Конкуренция против сотрудничества
Люди, ставшие жертвами учреждений, очень часто бывают привержены идее конкуренции любой ценой . Приученные боготворить священный дух соперничества, они пытаются навязать праведный невроз конкуренции каждому, с кем сталкиваются.
Присмотритесь к идее конкуренции повнимательнее. Спросите себя, не становитесь ли вы жертвой той самой вещи, за которую столь горячо ратуете.
А ведь учреждения наживаются и процветают на конкуренции. Вся их деятельность сосредоточена на одном – как бы «обставить» еще кого-нибудь, потому они и прилагают все усилия к тому, чтобы сделать приверженцами идеологии соперничества всех, кто в их власти. Учреждения устанавливают особую технику привития этого достойного духа соперничества своим связанным обязательствами сторонникам. Вводятся системы поощрений, способствующие тому, чтобы люди жертвовали собой, лишь бы обойти других в гонке по служебной лестнице и завоевать более высокий статус. Индивидуумов приучают озираться в поисках «другого парня, который метит на их место».
В условиях капиталистической культуры руководство учреждением требует изрядной доли конкурентоспособности. И это верно, ведь за окном простирается мир, основанный на духе соперничества. Но индивидуум может эффективно конкурировать в рамках учреждения. Однако здесь не следует чрезмерно увлекаться идеей конкуренции, поскольку это чревато самыми пагубными последствиями. Так, перенос этой идеи в сферу личной жизни может лечь тяжелым бременем на семью, вынуждая всех ее членов быть такими же и смотреть на всех, с кем приходится встречаться по жизни, как на соперников. И хотя результаты упорной конкурентной борьбы видны повсюду – в современных зданиях, сверхскоростных автомагистралях, сложных электронных устройствах и прочем, тем не менее, не мешает внимательно присмотреться к тому, во что они обходятся человеку.
Представители деловых кругов нашей страны почти поголовно живут в состоянии постоянного напряжения, испытывая сильнейшие стрессы. Сердечные приступы, язвы и высокое давление считаются нормой в высших учрежденческих эшелонах бизнеса, где у работников остается очень мало времени на семью и они, не имея времени ни на любовь, ни на занятия любовью (так уж повелось), начинают сильно пить, становятся заядлыми курильщиками, «пожирателями таблеток» или страдают бессонницей.
Приведенный ниже короткий отрывок из «Евангелия от Гарвардской школы бизнеса», написанного Питером Коэном, может служить красноречивой иллюстрацией духа соперничества, которым пропитаны наши школы и университеты.
8 апреля: Опять все та же слишком хорошо знакомая сцена. Сначала полиция, затем декан, а потом, спустя часа два – когда люди уже обедали – появился небольшой черный фургон. В фургоне были двое с тележкой на двух колесах – они втянули тележку в одно из крыльев дортуара, а когда появились снова, на тележке уже было это, закрепленное ремнями… Так Джеймс Хинмен завершил свой первый год пребывания в Гарвардской школе бизнеса – скончавшись от яда.
Он уже третий, кто ушел подобным образом. Бог знает, сколько раз тебе твердили, что конкуренция – это истинно американский путь, он же – единственно правильный, сколько раз ты слышал это с аналоев и кафедр от проповедников и почти уверовал в это! А потом видишь небольшую тележку, увозящую то, что могло бы быть жизнью, полной веселья, нежности и блестящих идей. И, внезапно осознав, какие проблемы поджидают тебя, какую цену придется заплатить, задаешься вопросом: а действительно ли иного пути нет? Потому что стоит только выбрать этот путь, и тогда все, что составляет суть конкуренции, станет сутью поведения, нормой, которая зиждется на стремлении индивидуумов быть быстрее, умнее, богаче идущих рядом. Каждый забывает, что, несмотря на все свои безусловные достоинства, конкуренция была и остается расточительным процессом, а на каждого победителя приходится сотня, тысяча, сто тысяч проигравших. В этом и состоит суть всего американского общества: оно рассуждает о конкуренции так, словно никогда и не слышало о слове сотрудничество. Оно отказывается видеть, что чересчур сильное давление не движет людьми, а убивает их.
Я полагаю, что в эссе Коэна содержится весьма яркая мысль. Вы и в самом деле принесете в жертву себя, супруга и детей, если в своих философских взглядах или поведенческих нормах отдадите приоритет конкуренции. Конечно, школы, требующие от учащихся лишь высоких отметок и принуждающие их то и дело жестоко соперничать друг с другом, могут зажечь несколько ярких огней – но принесут ли эти сияющие огни то тепло, которое вам так необходимо? А что если все вдруг станут смотреть на вас снизу вверх как на самого лучшего? Если вам такое признание нужно для упрочения собственного «эго», ваше становление будет обусловлено не внутренними мотивами, а громким одобрением других, а ведь это является одним из самых верных признаков ненадежности положения и слабости чувства собственного достоинства. Но, что еще хуже, если ваша значимость как человеческой личности зависит от умения хорошо работать, от положения наверху, от достижения превосходства над другими, то что вы станете делать, когда аплодисменты стихнут и вы уже перестанете находиться в высших эшелонах? Вы потерпите крах, ибо лишитесь оснований для ощущения собственной значимости.
Соперничество есть одна из главных причин самоубийств в нашей стране. Его жертвами в первую очередь становятся люди, имевшие ранее высокое самомнение, потому что они всегда оказывались наверху, побеждали. Когда же в какой-нибудь схватке их постигает неудача, они утрачивают ощущение собственной значимости и решают, что убогой жизнью нет смысла жить.
Темп роста самоубийств среди детей в возрасте от восьми до двенадцати лет вырос с 1967 года на четыреста процентов. Вы только представьте – молодые люди убивают себя, обнаружив, что их личная жизнь не стоит того, чтобы ею жить, и делают это преимущественно из-за того, что прежде были убеждены в необходимости справляться с заданиями лучше других, иначе они ничего не стоят! Находиться под постоянным гнетом необходимости попасть в какую-то команду, получать самые высокие оценки, достигать целей, поставленных родителями и доставлять удовольствие всем остальным – это вовсе не те жизненные ценности, ради которых нормальный человек будет ставить под угрозу свою жизнь, не говоря уже о преднамеренном уходе из нее.
Все человеческие существа имеют право на жизнь. Они могут стать счастливыми и самореализоваться без постоянной оглядки на окружающих в поисках доказательств своей самоценности. Фактически, умеющие реализовывать свой потенциал люди вовсе не заинтересованы в том, чтобы работать лучше остальных. Они смотрят глубже, ищут именно свои жизненные цели, знают, что соперничество только истощает силы. Помните: чтобы пребывать в состоянии, называемом соперничеством, для ориентира надо постоянно держать в мыслях что-то еще. И, если вам требуется все время посматривать по сторонам, чтобы оценивать свое положение или уровень значимости, вы теряете контроль над собственной жизнью. Поэтому смотрите внутрь себя, а не на то, как соотносятся ваши успехи с успехами «того парня».