Общие и специфические качества лидера
Общие качества (ими обладают не только лидеры, но и те, кто может стать лидером):
• компетентность — знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер;
• активность — умение действовать энергично, напористо;
• инициативность — творческое проявление активности, готовность к выдвижению идей, предложений;
• общительность — открытость для других, потребность иметь контакты с людьми;
• сообразительность — способность быстро доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия, определять главное;
• настойчивость — проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;
• самообладание — способность контролировать свои чувства и поведение в сложных ситуациях;
• работоспособность — выносливость, способность вести напряженную работу;
• наблюдательность — умение видеть, мимоходом отметить важное, замечать детали;
• самостоятельность — независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя;
• организованность — способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.
Специфические качества лидера (своеобразные индикаторы лидерского таланта):
• организаторская проницательность — тонкая психологическая избирательность, способность понять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, найти для каждого его место в зависимости от индивидуальных особенностей, настроения;
• способность к активному психологическому воздействию — владение разнообразием средств воздействия на людей в зависимости от их индивидуальных качеств, от сложившейся ситуации;
• склонность к организаторской работе, лидерской позиции, потребность брать ответственность на себя. Поразмышляйте, попытайтесь определить, к какому типу лидера Вы принадлежите.
Занятие 3.
Оценим себя реально
Чтобы успешно вести за собой, стоит знать не только содержание работы, правила ее организации и способы оценки, но и свои индивидуальные особенности.
Попробуем их узнать. Выполните задания, которые предлагаются в тестах, и узнаете о себе немало интересного.
Мы предлагаем методику самооценки лидерских качеств, которую может использовать каждый школьник.
Если Вы полностью согласны с приведенным утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставьте цифру «4», если скорее согласны, чем не согласны, — цифру «3»; если Вам трудно ответить определенно — «2»; если Вы скорее не согласны, чем согласны, — «1»; полностью не согласны — «О».
Я — лидер
1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2. Мои действия направлены на достижение понятной мне цели.
3. Я знаю, как преодолевать трудности.
4. Люблю искать и пробовать новое.
5. Я легко могу убедить в чем-то моих товарищей.
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9. Я умею распределять свои силы в учебе и труде.
10. Я могу четко ответить на вопрос,чего хочу от жизни.
11. Я хорошо планирую свое время и работу.
12. Я легко увлекаюсь новым делом.
13. Мне нелегко установить нормальные отношения с товарищами.
14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
15. Ни один человек не является для меня загадкой.
16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
18. Для меня важно достижение цели.
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
22. У меня всегда все получается.
23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24. Я умею поднимать настроение у моих товарищей.
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
28. Принимая решения, перебираю различные варианты.
29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
59 30. Умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
31. В отношениях с людьми я достигаю взаимопонимания.
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю рук.
34. Я никогда не испытываю чувства неуверенности в себе.
35. Я стремлюсь решать все проблемы поэтапно, не сразу.
36. Я никогда не поступал так, как другие.
37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
41. Никто и никогда не испортит мне настроения.
42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
43. Решая проблемы, использую опыт других.
44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
47. Умею находить общий язык с людьми.
48. Мне легко удается сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.
Заполнив карточки ответов, необходимо подсчитать сумму очков в каждом столбце (не учитывая ответов на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств: А — умение управлять собой; Б—осознание цели (знаю, что хочу); В—умение решать проблемы; Г — наличие творческого подхода; Д — влияние на окружающих; Е — знание правил организаторской работы; Ж — организаторские способности; 3 — умение работать с группой.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
Если сумма баллов в столбце меньше 10, то качество развито слабо и надо работать над его совершенствованием; если сумма больше 10 — это качество развито средне или сильно. Прежде чем сделать заключение о том, лидер ли Вы, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что Вы были неискренни в самооценке. Теперь, когда Вы составили представление о своих качествах лидера, мы предлагаем несколько советов, следуя которым их можно улучшить.
Лидер-ориентир
Рекомендации:
Если у Вас низкий показатель А (управление собой), поработайте над собой:
• Стремитесь изучить себя. Посмотрите на себя внимательно в зеркало. Подумайте, что привлекает в Вас людей, а что отталкивает. Ответьте на вопрос: что можно сделать, чтобы быть более уверенным в жизни?
• Не бойтесь выражать свои чувства. Вам могут поверить только тогда, когда Вы переживаете.
• Добивайтесь установления тесных личных отношений с окружающими. Ищите поддержки у окружающих, но не стремитесь переложить свое напряжение на них.
• Спокойно принимайте свои неудачи и учитесь на них. Это необходимо, так как неудачи — это тоже опыт, правда, такой, о котором приходится жалеть.
• Оценивайте свои достижения. Нужно давать правильную оценку своим удачам. Это придает уверенности.
Если низким является показатель Б, постарайтесь, ответив на следующие ниже вопросы, определить, что именно Вы должны откорректировать в своем целеполагании.
• Действительно ли Ваши цели важны для Вас?
• Реальны ли Ваши цели?
• Достаточно ли сил Вы вкладываете в их достижение?
• Соответствуют ли Ваши цели новым обстоятельствам?
• В достаточной ли мере Вы привлекаете окружающих к достижению целей?
Если вызывает сомнение показатель В (умение решать проблемы), найдите ответы на следующие вопросы:
• Удается ли мне правильно выделить в проблеме главное?
• Рассматриваю ли я различные варианты решения проблемы или «хватаюсь» за первый, который мне сразу понравился?
• Изучаю ли я опыт других, прежде чем принять решение?
• Насколько при принятии решения учитываю реальную ситуацию (время, люди, материальные средства)?
• Поддерживают ли мои решения мои товарищи?
Если оказался недостаточно развит показатель Г (творческий подход), ответьте на следующие вопросы:
• Ценю ли я творческий подход в других людях?
• Готов ли я к неопределенности?
• Верю ли я в свои творческие способности?
• Могу ли я порвать с традициями?
• Испытываю ли я потребность в переменах?
Если у Вас трудности с влиянием на окружающих (показатель Д), учитесь устанавливать конструктивные отношения с людьми:
• Вглядитесь в другого человека.
• Увяжите для себя имя человека и его индивидуальные характеристики.
• «Наведите мосты» между вами при помощи рукопожатия, доброго взгляда или жеста.
• Выразите заинтересованность в общении с человеком и установлении с ним добрых отношений.
• Раскройте свои мысли и чувства. • Будьте готовы подбодрить другого человека.
Если Вы обнаружили, что у Вас не хватает знания особенностей организаторской деятельности (показатель Е), обратитесь к правилам организаторской работы:
1. Выясните условия выполнения организаторской задачи и свои полномочия:
• выделите в задаче главное и второстепенное;
• выясните время выполнения задачи;
• уточните свои права и обязанности,
то, кому Вы подчиняетесь и кто подчиняется Вам;
• определите место выполнения задач и то, какие материальные средства для этого необходимы;
• повторите задание.
2. Подготовьтесь к выполнению задания:
• изучите опыт других, посоветуйтесь;
• наметьте предварительную расстановку людей;
• исходя из реальных возможностей, составьте план.
3. Подготовьте товарищей к выполнению задания:
• обсудите план со всеми, кто будет выполнять задачу;
• учтите поправки и замечания, высказанные товарищами, примите коллективное решение о том, как действовать.
4. Расставьте людей, учитывая их возможности:
• распределите работу между товарищами с учетом их способностей;
• организуйте дело так, чтобы каждый знал свои права и обязанности и чтобы за каждый участок работы отвечал один человек.
5. Согласовывайте свои действия:
• постоянно получайте информацию о ходе работы на всех участках от своих помощников — младших организаторов;
• поддерживайте связь с теми, кому подчиняетесь, получайте от них информацию о всех изменениях в задании;
• интересуйтесь опытом выполняющих подобные задания, используйте этот опыт для внесения изменений в ход выполнения задания.
6. Обучайте и инструктируйте своих помощников:
• подробно объясняйте им их задачу на определенный период работы;
• указывайте своим помощникам на их ошибки, оказывайте помощь в преодолении трудностей, но не подменяйте их;
• подготавливайте своих товарищей к выполнению роли организатора.
7. Учитывайте и контролируйте работу и расход материальных средств:
• привлекайте к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников;
• осуществляйте учет времени, отведенного на выполнение каждой части работы;
• давайте оценку работы исполнителей только на основе достоверных данных;
• старайтесь выполнить задачу при наименьшем расходе материальных
средств, требуйте от своих помощников их экономного расходования.
8. Будьте внимательны в период завершения работы:
• требуйте отчета о работе от своих помощников;
• при возникающих затруднениях на отдельных участках организуйте помощь;
• организуйте сдачу неиспользованных материальных средств.
9. Экономно расходуйте свое время и силы:
• осуществляйте руководство выполнением задания через своих помощников;
• решайте самые главные вопросы, не отвлекаясь на мелочи (ими займутся помощники);
• оказывайте помощь в работе на самом трудном участке.
10. Итоговый анализ — залог успешной работы в дальнейшем:
• анализируйте работу со своими помощниками и со всеми ее участниками, выявляя положительный опыт, промахи и ошибки;
• давайте оценку работы на основе конкретных результатов;
• старайтесь поощрить, отметить работу своих помощников.
Если у Вас недостаточно развиты организаторские способности (показатель Ж), постарайтесь их развить, пробуя себя в организации различных дел. Учтите при этом несколько советов:
• Поставив себя на место другого человека, уясните, как он или она смотрит на мир, что значит быть в его положении.
• Поразмыслите над тем, что интересует другого человека, подумайте, во что он или она с удовольствием вложили бы свои силы, о чем они любят говорить.
• Установите, что влияет на поведение человека. Есть ли силы или обстоятельства, приведшие к переменам в нем?
• Попытайтесь определить стиль общения с конкретным человеком.
• Работайте над созданием открытых доверительных отношений, располагайте к себе людей.
Советы тем, кто хочет успешно управлять деятельностью других:
• изучите интересы, увлечения, способности — свои и других людей;
• при распределении организаторскихзаданий опирайтесь не только на способности помощников, но и на их задатки,которые стоит развивать;
• чаще обращайтесь за помощью к знатокам и умельцам: от этого и делу польза, и всем приятно — их способности замечены;
• имейте в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходите к каждому человеку индивидуально и с учетом этого стройте свои требования к нему.
У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации дел. Эти свойственные лидеру приемы воздействий на личность или на группу называют стилем работы.
Стили организаторской деятельности (А.Н.Лутошкин):
• Ранящие стрелы. Призывающий, настаивающий, жестко требующий. Эффективен в группе начинающих.
• Возвращающийся бумеранг. Советующий, консультирующий, коллегиальный, требующий. Эффективен в сложившихся коллективах.
• Снующий челнок. Уговаривающий, просящий, компромиссный. Эффективен в зависимости от ситуации.
• Плывущий плот. Соглашающийся, уступчивый, невмешивающийся. Эффективен только как вспомогательный.
Задание: прочтите перечисленные ниже правила ведущего за собой; подумайте, с какими из них Вы согласны, какие вызывают сомнение; сравните эти правила с теми, что Вы составили, выполняя задания второго практикума; дополните данные нами правила своими.
1. Установите ясные цели. Умные коллективы часто сами находят путь, если знают, к чему надо прийти.
2. Начинайте с малого, «большой дуб вырастает из маленького желудя». Успех укрепляет доверие и создает основу для нового успеха. Люди предпочитают идеи, в которых они могут разобраться.
3. Прежде чем действовать, добейтесь согласия. Причастность вырастает из понимания. Без согласия почти ничего нельзя изменить. Достижение согласия требует немалого времени.
4. Составьте реальный график работы. «Москва не сразу строилась». Научиться—означает от чего-то отучиться. Культурный уровень меняется очень медленно.
5. Советуйтесь часто и искренне. Люди могут сказать много ценного. Когда Вы советуетесь, то тем самым укрепляете согласие. Советоваться — это не форма, а содержание. Манипулирование людьми подрывает возможность создать группу единомышленников.
6. Свяжите создание коллектива с организационной работой. Люди с готовностью пойдут на эксперимент, если это не потребует большого объема дополнительной работы. Для создания коллектива используйте возможность регулярных заседаний и обычных заданий. Положительные результаты будут
очевиднее.
7. Смело встречайте проблемы. Не кладите сложные вопросы под сукно. Будьте реалистом в своих планах. Если Вы будете играть в деятельность, то дискредитируете свои усилия.
8. Поощряйте открытость и искренность. С глубоко укоренившимися предрассудками легче справиться, а устоявшиеся взгляды изменить, если обсуждать их открыто. Не подавляйте дискуссий.
9. Не вызывайте ложных надежд. Обещать легче всего. Невыполненные обещания компрометируют Вас.
10. Если нужно, перестройте свою работу. Организационная работа требует времени. Создание коллектива может увеличить индивидуальный объем работы.
11. Помните, что неизвестное пугает больше, чем известное. Если проблему изложить вслух, она уже не кажется страшной. Возраст, способности и взгляды создают ограничения. В конечном счете мы сами отвечаем за свое развитие.
12. Помните, что Вы «можете загнать лошадь в воду, но не можете заставить ее пить». Людей нельзя заставить изменить отношение. Людей можно заставить притворяться, будто они меняются.
13. Не забывайте о тех, кто вне игры. Зависть может помогать развитию. Люди любят быть участниками каких-либо свершений.
14. Помните, что создание коллектива может вызвать новые проблемы. Другие группы людей могут почувствовать опасность. Отдельные единомышленники могут перерасти свои нынешние функции.
15. При объединении людей используйте возможности каждого. Может иметь место индивидуальное развитие. Новые идеи порождают творчество. Делегируйте (передавайте) полномочия.
16. Принимайте помощь извне, если это необходимо. Тщательно выбирайте, к кому обратиться. Принимайте на себя ответственность за свои действия. Люди со стороны не участвовали в организационной работе, поэтому человек извне скорее окажется беспристрастным.
17. Учитесь на ошибках. Признавайте свою неправоту. Регулярно анализируйте ход дела. Поощряйте обратную связь - это самое ценное.
18. Делайте то, о чем говорите. Дела говорят сами за себя.
Пусть Вас не покидает удача, спутница увлеченных и деятельных людей.