В частности, подготовка любого доклада проходит три этапа
Общие и утвердившиеся в практике
Правила и приемы конспектирования лекций и подготовки к занятиям
1 Конспектирование лекций ведется в специально отведенной для этого тетради, каждый лист которой должен иметь поля (4-5 см) для дополнительных записей.
2 Необходимо записывать тему и план лекций, рекомендуемую литературу к теме. Записи разделов лекции должны иметь заголовки, подзаголовки, красные строки. Для выделения разделов, выводов, определений, основных идей можно использовать цветные карандаши и фломастеры.
3 Названные в лекции ссылки на первоисточники надо пометить на полях, чтобы при самостоятельной работе найти и вписать их.
4 В конспекте дословно записываются определения понятий, категорий и законов. Остальное должно быть записано своими словами.
5 Каждому студенту необходимо выработать и использовать допустимые сокращения наиболее распространенных терминов и понятий.
Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к тому, что со временем в них будет трудно разобраться. В конспект следует заносить всё, что преподаватель пишет на доске, а также рекомендуемые схемы, таблицы, диаграммы и т.д. Надо иметь в виду, что изучение и отработка прослушанных лекций без промедления значительно экономит время и способствует лучшему усвоению материала. Для подготовки к занятию рекомендуется не только изучить лекционный материал, а также просмотреть основную и дополнительную литературу, на практическом занятии дополнить вопросы лекции. Тестовые вопросы в данных методических указанияхмогут содержать один или несколько правильных ответов.
Методические рекомендации по написанию и подготовке докладов
Среди многочисленных форм организации и проведения учебного процесса в вузе важная роль отводится подготовке студентами докладов по тематике изучаемых дисциплин. Доклад отличается от всех других форм работы студентов и, в частности, от реферата. По сравнению с последним — доклад это более высокая форма изучения и осмысления материала. В отличие от реферата доклад:
- во-первых, есть более широкое и обстоятельное изучение того или иного вопроса (или комплекса вопросов);
- во-вторых, как правило, тема доклада относится к числу наиболее актуальных и значительных в изучаемом предмете;
- в-третьих, если реферат выполняется на базе двух-трех (а иногда и одной) публикации, то подготовка доклада требует изучения достаточно широкого круга источников, включая монографические исследования, и в случае необходимости — материалов статистических справочников, словарей, энциклопедических изданий и др.;
- в-четвертых, особенность доклада в том, что он в отличие от реферата предназначен для выступления на семинаре, а это требует дополнительной подготовки студента, направленной на то, чтобы группа слышала доклад с интересом и вниманием.
Качество доклада в существенной мере определяется дискуссией, которая должна состояться после выступления докладчика. Еще одна важная характеристика студенческого доклада заключается в том, что в отличие от реферата, он предполагает изложение точки зрения его автора по основным поднятым в нем вопросам. От того, в какой степени обстоятельно и аргументировано это сделано, доклад может обрести новое качество — превратиться в научный доклад. В рамках семинарских занятий по той или иной дисциплине не все студенты имеют возможность сделать доклад. Но в обсуждении поднятых в докладе вопросов участвует вся группа.
В частности, подготовка любого доклада проходит три этапа.
Первый этап. Выбор темы и знакомство с имеющейся литературой.
Второй этап. Обычно считают, что он начинается с составления плана. Это не совсем так. Есть темы, по которым план можно составить до изучения литературы. Но для большинства тем план можно составить лишь после изучения литературы. Вопросы и проблемы, которые рассматриваются в литературе, определят и содержание плана. В этом случае говорят: «Мысль рождается от мысли». Таким образом, изучение литературы позволяет составить план, что само по себе весьма важно. Однако еще более важно на данном этапе самому докладчику глубоко понять тему: увидеть ее реальное место в изучаемом предмете, ее значение для развития науки или практики, выделить основные проблемы и дискуссионные вопросы и составить свое мнение, если не по всем вопросам, то по большей их части. Таким образом, на втором этапе подготовки доклада выполняется задача овладения темой самим докладчиком. Достаточно глубокое осмысление материала составляет надежную основу для составления плана доклада (или его уточнения, если он был уже составлен). На данном этапе выполняется одна из сложнейших задач в подготовке доклада — «пробивается» логическая линия в изложении материала. Каждый вопрос, каждая проблема в изложении материала должны найти свое место. Каждый предыдущий вопрос должен готовить «стартовую площадку» для последующего. Каждый последующий вопрос должен вытекать из предыдущего.
Доклад требует письменного оформления в полном объеме или в тезисной форме. Письменное оформление — это дополнительное осмысление материала. Как показывает практика, на этой стадии подготовки доклада студент овладевает материалом настолько прочно, что может свободно, опираясь на тезисы, изложить тему.
Структурно доклад состоит из введения, основной части (от двух до четырех вопросов) и заключения. Во введении обозначается основная цель работы, связанные с ее реализацией задачи, дается краткий обзор использованной литературы. В основной части, как уже было отмечено выше, пункты плана «выстраиваются» в соответствии с принятой логической линией изложения материала. В заключении доклада формируются основные выводы, которые вытекают из изложенного материала.
Третий этап. Одна из особенностей доклада и его отличие от реферата заключается в том, что доклад предназначен для выступления (на семинаре, конференции, «круглом столе» и т.д.). Эта его особенность делает необходимым третий этап работы над ним. Цель данного этапа — сделать выступление с докладом интересным для слушателей. Как докладчик может это сделать? При решении этого вопроса важная роль отводится выступлению. Кратко, но убедительно, докладчик должен обосновать значимость и высокую познавательную ценность для слушателей рассмотрения тех вопросов, которые поставлены в докладе. Здесь же, во вступлении, докладчик может обозначить проблемы, которые он будет рассматривать. Он должен сообщить план доклада, логический строй изложения материала. Далее, важно знать, что, как это установлено психологами, при слушании доклада (даже очень интересного) может наступить кризис внимания. Зная об этом обстоятельстве, докладчик должен в это время воспользоваться средствами его восстановления. Приемов восстановления внимания известно много. Например, можно привести интересные примеры, иллюстрирующие высказанные теоретические положения. На третьем этапе подготовки доклада важно учесть временные рамки выступления с докладом. Обычно это — 8—12 мин. Чтобы выдержать это время, необходима своего рода репетиция. Следует предварительно определить время исполнения доклада, скорректировав его продолжительность путем сокращения материала или, если это возможно, его увеличения. Нужно быть готовым к ответам на вопросы. Здесь есть свои сложности. К сожалению, нередко вопрос формулируется пространно и расплывчато. Не спешите отвечать на него. Уточните у задавшего вопрос, правильно ли вы его поняли. Лишь после уточнения и конкретизации вопроса и, главное, будучи уверенным, что правильно поняли его содержание, вы можете приступить к ответу.
Практика показывает, что докладчику целесообразно управлять процессом ответов на вопросы. Для этого целесообразно записать все заданные вопросы и отвечать на них в последовательности, которую докладчик считает наиболее рациональной. Докладчик может обнаружить, что не на все из них он может ответить. Об этом нужно сказать. Подводя итог семинарского занятия, на данные вопросы ответит преподаватель.
Тематика докладов
1 Менеджмент в России: особенности становления и развития.
2 Менеджеры и их вклад в успех организации
3 Менеджмент и предпринимательство: общие черты и различия.
Вопросы для самостоятельной работы
1 Почему необходимо управление?
2 Что включает в себя понятие менеджмент? Какие составляющие необходимо учитывать при анализе данного понятия?
3 Чем отличается предприниматель от бизнесмена?
4 Кто такой менеджер и какова его роль в современном обществе?
5 Почему задания разрабатываются и распределяются в соответствии с вертикальным и горизонтальным разделением труда в организации?
6 Приведите примеры нескольких организаций, показывающих, что они и результативны и эффективны
7 Приведите пример, подтверждающий, что не существует «правильного» способа управления
8 Приведите пример предпринимателя, менеджера и предприимчивой организации
9 В чем разница между менеджером и предпринимателем?
10 Перечислите и охарактеризуйте основные функции менеджера в современной организации.
11 Какие требования к профессиональной компетенции менеджера, по вашему мнению, занимают лидирующие позиции в настоящее время?
12 Назовите основные функции менеджмента.
Содержание ситуации:
Генри Форд представлял собой архетип авторитарного предпринимателя. Склонный к одиночеству, в высшей мере своевольный, всегда настаивающий на собственном пути, Форд считал своих служащих помощниками. Если помощник осмеливался ему перечить или самостоятельно принимал важное решение, он обычно лишался работы. Примерно за 12 лет Форд превратил свою крошечную компанию в гигантскую отрасль. Более того, он сделал это, произведя автомобиль ценой всего за 290 долларов, обеспечивая рабочим одну из самых высоких заработных плат того времени (5 долл. в неделю). При этом у конкурирующих фирм стоимость автомобиля превышала 2000 долл. Дешевый и качественный автомобиль стал результатом того, что Форд понял и реализовал на практике глубокое горизонтальное и вертикальное разделение труда, соединив в технологическом процессе производства машин механизацию, конвейер и стандартизированные (взаимозаменяемые) компоненты (узлы и детали). В результате к 1921г. фирма «Форд Мотор» контролировала 60% рынка автомобилей США. В то время, когда «Форд Мотор» сохраняла верность черной модели и традиции, согласно которой босс командует, а остальные выполняют, конкурирующая фирма «Дженерал Моторс» не только освоила «фордовскую» технологию, но и ввела в практику делегирование руководителям среднего и высшего звена управления полномочий самостоятельно принимать важные решения. Кроме того, она стала проводить частые замены моделей, предлагая потребителю их широкий ассортимент, различное цветовое оформление, доступный кредит. Доля «Форд Мотор» на рынке резко сократилась, а рейтинг ее руководителей сильно снизился. Это позволило «Дженерал Моторс» к 1927г. захватить 45 % автомобильного рынка, оставив «Форд Мотор» менее 10 %. От банкротства ее спасало только обращение к резервному капиталу 1 млрд. долл., который Форд скопил в удачные времена.
13 Какие управленческие роли были наиболее присущи Г. Форду до времени, когда он контролировал 60% рынка и после1921 года? Обоснуйте, опираясь на 10 ролей, которые играют все руководители.
Вопросы для обсуждения темы и ситуации
1 Назовите общие факторы в работе руководителей. Как, по вашему мнению, они проявились в управленческой деятельности Г. Форда?
2 Какие управленческие роли были наиболее присущи Г. Форду до времени, когда он контролировал 60% рынка и после1921 года? Обоснуйте, опираясь на 10 ролей, которые играют все руководители
3 Какие управленческие роли были наиболее присущи Г. Форду?
4 Какие изменения необходимо провести фирме «Форд Мотор» во внутренней среде?
5 Какие бы вы предложили подходы к взаимодействию фирмы «Форд Мотор» с внешней средой?