Тема 9. Языкознание Средних веков и Эпохи Возрождения (2 часа)

Грамматическое учение в Арабском Халифате. Махмуд Кашгарский, возникновение лексикографии. Философско-лингвистический спор между реалистами и номиналистами. Лингвистические идеи в учении Фомы Аквинского. Роль философии рационализма и эмпиризма в развитии европейской науки о языке. Проекты искусственных языков. «Всеобщая рациональная грамматика» - этап в создании сравнительного языкознания, лингвистики универсалий.

Задания для подготовки к лекции:

Повторить философские учения Средних веков и Эпохи Возрождения и подготовиться к лекции-беседе.

Тема 10. Зарождение исторического и сравнительного языкознания(2 часа)

Накопление к концу XVIII в. достаточного материала для выделения новой сферы научного анализа с языком как специальным объектом исследования. Роль В. Джонса и братьев Шлегелей в становлении сравнительно-исторического языкознания. Р. Раск, Ф. Бопп, Я. Гримм, А.Х. Востоков – основоположники сравнительно-исторического метода.

Задания для подготовки к лекции:

Повторить философские учения Нового времени и подготовиться к лекции-беседе.

Тема 11. Вильгельм фон Гумбольдт – основоположник общего языкознания (2 час)

«Философия языка» В. Гумбольдта и её диалектичность (антиномии Гумбольдта). Язык как деятельность, понимание «внутренней формы» языка. Гумбольдт о происхождении и развитии языка. Морфологическая классификация языков. Актуальность идей Гумбольдта.

Задания для подготовки к лекции:

Повторить основные положения немецкой классической философии (Кант, Гегель) и подготовиться к лекции-беседе.

Тема 12. Европейское языкознание XIX в. (2 часа)

Натуралистическое направление. Теория родословного древа языков А. Шлейхера. Психологическое направление в языкознании. Концепция психологии народов в трудах Х. Штейнталя и В. Вундта. Младограмматический период развития сравнительно-исторического языкознания. Закладывание основ современного языкознания.

Задания для подготовки к лекции:

Повторить основные научные парадигмы XIX в.

Тема 13. История русского языкознания (2 часа)

Истоки русской грамматической мысли. Грамматические учения М.В. Ломоносова. Грамматические системы К.С. Аксакова и Н.П. Некрасова. Логико-грамматическое направление в языкознании (Ф.И. Буслаев). А.А. Потебня и Харьковская лингвистическая школа. Казанская лингвистическая школа. Концепция И.А. Бодуэна де Куртенэ. Московская лингвистическая школа. Грамматические взгляды Ф.Ф. Фортунатова. А.А. Шахматов и его ученики. Связь русского и европейского языкознания.

Задания для подготовки к лекции:

Повторить историю развития науки и культуры России и подготовиться к лекции-беседе.

Тема 14. Концепция Фердинанда де Соссюра – новый этап в развитии языкознания (2 часа)

Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра. Язык и речь. Системность языка. Сущность языкового знака. Учение о синхронии и диахронии. Внешняя и внутренняя лингвистика. Социальная составляющая языка. Значение идей Соссюра для развития лингвистики XX века.

Задания для подготовки к лекции:

Повторить материалы Модуля №1 и подготовиться к лекции с элементами беседы.

Тема 15. Лингвистика XX в. Современные школы языкознания (2 часа)

Основные лингвистические школы и направления, сложившиеся в первой половине XX в. Петербургская лингвистическая школа. Женевская лингвистическая школа. Школа А. Мейе и социологизм в языкознании. Принципы лингвистического структурализма и его претензии. Пражская школа лингвистического структурализма. Датский структурализм (глоссематика). Основные направления американского структурализма. Лондонская школа структурализма. Эстетическая школа К. Фосслера. Школа «слов и вещей» Г. Шухардта. Достижения сравнительно-исторического языкознания в XX в. Некоторые направления и школы в языкознании последних десятилетий XX в. Русское языкознание XX в. Л.В. Щерба и его роль в развитии фонетики и фонологии. Актуальность идей Е.Д. Поливанова и других русских языковедов для современных лингвистических концепций.

Задания для подготовки к лекции:

Повторить основные научные парадигмы XX в.

Раздел II

Модуль № 4

Тема 16. Основы общей фонетики (8 часов)

Структура языка.Фонетический уровень языка. Фонетическое членение речи. Сегментные и суперсегментные единицы. Просодия и интонация. Три аспекта в изучении звуков. Звук языка и звук речи. Акустический аспект. Биологический аспект. Артикуляция. Гласные и согласные. Классификация гласных звуков. Классификация согласных звуков. Фонетические процессы. Системы транскрипции. Орфоэпия.

Задания для подготовки к лекции:

Повторить материалы Модуля №1 и Модуля №2 и подготовиться к лекциям с элементами беседы.

Тема 17. Основы общей фонологии (2 часа)

Понятие фонемы, аллофона. Выделение фонем в речи (синтагматические границы фонем). Установление инвентаря фонем (парадигматические границы фонем) на основе оппозиционного и дистрибутивного анализа. Выявление дифференциального содержания фонем и системы фонем в целом. Функции фонемы. Фонемная структура морфемы и слова. Расхождения между Петербургской и Московской фонологическими школами в трактовке парадигматических границ фонемы. Фонологическая типология языков.

Задания для подготовки к лекции:

Повторить материалы Модуля №3 и подготовиться к лекции с элементами беседы.

Наши рекомендации