Изучение социального .
М.И.Лисина, развивая линию исследований, заложеннуюЛ.С. Выготским, постулировала наличие особой потребности в общении, которая формируется на основе базовых биологических потребностей (в пище, тепле, безопасности и т. п.) и стремления к новым впечатлениям, богатым источником которых является взрослый [Лисина, 1986]. Критерием появления потребности в общении (приблизительно в 3—4 недели) является улыбка в ответ на воздействие взрослого. Необходимо отметить, однако, что такая улыбка может иметь другое происхождение и функцию — аффективную регуляцию внутреннего напряжения, первоначально эндогенного, а затем стимульно обусловленного (когнитивно продуцируемого) [Сергиенко, 1992]. Лисина отделяет собственно общение от взаимодействия, которое может наблюдаться и раньше второго месяца жизни. Общение определяется как
взаимонаправленнаякоммуникативная деятельность, каждый участник которой выступает как субъект. В рамках общения как ведущей психической деятельности в первое полугодие жизни младенца формируются различные формы активности и важнейшие психические процессы.
В работах Лисиной и ее сотрудников
было продемонстрировано положительное
влияние общения со взрослым на эмоцио
нальное и когнитивное развитие младен
цев и показано, что такое общение есть
необходимое условие полноценного разг
вития ребенка. , , 7, , ,
Вопрос о соотношении биологических
и социальных факторов в возникновении
и развитии общения в работах Лисиной
остается открытым.
Таким образом, способности и к социальному, и к когнитивному взаимодействию развиваются прижизненно, в процессе взаимодействия со взрослым.
Однако потребность в общении не является специфичной только для человека. В широко известных опытах Дж. и Р Харлоу ранняя депривация общения с матерью впоследствии приводила у обезьян к серьезным нарушениям поведения. То есть, уже у животных общение является необходимым для формирования адекватного поведения. Следовательно, исследования Лисиной подтверждают биологическую закономерность, но не дают основания считать социальное взаимодействие основным фактором, определяющим развитие психики у человека [Сергиенко, 1992].
В.В. Лебединский [Лебединский и др., 1990] признает наличие врожденных реакций, обеспечивающих приспособление новорожденного к матери. Однако, по его мнению, уровень, связанный с подстройкой аффективных состояний индивида к аффективным состояниям других людей и отвечающий за реагирование на социальные стимулы, включается лишь к середине 1-го года жизни. Только с этого момента ребенок начинает имитировать эмоциональные реакции и лишь затем переходит к адекватному эмоциональному реагированию. С этого времени взрослый выделяется как особый объект, эмоциональное отношение к которому опосредует отношение ребенка к окружающему. , ^ f
5.3. Социализация личности и развитие
5.3.5. Подходы к изучению 'J - ^
взаимодействия ребенка и взрослого
на ранних этапах развития
в зарубежной психологии m>-s; v:> -
Между описанными крайними позициями существует несколько промежуточных вариантов. Общее в позициях, которые будут рассмотрены, — представление о параллельном ходе социального и когнитивного развития, при этом механизмы социального взаимодействия, по крайней мере частично, являются врожденными.
К. Тревартен (Trevarthen, 1989] считает, что существуют врожденные механизмы для распознавания эмоций других людей и «присоединения» ребенка к изменениям в экспрессии в целях регуляции аффективных состояний. Эти механизмы адаптируются, чтобы осуществить связь с состояниями мозга партнера по коммуникации. Фундаментальным механизмом интерсубъективной координации является кинематическая подстройка (синхронизация активности).
Подтверждением этих предположений могут служить эксперименты А. Мельтзоф-фа [Meltzoff, I990], демонстрирующие имитацию лице вой экспрессии младенцами буквально в первые часы жизни, и данные Дж. Хевиленд и М. Лелвика, приведенные П. Хобсоном [Hobson, 1993]. Согласно этим данным, уже 10-недельные младенцы реагировали на эмоциональное состояние матери собственными аффективными состояниями и могли проявлять такие паттерны эмоциональной экспрессии, которые не демонстрировались матерями (открывание и закрывание рта, страх и уменьшение количества движений в ответ на выражение гнева и т. п.).
По мнению Тревартена, за эмоциональную регуляцию (а значит, и за регуляцию социального взаимодействия) ответственны подкорковые структуры (лимбическая система, базальные ганглии, ретикулярная формация). Следовательно, такая регуляция является достаточно древней, врожденной (формируется внутриутробно) и поэтому базовой для всех последующих видов регуляции. '• '
Тревартен считает, что символическая коммуникация возникает около 9 месяцев,
причем символическое означение связано с наделением предметов внешнего мира эмоциональной оценкой и ее распознаванием. Язык при этом используется для регуляции активности, внося в нее эмоциональный компонент. Суммируя вышесказанное, приходим к выводу, что первично и врожденно аффективное развитие, которое необходимо связано с социальным взаимодействием, а когнитивное развитие по отношению к аффективному вторично.
П. Хобсон [Hobson, 1993) также признает наличие врожденной способности к аффективным контактам с другими людьми. Он считает, что социальные стимулы ьос-принимаются непосредственно (в смысле Гибсона), т. е. восприятие улыбки, например, не 2-стадийный процесс (восприятие некоторого поведения и затем наделение его определенным значением), а одномоментный (т. е. способность к регистрации эмоциональных значений врожденна). Кроме того, у ребенка имеются внутренне детерминированные способности к организации экспрессивных действий в ответ на эмоциональное воздействие. При этом Хобсон различает первичную интерсубъективность (непосредственное восприятие социальных стимулов и аффективная реакция на них) и вторичную — «социальная отнесенность», т. е. способность ребенка воспринимать аффективную ориентацию других людей на предметы и события и отвечать на них.
Хобсон полагает также, что существует фундаментальное различие между интерперсональными и объектными отношениями, конституированные специализированными формами перцептиеного/ког-нитивного/мотивационного/эмоциональ-ного взаимодействия с миром и с другими людьми.
Необходимым условием развития мышления он считает «дистанцирование» мысли от внешнего мира, непосредственного действенного контакта с ним. Предполагается, что это происходит путем использования двух механизмов:
1. Отношения Я—Оно — это сенсомо-торные способности, развивающиеся по пути, описанному Пиаже (обобщение определенных особенностей предмета на основе опыта различного взаимодействия с ним).
5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
2. Отношения Я—Ibi— это интерперсональные отношения, основное развитие которых происходит по линии: а) понимания ребенком того, что другие люди также являются самостями (selves), наделенными способностью переживать разные психические состояния, и б) усвоения им различной направленности других людей по отношению к предметам окружающего мира. В процессе этого усвоения у ребенка возникает способность к символизации, т. е. пониманию того, что один и тот же предмет для разных людей может иметь различное значение.
Обе линии развития первоначально независимы и пересекаются лишь в конце 1-го года жизни в связи с появлением у ребенка способности к символизации. При этом развитие у него понимания отношений Я-Ты приводит к когнитивной революции. С этого момента ребенок становится способным усвоить отношение других к миру и начинает учиться не только на собственном опыте, но и опыте других людей. В возрасте около 18 мес. у детей возникает ролевая игра (т. е. представление себя другим), представление о гипотетических объектах и ситуациях (не только «что есть», но и «что должно быть»).
Итак, существуют различные точки зрения на первичные психические механизмы:
Первична врожденная психическая активность, на базе которой формируются когнитивные механизмы, являющиеся адекватными и Для познания социального мира (Пиаже).
Первичны аффективные механизмы, формируемые прижизненно в процессе социального взаимодействия, при помощи которого осуществляется все дальнейшее развитие (Выготский, Лисина).
Первичны врожденные аффективные механизмы, на базе которых формируется сначала социальное познание — общение с матерью, а затем познание предметного мира (Тревартен).
Первичны оба вида познания, но когнитивное на ранних стадиях онтогенеза является ведущим (Хобсон).