадать ни в одну, ни в другую крайность: одинаково плохо

полное отсутствие охраны и предельное сосредоточение мыслей и действий

на собственной безопасности.

X x x

*Руководствуйтесь следующими принципами*, разработанными

специалистами "Шин Бет", службы государственной безопасности Израиля.

1. Сочетайте в своей системе безопасности меры трех видов: личную

охрану (телохранители и служебные собаки), технические средства охраны

(сигнализацию, бронежилеты, замки, сейфы и пр.), правила поведения для

всех членов семьи и наемного персонала;

2. Наличие одной лишь личной охраны является недостаточным для

гарантирования 95% безопасности (100% дает только Господь Бог). Всегда

требуется именно комплекс мер названных выше трех видов;

3. О ненадежности любой меры безопасности следует судить по

самому слабому месту в ней (как о прочности цепи судят по ее слабому

звену);

4. Все используемые меры безопасности должны находиться под

постоянным контролем главы фирмы или ее специалиста в области

безопасности;

5. Принятые меры безопасности должны совмещаться с условиями

повседневной жизни предпринимателя, его семьи, не препятствовать

работе фирмы;

6. Эффективность мер безопасности будет выше, если они

спланированы специалистами в этой области, с учетом специфики вашего

бизнеса и местных условий;

7. В тех случаях, когда вероятность совершения покушения на вас

резко возрастает, необходимо не просто выполнять все меры

предосторожности, а вводить качественно новый уровень безопасности

(начиная с информационной защиты и кончая сменой места жительства).

X x x

*Структура СБ*. Многогранность сферы обеспечения безопасности

фирмы, включая защиту ее коммерческих секретов, требует создания

специальной службы для реализации всех защитных мероприятий.

Структура, численность и состав службы безопасности фирмы

определяются реальными финансовыми возможностями, масштабом

коммерческой деятельности, степенью конфиденциальности информации. В

зависимости от этих факторов служба безопасности может варьировать от

двух-трех человек, работающих по совместительству, до полномасштабной

службы с развитой структурой.

С учетом накопленного зарубежного и отечественного опыта

предлагаю примерный вариант службы безопасности фирмы среднего

масштаба. Она состоит из четырех секторов (или отделов). В свою

очередь, каждый такой сектор имеет в своем составе от двух до

десяти-пятнадцати человек. Это сектор охраны, сектор режима, сектор

технической защиты и оперативный сектор. Их главные задачи следующие:

*Сектор охраны*:

- охрана помещений и зданий;

- охрана оборудования и имущества;

- охрана сотрудников и мероприятий;

- охрана перевозок.

*Сектор режима*:

- обеспечение секретности документов;

- обеспечение режима допуска;

- контроль посетителей и транспорта;

- расследование случаев нарушений режима.

*Сектор технической защиты*:

- выявление технических каналов утечки информации;

- контроль за попытками несанкционированного доступа к информации

с помощью техники;

- оборудование фирмы средствами сигнализации и связи;

- оборудование фирмы противопожарными средствами.

*Сектор оперативной работы*:

- выявление и изучение фирм и преступных сообществ, являющихся

потенциальными конкурентами или врагами фирмы;

- учет и анализ попыток проникновения в секреты фирмы,

осуществления каких-либо враждебных акций;

- выявление возможных "слабых" мест в деятельности фирмы;

- разработка и осуществление мер противодействия "наездам".

X x x

В условиях, когда основным объектом преступных посягательств стал

капитал коммерческих фирм, на первый план в деятельности их

собственных служб безопасности выходят информационно-аналитическое

обеспечение, экономическая разведка и контрразведка, а также

организация оперативных мероприятий.

Требования к уровню подготовки руководителей служб безопасности и

их ведущих сотрудников постоянно возрастают.

В странах с рыночной экономикой обучение специалистов по

обеспечению безопасности бизнеса осуществляется более чем в 100

специализированных учебных заведениях. В США предприниматели тратят на

охрану коммерческих тайн около пятой части сумм, выделяемых на

маркетинг. В масштабе страны это составляет около 15 млрд. долларов

ежегодно.

Наши рекомендации