Социальная концепция культуры Э. Фромма

Эрих Фромм (1900-1980) – один из крупнейших мыслителей ХХ века. Одним из его учителей был К.Ясперс. В 20-е годы на него сильное влияние оказали концепции З.Фрейда и К.Маркса, синтез которых он считал основой своей гуманистической теории человека и культуры. Его работы «Иметь или быть?» (1976) и «Бегство от свободы»(1941).

Фромм был последователем марксистской концепции, согласно которой способность к творчеству формируется у человека в процессе социально-организованной деятельности, и особенности культурного развития общества всегда зависят от социальных факторов: экономической системы (уровня развития материального производства), социально-классовой структуры общества, характера политических отношений. Он считал, что человек изначально является социальным существом.

Как последователь З.Фрейда, Э.Фромм полагал, что Фрейд сделал важные наблюдения, но дал им неправильное толкование. Фромм пытался улучшить концепцию Фрейда, и он меняет интерпретацию бессознательного. «Оно» у Фрейда чисто биологическое. Фромм полагает, что роль животных инстинктов в бессознательном не так велика и значительна, как считал Фрейд.

Фромм считает, что в человеке соединяются властные потребности самосохранения. Во-первых, физиологические потребности – первичный мотив человеческого поведения – это утоление голода, жажды, потребность во сне. Во-вторых, потребность связи с окружающим социальным миром, духовная связанность с ним, потребность в общении с себе подобными (потребность избежать одиночества). Фромм называет эту потребность обрести товарища по судьбе первой потребностью человека, будь то прокажённый или каторжник, отверженный или недужный. По мнению Фромма, человека, как социального существа, подавляет ощущение собственной ничтожности – если он не принадлежит к какой-либо общности.

Итак, эти потребности самосохранения и составляют в концепции Фромма «Оно», состоящее из 2-х частей:

1)«Оно» - животные инстинкты– роль этих «докультурных» стремлений не столь важна.

2)«Оно»- социальный характер– (специфически человеческое) играет главную роль. Социальный характер - это бессознательное приспособление, индивида к социальным структурам общества.

Человек существо социальное,считает Фромм, и подлинно человеческое (культурное) начинается там, где заканчивается природное. Человек как биологическое существо боится смерти, а как культурное – одиночества, и чтобы не чувствовать себя одиноким, индивид вынужден принять образ жизни, коренящийся в данном обществе. Благодаря включённости человека в культуру, он приобретает определённые социальные черты и это обеспечивает человеку эффективное приспособление к требованиям общества, формирует у него чувство безопасности и защищённости. Социальный характер служит связующим звеном между индивидом и культурой. Социальный характер предопределяет все формы поведения человека, и своеобразие культуры обусловливается господствующим типом такого характера.

Разные общества обладают специфическим характером. Образ жизни, обусловленный особенностями экономической системы, превращается в основополагающий фактор, определяющий характер человека, ибо властная потребность самосохранения вынуждает его принять условия, в которых ему приходится жить.

Современную индустриальную культуру второй половины ХХ века Фромм считал обществом тотального отчуждения, породившимрыночный тип социального характера, лишённый внутреннёй ориентации. Ему присущи ложные эмоции, идолизация, искажённое чувство любви и богатый набор невротических патологий, связанных с бессмысленным, органическим (бездуховным) существованием. С развитием рыночных отношений чувства изоляции и беспомощности усиливаются. Во всех общественных и личных отношениях господствует закон рынка, человек продаёт не только товары, он продаёт самого себя и ощущает себя товаром.

В работе «Иметь или быть» Э.Фромм объясняет, как проявляется социальный характер в современном ему мире. Социальный характер задаётся обществом, и человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как ему приходится действовать. Современный человек всегда стоит перед выбором «иметь или быть». В современном обществе установка на то, чтобы иметь. В нормальном обществе – совершенствование самого себя, т.е. цель человека быть многим, а не обладать многим.

В работе «Бегство от свободы» Фромм отмечает парадокс человеческого существования. Человек как мыслящее существо стремится к свободе и независимости и одновременно в нём живёт потребность в безопасности, т.е. человеку необходимо чувство уверенности, чувство принадлежности и сопричастности к какой-либо общности. Это противоречивое состояние Э.Фромм назвал «бегством от свободы».

Э.Фромм определил, что человек - это продукт окружающей его культуры и в дальнейшем человек воспроизводит культуру, которая его сформировала культура (культура – человек – культура).

Наши рекомендации