Языкознание эпохи Возрождения

Европа.Философия рационализма. Накопление языкового материала. Возникновение логической универсальной грамматики. Возникновение исторической точки зрения на развитие языка. Возникновение семитской филологии. Создание многоязычных словарей. Основные направления языковедческой работы. Три концепции философии языка (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Г.В.Лейбниц). Универсальная грамматика (Пор-Рояль). Попытки создания международных языков.

Зарождение исторической и сравнительной точки зрения на язык (Дж.Вико, Ж.-Ж. Руссо, Ш. де Бросс, И.Гередер, И.Ю.Скалигер, Г.В. Лейбниц, В.Джонс, Ф.Шлегель).

Языкознание в славянских странах. Возникновение славянской письменности. Преемственность византийской традиции. Первая печатная грамматика старославянского языка – «Словеньска грамматика». М.В. Ломоносов «Российская грамматика». Словари.

Вопросы:

1. Каков социальный контекст развития языкознания в эпоху Возрождения?

2. В чем суть и принципы философии рационализма?

3. Каковы основные направления языкознания в эпоху Возрождения?

4. Чьи и какие идеи способствовали возникновению универсальной грамматики?

5. Каковы факторы возникновения исторической точки зрения на развитие языка?

6. Какие многоязычные словари, созданные в XVIII в., вам известны?

7. Опишите сходные и отличительные черты философии языка Ф.Бэкона, Р.Декарта и Г.В.Лейбница, а также предложенных ими проектов создания искусственных языков.

8. Какие типы искусственных языков существуют сегодня? Дайте краткое описание принципов их построения.

9. Приведите основные положения универсальной рациональной грамматики (А.Арно и К.Лансло).

10. Какова теоретическая база этой грамматики?

11. Какое развитие получила идея универсализма в языкознании?

12. Какие типы языковых универсалий выделяет современное языкознание?

13. Кратко охарактеризуйте деятельность пионеров исторической и сравнительной лингвистики: Дж.Вико, Ж.-Ж. Руссо, Ш. де Бросса, И.Гередера, И.Ю.Скалигера, Г.В. Лейбница, В.Джонса, Ф.Шлегеля).

14. Какие языковедческие направления развивались в славянских странах?

15. По какому принципу была построена «Словеньска грамматика»?

16. Каково значение «Русской грамматики» М.В.Ломоносова для России?

17. Назовите словари славянских языков, вышедшие в период Возрождения.

Словарь терминов:

Рационализм - (от лат. rationalis - разумный) - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

Гло́сса (греч. γλώσσα - язык, речь) - иноязычное или непонятное слово в тексте книги с толкованием, помещённым либо над самим словом, либо под ним, либо рядом на полях.

Элементарные идеи (Лейбниц) - простейшие, врожденные, универсальные смыслы («алфавит человеческих мыслей»), из которых развивается весь концептуальный универсум человека.

Темы рефератов (презентаций):

1. Г.В.Лейбниц как генератор идей, воплощенных в ХХ веке.

2. Проекты искусственных вспомогательных языков: удачи и промахи.

3. Универсальная рациональная грамматика и генеративная теория Н.Хомского.

4. Проблема лингвистических универсалий сегодня.

5. Первые предположения и открытия сравнительно-исторического языкознания (XVII-XVIII вв.).

6. Первые шаги славянского языкознания.

Тема 7.

Сравнительно-историческое языкознание: основатели, принципы, метод

Появление сравнительно-исторического языкознания. Ф.Бопп: типологическая классификация языков, теория корня, теория агглютинации. Р.К.Раск: установление грамматических и фонетических соответствий, хронологизация пластов лексики. Я.Гримм: три ступени развития человеческого языка, обращение к звуковым изменениям, закон передвижения согласных (закон Грима). А.Х.Востоков: «первоклассные» и «второклассные» слова, периодизация славянского языка.

Сравнительно-историческое языкознание в середине ХIХ в. А.Ф.Потт - основатель научной этимологии. Г.Курциус: «Основы греческой этимологии». А.Кун, Т.Бенфей - основоположники лингвистической палеонтологии и сравнительной мифологии. А.Шлейхер – исследования в области компаративистики и общего языкознания. И.Шмидт: теория волн.

Принципы и алгоритм сравнительно-исторического исследования.

Вопросы:

1. Каковы предпосылки возникновения сравнительно-исторического языкознания?

2. Чему была посвящена первая работа Франца Боппа?

3. Какое развитие она получила в главном труде Ф.Боппа «Сравнительная грамматика»?

4. Какие традиции продолжает Ф.Бопп?

5. В чем суть «Теории агглютинации»?

6. Какие морфологические типы языков выделял Ф.Бопп?

7. В чем главная заслуга творчества Ф.Боппа?

8. Чему посвящен основной труд Р.К.Раска? Как он назывался?

9. Какой вклад внес в становление сравнительно-исторического метода Р.К.Раск?

10.В чем отличительная особенность Якоба Грима от Боппа и Раска? В чем сходство с ними?

11. Как представлял Я.Гримм ступени эволюции языка?

12. Что понимается под «Законом Грима»?

13. Какое место в разработке сравнительно-исторического метода занимает творчество А.Х.Востокова?

14. Опишите области творчества А.Ф.Потта, Г.Курциуса, А.Куна и Т.Бенфея.

15. Какова роль Августа Шлейхера в компаративистике?

16. В чем смысл «Теории родословного древа» языков? Как А.Шлейхер представлял семью индоевропейских языков?

17. Раскройте содержание «Теории волн» И.Шмидта. Какие достоинства и недостатки у этой теории?

Словарь терминов:

Агглютинация – «склеивание», соединение (у Ф.Боппа: соединение глагольных корней с местоименными).

Аблаут – чередование гласных в корне.

Лингвистическая палеонтология – восстановление доисторических состояний языка.

Темы рефератов (презентаций):

1. Основные положения «Сравнительной грамматики» Ф.Боппа.

2. Значение творчества Р.К.Раска.

3. «Немецкая грамматика» Я.Гримма и ее вклад в сравнительно-историческое языкознание.

4. «Рассуждение о славянском языке» А.Х.Востокова и его значение для компаративистики и славянского языкознания.

5. Основные положения компаративизма в творчестве А.Шлейхера.

6. Концепция «Теории волн» И.Шмидта как оппозиция «Генеалогическому древу» А.Шлейхера.

Тема 8.

Наши рекомендации