Концепция Э. Фромма о социальном характере
Социотипическое в личности это совокупность усвоенных социальных норм, ролей, черт характера, национальных и групповых стереотипов и т.д. Выражается в социотипическом поведении.
Социотипическое поведение личности («роль-для-всех*») проявляется на трех уровнях:
1) как результат социогенеза личности в истории развития общества
2) в этнических общностях – нац. характер (см. вопрос 25)
3) в больших группах (семья, работа, досуг и т.п.) – соц. характер (см. вопрос 24) + профессиональный характер (опосредован профессиональной деятельностью).
Выражает принцип историко-эволюционного подхода о сочетании в любой эволюционирующей системе тенденций к сохранению и изменению. Социотипическое в личности – проявление тенденции к сохранению. Социотипическое поведение характерно для критических ситуациях, когда нет готового решения о том, как действовать (напр., попали в другую культуру и т.д.). В остальных случаях человек проявляет себя как личность. Использование социотипических представлений в других ситуациях может привести к неправильно трактовке поведения других людей и стереотипизации (напр., все немцы жадные). Эксперименты показывают что вариативность личностей в рамках этносов превалирует над их схожестью.
Исследуется психологами + социологами, историками культуры, филологами, этнографами, специалистами по семиотике → междисциплинарная проблема → изучают палеопсихология, историческая психология и этнопсихология.
1) Под социогенезом в психологии понимается происхождение и развитие высших психических функций, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурах и формациях → более подробно в этнопсихологии (см. вопрос 25).
В социотипическом поведении субъект выражает усвоенные в культуре образцы поведения и познания. Социотипическиие установки как правило носят надсознательный (неосознаваемый) характер. Надсознательные явления представляют собой усвоенные человеком как членом той или иной группы образцы типичного для данной общности поведения и познания, влияние которых на его деятельность актуально не осознается и не контролируется им. Эти образцы, например этнические стереотипы, усваиваясь через такие механизмы социализации, как подражание и идентификация (подстановка себя на место другого), определяют особенности поведения субъекта именно как представителя данной социальной общности, то есть социотипические неосознаваемые особенности поведения.
* Три уровня анализа системных качеств личности в общественных отношениях: уровни анализа личности в системах «роль-для-всех», «роль-для-группы», «роль-для-себя».
нормативные отношения «Роль-для-всех»: а) социогенетических истоки возникновения личности и социогенез; б) социотипических проявлений в развитии и функционировании личности в разных этических общностях (национальный характер, национальное самосознание, природа и функции этнических стереотипов); в) закономерности социотипического поведения в больших группах в разных сферах социально-исторического образа жизни (семья, работа, досуг и т.п.).
«объектное» восприятие «Роль-для группы» - ролевые взаимоотношения в группе. Занятая социальная позиция проявляется в социальной роли, жестко предопределяющей набор ценностей и идеалов, схем общения, которым нужно следовать в своем поведении.
личностно-смысловое восприятие «Роль-для-себя» - преобразования ролевых взаимоотношений между людьми в личностно-смысловые возникают при анализе феноменов социальной перцепции. Включаясь в жизнь личности, социальная роль индивидуализируется, воплощается в поведении личности как общее в единичном. Социальная роль есть единица передачи социально-типического опыта, обеспечивающая адаптивное поведение личности и выражающая общую тенденцию системы «личность-в-группе» к сохранению. Включаясь в жизнь личности, социальная роль индивидуализируется, воплощается в поведении личности как общее в единичном. Она начинает функционировать либо в форме социальных операциональных установок, далеких от основных ценностей и мотивов личности, и определять социально-типическое приспособительное поведение личности, либо же социальная роль приобретает личностный смысл, и тогда она, выступая в форме смысловых установок, начинает детерминировать направленность поведения личности в целом.