Качества универсального лидера

Спектр лидерских качеств очень широк, при этом возникает вопрос: являются ли они врожденными или приобретенными?

Качества, определяющие делового лидера

-способность управлять собой. Способность в полной мере использовать свое время, энергию. Умение преодолевать трудности, выходить из стрессовых ситуаций, заботиться о накопление сил и энергии (в том числе и физических)

-наличие четких личных целей. Ясность в своих вопросах о целях своих поступках

-умение решать проблемы

- творческий подход к организации людей

-умение влиять на окружающих

- знание особенностей организаторской деятельности

-наличие организаторских способностей

-умение работать с группой

-потребность и готовность брать на себя ответственность.

Все эти качества проявляются в деятельности.

Существует ряд диагностических методик, которые как правило, применимы в работе с группой студентов.

Социометрия.

Цель диагностики: получение представлений о уровне взаимоотношений в группе, возможностях, способностях, интересах, уровне интеллектуального и нравственного развития, творческого потенциала студентов.

Рекомендации: проводится три раза в течение первого семестра (в начале, середине, конце).

Анкета 1.

1. Ты в ВУЗе, совпали ли твои представления?

2. В каких мероприятиях ты принимал участие в школе, членом каких общественных организаций являетесь?

3. Совпали ли твои представления о группе?

4. Назови трех студентов твоей группы, которые могли бы быть твоими хорошими друзьями?

Анкета 2.

1. Что тебе нравится, и что не нравится в твоей группе?

2. Как ты думаешь, приобрел ли ты что-то новое за время обучения в ВУЗе?

3. Что нужно изменить в отношениях между членами Вашей группы?

4. С кем из ребят у тебя сложились наиболее дружеские отношения?

Анкета 3.

1. В каких общественных организациях ты уже работаешь или хотел бы работать?

2. Если бы тебе предоставили возможность что-либо изменить в процессе внеучебной и учебной деятельности, в чем бы проявились твои изменения?

3. В вашей группе действует система самоуправления, насколько она помогает или мешает твоей группе?

4. Кто из ребят считается твоим хорошим другом?

Обработка результатов.

Необходимо: список группы по порядку, листок в клетку, схема круги лидерства. Подведение итогов, выработка дальнейших методов работы.

График потребностей Центр кадровых технологий. (приложение материал)

Стили лидерства.

У каждого лидера есть свой подчерк, своя манера, свой способ организации коллективных дел. Свойственные лидеру приемы воздействия на людей, принято называть – стилем работы лидера.

Сильные и слабые стороны проговариваются и обсуждаются вместе

  Авторитарный стиль Демократический стиль Пассивный стиль
Природа стиля Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера. Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидеров. Снятие лидером с себя ответственности и отречение от власти в пользу группы, организации
  Прерогатива в установление целей и выборе средств. Принятие решений раздельно по уровням на основе участия. Представление возможности самоуправления в желаемом для группы режиме
  Коммуникационные патоки идут преимущественно сверху. Коммуникация осуществляется активно в двух направлениях Коммуникация строится на горизонтальной основе
Сильные стороны Внимание к срочности и порядку, возможность предсказания результата Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера
Слабые стороны Имеется тенденция к сдерживанию индивидуальной инициативы Демократический стиль требует много времени и душевных сил Группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства.

Лидеры должны знать и понимать важность влияния, которое на них оказывают другие люди, и позволять тем, кого они должны вести за собой, оказывать на них это влияние. Достижение групповых целей становится более успешным, если лидер помогает потенциальным лидерам, развивать инициативу. Наличие потенциальных лидеров позволяет обеспечить преемственность поколений, более долгий успех функционирование организации.

Наблюдение за тем как ведут себя члены группы.

Тренинги, упражнения, установка: разрешено все, что не запрещено.

Упражнение Кораблекрушение.(приложение материал)

Рефлексия.

Упражнение на командную работу:

Мой идеальный коллектив

Материалы:3 ватмана, 9 маркеров, скотч

Исходное положение участников: 3 группы, отделенных друг от друга

Задание: Каждой команде нарисовать картину «Мой идеальный коллектив»

Правила : У вас есть 5 минут на обсуждение тактики выполнения задания.

По истечению времени обсуждения, команды одновременно приступают к выполнению задания. За сказанное слово штраф (- 2 минуты на выполнение задания). 1-2- человека представляют картину, аргументируя ее не более 2 минут.

Упражнение «Выбор».

Исходное положение участников: Участники сидят на стульях в кругу по команде «Выбор» каждый участник указывает пальцем вытянутой руки на одного из других участников.

Задание добиться такого выбора в котором группа разбилась бы на пары.

Правила:Участникам нельзя разговаривать, участникам нельзя вставать со стульев, участники делают свой выбор одновременно по команде ведущего и не могут менять его до следующей команды.

Примечания: ведущий дает команды в быстром темпе.

Наши рекомендации