Глава 1. Явления и проблема внимания. 1 страница
Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов.
Психология внимания.
Учебное пособие.
Оглавление
Предисловие.................................................................................................................................... 2
Глава 1. Явления и проблема внимания........................................................................................ 4
Глава 2. Внимание и отбор............................................................................................................ 21
2.1. Теории ранней селекции....................................................................................................... 24
2.2. Теории поздней селекции...................................................................................................... 31
2.3. Теории гибкой и множественной селекции............................................................................ 36
Глава 3. Внимание и ресурсы........................................................................................................ 49
3.1. Внимание как умственное усилие.......................................................................................... 50
3.2. Ресурсы и селекция.............................................................................................................. 58
3.3. Теории составных ресурсов................................................................................................. 71
Глава 4. Внимание и действие....................................................................................................... 76
4.1. Внимание как перцептивное действие................................................................................... 79
4.2. Моторное действие и внимание............................................................................................ 84
4.3. Внимание как управление действием.................................................................................... 93
Глава 5. Деятельность и внимание............................................................................................. 100
Приложения.................................................................................................................................. 107
1. Виды и свойства внимания..................................................................................................... 107
2. Поглощенность деятельностью............................................................................................. 114
3. Ошибки рассеянности............................................................................................................ 117
4. Внимание при шизофрении.................................................................................................... 123
5. Внимание и бдительность...................................................................................................... 128
6. Метавнимание........................................................................................................................ 129
7. Внимательность..................................................................................................................... 133
Послесловие (проф. В.П. Зинченко)............................................................................................ 136
Литература.................................................................................................................................... 144
Учебник посвящен систематическому изложению теоретических моделей внимания, основных подходов, методов и результатов его исследования. В основу положен материал зарубежной когнитивной психологии последних десятилетий, который до сих пор представлен в отечественной учебной и специальной литературе совершенно недостаточно. Авторы опирались на свой многолетний опыт преподавания курса общей психологии на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Книга предназначена, прежде всего, для студентов, аспирантов и преподавателей психологических факультетов, кафедр и специализаций университетов. Она может быть полезна при подготовке к лекциям и семинарам по курсам общей и экспериментальной психологии, истории и методологии психологии.
Юрий Борисович Дормашев. Родился в 1950 г. В 1978 г. окончил факультет психологии Московского университета им. М.В. Ломоносова. Кандидат психологических наук. Старший научный сотрудник кафедры общей психологии факультета психологии МГУ. Автор научных работ в области психологии внимания, памяти и движений человека. Ведет активную преподавательскую деятельность по общей психологии.
Валерий Яковлевич Романов. Родился в 1941 г. Окончил факультет психологии Московского университета им. М.В. Ломоносова в 1967 г., аспирантуру факультета психологии в 1970. С 1970 г. работает на кафедре общей психологии МГУ. Кандидат психологических наук, доцент. Руководит научно-исследовательской группой по изучению внимания и памяти человека. Читает лекции по курсам общей психологии. Автор публикаций по проблемам внимания, памяти, восприятия и движений человека, а также учебных пособий по общей психологии.
Главный редактор: В. И. Полищученко
Редактор: В. П. Пазилова
Младший редактор: Ю. Л. Орлова
Рецензенты:
академик Российской академии образования В. В. Давыдов
академик Российской академии образования В.П. Зинченко
© М.: Тривола, 1995.— 347 с.
ISBN 5-88415-018-0
ББК 88 Д68
Предисловие.
Поле имеет глаза, а лес имеет уши, и я услышу, если буду молчать и слушать. Иероним Босх. |
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания — как фундаментального, так и прикладного характера. Высокую оценку внимания на уровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов. Наиболее ярко она представлена у одного из классиков психологии сознания, О. Кюльпе:
"Обстоятельства не правят нами — это мы, сталкиваясь лицом к лицу с обстоятельствами, руководим, выбираем и упорядочиваем. Наша душа не арена слепого случая, и соответственно мере той силы, которой мы располагаем и которая проявляет себя во внимании, мы можем выйти за пределы, накладываемые нашим организмом, и участвовать в построении мира, выдвигая и реализуя идеальные цели. Мы не стоим в сплошном потоке событий как индифферентные проводники механических процессов, а утверждаем нашу независимость и свободу путем рационального испытания и рассмотрения сыплющихся на нас впечатлений, благодаря устойчивой приверженности тем задачам и планам, которые одобряются нашей совестью. Но не следует забывать, что та сила, которая проявляет себя во внимании и делает его отражением данной личности в целом, приобретается не по случаю. Образованием, которое мы получили или выработали себе сами, определяется то, насколько хороши идеи, брошенные на весы внимательного наблюдения и припоминания, конструктивной деятельности воображения и понимания. Если в душе и ее способностях существует что-либо пластичное, так это, безусловно, внимание, первоначальные изменчивость и неопределенность которого должны быть вышколены в постоянство и твердость, а неограниченная восприимчивость ко всему, что может заинтересовать человека, не должна понести урон, вырождаясь в позорную капитуляцию перед каждым и всяким впечатлением — полезным и вредным, своевременным и несвоевременным, хорошим и плохим. Мы сможем тогда быстро приступить к работе, правильно подготовив апперцепцию. Вооружившись таким образом, мы выйдем победителями из нашей схватки с переменами и случайностями, тяготами и соблазнами жизни" (Kuelpe, 1902, с. 68).
Значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и научении очевидны. Трудно усомниться также в необходимости всестороннего и детального исследования его феноменов. Как отмечает Ф. Уорден, с точки зрения здравого смысла можно предположить, что "явления внимания играют заметно важную роль в науке о поведении, но, как ни странно, это не так, и в учебниках психологии внимание, как правило, занимает скромную и незаметную позицию" (Worden, 1966, с. 49). Действительно, в опубликованных курсах и пособиях по общей психологии, как ранних так и современных, психология внимания представлена в малом объеме, неравномерно и разрознено. Например, в предметном указателе последнего издания вводного курса психологии Э. Крайдера и др. можно найти всего 4 ссылки на внимание (Crider et al., 1993). При этом в основном тексте собственно вниманию уделено от силы 3 страницы. Для сравнения отметим, что там же дано более 50 ссылок на память, которой посвящена особая глава в 40 страниц. В специальной учебной литературе область психологии внимания отражена скудно или выборочно, с опорой на отдельные источники, вышедшие в период, ограниченный началом 70-х годов[1]. Между тем, удельный вес исследований, прямо направленных на решение проблемы внимания или проводимых под рубрикой "Внимание" довольно высок и продолжает стремительно увеличиваться. Особенно динамично, ярко и драматично это происходит в зарубежной когнитивной психологии. К настоящему времени здесь собран огромный эмпирический материал, активно обсуждаются различные теории внимания, разработан ряд оригинальных и остроумных методов его исследования. Вопросы психологии внимания поднимаются в контексте изучения восприятия, памяти, сознания и деятельности человека. По-прежнему остро они ставятся в работах психологов-практиков разных ориентации. Поэтому психология внимания занимает важное место в программах общих и специальных курсов университетской подготовки психологов. Однако, преподавание этого раздела осложняется вышеуказанным дефицитом соответствующей учебной литературы. В нашей стране такое положение дел усугубляется недоступностью для большинства студентов и преподавателей специальных иностранных журналов, сборников и монографий, посвященных психологии внимания. В то же время книжный рынок уже наводнен литературой эзотерического и псевдонаучного характера, в которой внимание представлено не только широко (хотя и в своеобразном описании), но и служит нередко в качестве объяснительного понятия эффектов практик изменения сознания и поведения.
Данное пособие, раскрывающее содержание текущего этапа развития психологии внимания, нацелено на то, чтобы хоть в какой-то мере восполнить обозначенный пробел учебной литературы. Вместе с тем, оно задумано как часть полного систематического курса психологии внимания, включающего в себя изложение и анализ не только современного состояния проблемы, но и основных вопросов и достижений классической, зарубежной и отечественной психологии сознания и внимания. Первая глава носит характер введения и содержит сведения и факты из области феноменологии внимания, истории его изучения и постановки проблемы внимания. Основную часть книги образуют три следующие главы. Вторая глава посвящена исследованиям направленности и фокусировки внимания, а его интенсивности и распределения — глава третья. Здесь представлены важнейшие методы и результаты исследований, а также модели внимания, в определенном смысле дополняющие друг друга. Альтернативные взгляды на природу внимания и модели интегрального характера, пытающиеся примирить противоречия предшествующих теорий, приведены в четвертой главе. В том же русле, но с других, отличающихся от когнитивной психологии, позиций проблема внимания ставится на обсуждение в главе пятой. Основная цель этой заключительной главы, частично опубликованной авторами ранее в виде статьи[2], состоит в указании иной перспективы решения проблемы внимания, а не в подведении итогов и критике исследований, проводимых в рамках когнитивной психологии. Часть разнообразного и обширного материала, полученного, так сказать, на поверхности основного ядра психологии внимания приведена в приложениях к основному тексту пособия. Они служат дополнениями и иллюстрациями, необходимыми для полного понимания принципиальных положений и следствий представленных теорий внимания, а также знакомят учащихся с линиями прикладных исследований, результаты которых могут повлиять на разработку новых гипотез о сути внимания. Приложения могут быть использованы при подготовке дискуссий и докладов к семинарским занятиям по курсу общей психологии.
В данном пособии мало затрагивается проблема физиологических механизмов внимания, а также методы и результаты их исследования[3]. Не изложены также представления о развитии внимания, способах его коррекции и диагностики индивидуальных особенностей. В минимальном объеме приведены данные о нарушениях и аномалиях внимания. Соответствующие темы обычно включают в программы подготовки психологов на прикладных кафедрах. Место же этого пособия авторы видят в курсе общей психологии, читаемом с целью фундаментального образования психологов всех специализаций. Мы не старались подать данную область исследований в виде законченного и лакированного продукта. Реальная психология внимания, несмотря на ряд достижений, полна трудностей и противоречий. Она ждет притока молодых сил, и авторы надеются, что настоящее учебное пособие будет способствовать тому, чтобы эти ожидания не оказались напрасными.
В заключение, хотелось бы выразить признательность фонду "Культурная инициатива" и лично господину Дж. Соросу за материальную поддержку; рецензентам и оппонентам за высказанные замечания и пожелания, особенно, проф. В.П. Зинченко — главному инициатору и вдохновителю этой работы; декану факультета психологии МГУ проф. Е.А. Климову за доброжелательное отношение и создание благоприятных условий, а также студентке того же факультета А.П. Фонаревой за помощь в подготовке рукописи. Мы благодарим студентов и аспирантов, которые посещали соответствующие семинары и активно участвовали в обсуждении вопросов психологии внимания, писали курсовые работы и выполняли дипломные и диссертационные исследования по данной тематике. Мы также признательны авторам рисунков и схем, приведенных в данном пособии. Мы заранее благодарим тех читателей, которые выскажут или пришлют любые пожелания и замечания по структуре и содержанию настоящего учебного пособия, поскольку надеемся продолжить работу над ним.
Ю.Б. Дормашев, В. Я. Романов 9 августа 1995 г.
Глава 1. Явления и проблема внимания.
Описание круга явлений изучаемой действительности — первый шаг и необходимая предпосылка любого научного исследования. Знание явлений внимания и невнимания, умение правильно их выделять и различать необходимы каждому психологу, независимо от его научных интересов или практической специализации. Описательная характеристика внимания образует исходную основу, наиболее устойчивое ядро данной области общей психологии. А.Ф. Лазурский завершает обзор различных теоретических представлений о внимании следующими, актуальными и в настоящее время, словами: "Едва ли мы, однако, ошибемся, если скажем, что все эти разногласия относятся исключительно к объяснению того сложного явления, которое мы называем процессом внимания, а никак не к его описанию. Что же касается собственно описательной стороны, то здесь мы почти не встречаем противоречий. Во всяком, более или менее полном описании мы находим всякий раз одни и те же элементы. Разногласие появляется лишь тогда, когда возникает вопрос, какие из этих элементов надо считать главными и какие побочными" (Лазурский, 1917/1995, с. 122, курсив автора). Историки психологии считают, что задача описания явлений внимания к концу 17 века была решена в основном, а в 18 столетии детально и полностью (Braunschweiger, 1899; Neumann, 1971). При этом они ссылаются на философские труды Августина, Фомы Аквинского, Ш. Бонне, X. Вольфа, Р. Декарта, И. Канта, Г. Лейбница, Н. Мальбранша, Э. Платнера и других философов, врачей и натуралистов. Важные наблюдения, практические наставления и любопытные описания явлений внимания и рассеянности можно также найти в художественной и, особенно часто и в большом объеме, религиозной литературе. В области научной психологии она решалась, главным образом, в работах классиков психологии сознания: В. Вундта, Т. Рибо, Э. Титченера, Г. Фехнера и др. До сих пор непревзойденным мастером изображения душевного мира и поведения человека считают У. Джеймса. Многие современные психологи признают его описания внимания стилистически превосходными, точными и вполне достаточными. В данной главе дается краткий обзор основных явлений и ранних представлений о внимании, рассматривается прошлый и настоящий научный контекст постановки и решения проблемы внимания.
Субъективно, состояние внимания характеризуется разделением текущего опыта на две части. Единицы фокальной области устойчивы, осознаются ясно и отчетливо, ярко и живо, а содержания периферии сознания — смутно и как бы сливаются в пульсирующее облако неопределенной формы. Такая структура сознания возможна не только при восприятии внешних объектов, но и в процессе размышления, когда ясно, отчетливо и с пониманием переживаются какая-либо мысль, образ-представление или их последовательности. О ясности сложных, целостных образов восприятия и памяти говорят в тех случаях, когда в них различимы. Детали, и об отчетливости, если эти образы резко выделяются среди прочих содержаний сознания. Так, при внимательном наблюдении мы ясно видим летящий в сумерках, на низкой высоте самолет, различая кабину пилотов, иллюминаторы, опознавательные знаки и выпущенные шасси; восприятие самолета будет в то же время отчетливым, если его контуры не теряются во мгле, не замаскированы дымкой или туманом. При беглом, невнимательном восприятии древесного листа мы едва замечаем его овальную форму и зеленый цвет. Пристальный и длительный взгляд на тот же лист обнаруживает желтизну его поверхности, прожилки и темные пятнышки; мы видим, что на самом деле его форма несколько асимметрична и более напоминает треугольник нежели овал, а края зубчатые. Отчетливость какой-либо идеи предполагает ее выделение среди других сходных мыслей. Мы говорим: "Нет, не то. Я имею в виду совершенно другое", когда некто пытается сформулировать нашу мысль. О ясности идеи можно судить по тому, насколько точно удается ее передача посредством речи. Поэтому учителя литературы нередко говорят в назидание нерадивым ученикам: "Кто ясно мыслит, тот ясно излагает".
Поле восприятия обычно распадается на фигуру и фон. Живость фигуры, занимающей фокус сознания, иногда воспринимается буквально, иллюзорным образом; так, в случае пристального внимания к неподвижному зрительному объекту, последний выступает вперед, начинает дрожать и пульсировать на фоне мертвого и как бы покрытого пленкой окружения. При внимательном наблюдении Луны на фоне движущихся облаков кажется, что двигается она, а облака стоят на месте. Сосредоточение внимания на представлении какого-то предмета увеличивает живость, как бы приближая его к образу восприятия.
Еще одной характеристикой внимаемых содержаний сознания является их острота и действенность. Мысли и образы, которые благодаря вниманию вошли в фокальную область сознания и задержались в ней, как правило, хорошо запоминаются, глубоко проникая в толщу прошлого опыта человека. "Истинное искусство памяти — это искусство внимания",— писал С. Джонсон (цитата по Lorayne, 1990, с. 32). Действенность объекта внимания проявляется как в плане мышления, так и в движениях. Он вызывает ряд соответствующих ассоциаций, определяя ход, содержание и направление умственной деятельности. Человек может долго и пристально читать железнодорожное расписание, вспоминая при этом места, в которых он бывал и происшедшие там события. Вид ножа или щетки наводит на мысль об их использовании. "Во время разговора, я вдруг замечаю булавку на полу или пыль на моем рукаве, и вот, не прерывая речи, я смахиваю пыль или поднимаю булавку",— пишет У. Джеймс (1902, с. 335). Болельщик на трибуне или в кресле перед телевизором иногда непроизвольно повторяет движения игрока, за которым внимательно следит. Представление или образ восприятия, находящиеся в фокусе внимания, господствуют в сознании, обеспечивая единство и связь всех осознаваемых процессов. Классики психологии характеризовали поэтому состояние внимания как монархический строй сознания.
Для иллюстрации явления разделения сознания на фокальную и периферическую области читатель может повторить наблюдения подобные тем, которые описаны в работе О. Кюльпе (Kuelpe, 1902). Если сесть лицом к стене, оклеенной пестрыми обоями или завешанной ковром с мелким узором, и направить взор на какую-нибудь деталь, то при расстоянии до стены в 1 м. мы увидим ясно и отчетливо только небольшую, окружающую точку фиксации зону, диаметром около 6 см. Внутри этой области мы хорошо осознаем контуры и различия в цвете и яркости отдельных деталей изображения. Более пристальное всматривание может вызвать иллюзорное дрожание (подергивание) элементов фокальной области или привести к восприятию новых фигур; например, вместо растительного орнамента мы неожиданно увидим уродливое лицо или фантастическое животное. В последних случаях уже внутри центральной области указанные фигуры как бы выступают на передний план. После небольшой тренировки в удержании неподвижной линии взора можно заметить, что за пределами этой области сначала постепенно, а затем все быстрее, детали изображения смазываются и картина переходит в тусклый и однообразный фон. "Если бы я не знал, что этими обоями оклеена вся стена,— пишет О. Кюльпе,— я мог бы предположить, что для оклейки выбрана бумага с рисунком все более незаметным, чем далее он отстоит от фиксируемой точки, вплоть до того, что вся картина и цвет теряются в неразличимой пелене" (Kuelpe, 1902, с. 38).
Многие авторы считали само собой разумеющимся, что различия в ясности и отчетливости образов зрительного восприятия зависят от объективных факторов: оптических характеристик среды, удаленности, интенсивности и пространственной организации стимулов. К группе субъективных факторов они относят, прежде всего, периферические процессы и механизмы органов чувств: напр., строение сетчатки, аккомодацию хрусталика, вергентные и фиксационные движения глаз. Но, как свидетельствуют явления пустого взора, о котором будет сказано ниже, и непрямого видения, только влиянием указанных групп факторов объяснить изменения ясности и отчетливости восприятия внешних объектов невозможно. О фактах непрямого видения У. Джеймс пишет:
"... приспособление органа чувств вовсе не является существенным процессом в работе даже чувственного внимания; это второстепенный результат, который возможно и не допустить до проявления, как показывают наблюдения. Обыкновенно, совершенно правильно замечалось, что никакой предмет, лежащий на окраинах нашего поля зрения, не может остановить на себе внимания, если одновременно не привлечет к себе и нашего взгляда. …Практика однако же при усилии может научить нас схватывать вниманием предметы, лежащие на окраине нашего поля зрения, тогда как глаза остаются в полной неподвижности. При подобных условиях предмет никогда не может быть воспринят нами отчетливо, так как самое место, где на глазную сетчатку падает изображение предмета, делает невозможным такую отчетливость, и, однако,— как может убедиться каждый из опыта,— в этом случае мы все же получим о предмете более ясное сознание, чем когда этого вынужденного усилия внимания сделано не было. Таким именно образом, напр., учителя в классе следят за воспитанниками, на которых как будто и не смотрят вовсе. В общем, женщины гораздо более мужчин изощряются в умении пользоваться периферическим зрительным вниманием" (Джемс, 1902, с. 180-181).
Опытный наблюдатель способен увидеть двоение образов объектов, расположенных на периферии поля зрения. Г. Гельмгольц пишет: "Когда внимание человека впервые обращают на двоение бинокулярных образов, он удивляется, что не замечал этого прежде. Особенно его поражает, что в течение всей жизни он воспринимал одинарными лишь незначительное число объектов, находящихся примерно на том же расстоянии, что и фиксируемая точка, подавляющее же большинство остальных объектов, в том числе более удаленных и более близких, воспринималось как двойные" (Гельмгольц, 1975, с. 66-67). Применительно к этим феноменам стало общепринятым говорить о внимании как о центральном, внутреннем факторе изменения ясности и отчетливости. Поэтому аналогия сознания со зрительным полем получила столь широкое распространение и признание. Она казалась справедливой и удобной для описания как внешнего восприятия в других модальностях, так и рефлексии "внутренним зрением" процессов и продуктов памяти, воображения и мышления.
Следующая характеристика содержания фокальной области сознания, которую некоторые авторы рассматривают как следствие непроизвольной или после произвольной задержки внимания, состоит в его эмоционально теплой окраске и, в пределе, как бы одухотворении и даже слиянии с ним. Длительное, добровольное и охотное внимание к любому объекту служит условием и вместе с тем вызывается и поддерживается благодаря особому процессу идентификации, при котором данный объект (другой человек, вещь, мысль, часть тела, собственное имя, литературный персонаж и все что угодно) становится дорог субъекту. Ч. Тарт объясняет этот феномен следующим образом: "Как только мы идентифицируемся с каким-то объектом, мы уделяем ему преимущественное внимание и гораздо большую психологическую энергию, чем просто вещам или информации. Эта энергия может ограничиться энергией внимания, расходуемой на безусильную фиксацию этого объекта, но она может быть также связана, сознательно или бессознательно, с базисными эмоциями самосохранения, так что угроза объекту идентификации становится сильной угрозой по отношению ко "мне" (Tart, 1989, с. 122). В подтверждение своих слов автор рассказывает о демонстрационном эксперименте, который он провел среди своих сотрудников в обеденный перерыв рабочего дня. Ч. Тарт поставил на стол посередине комнаты пустую сумку (подойдет также, как отмечает автор, и любая коробка или пакет из-под молока). Затем попросил всех присутствующих сосредоточить внимание на этой сумке и попытаться идентифицировать себя с ней, думая как о своей любимой сумке, о которой следует заботиться также, как о самом себе. Спустя всего лишь пару минут, он неожиданно шагнул вперед и сильным ударом ноги сбил сумку. Это событие вызвало у всех участников опыта мощный аффект. Они вскакивали с перекошенными от гнева и возмущения лицами. Некоторые восклицали, обвиняя экспериментатора в жестокости. Позже, многие из них говорили, что во время удара почувствовали боль в своем теле, как будто Ч. Тарт ударил их, а не сумку.
Философ X. Ортега-и-Гассет находит в фиксации внимания на одном объекте общую причину и суть состояний влюбленности, гипноза, одержимости и мистического экстаза. Различие содержаний фокуса и периферии сознания он описывает следующим образом: "То, что привлекло наше внимание, наделено для нас ipso facto[4] большей реальностью, бытием более полноценным, чем то, что не привлекло,— нечто почти иллюзорное и безжизненное, дремлющее на подступах к нашему сознанию. Вполне понятно, что, обладая большей реальностью, оно оказывается более весомым, более ценным, более значительным и заменяет собой затененную часть мира" (Ортега-и-Гассет, 1991, с. 377-378).
Различные состояния внимания специфицируются особыми содержаниями сознания — напряженностью, усилием, интересом, удивлением, чувствами активности и поглощенности деятельностью. Динамика и наличие этих переживаний в каждом отдельном случае образуют особые, смутно улавливаемые гештальты видов, свойств и актов внимания — отвлечений и переключений, колебаний, изменений объема и степени (см. Приложение 1). Однонаправленность, высокая степень и узкий объем внимания характеризуют состояния концентрации и абсорбции. Дж. Куорик поясняет различие между ними следующим образом:
"Термины концентрация и абсорбция зачастую используют взаимозаменяемо, равнозначно подразумевая участие интенсивного внимания, но забывают при этом о различии соответствующих психологических состояний. Концентрация является сознанием будничным; абсорбция же — необыкновенным. Концентрация — это работа; абсорбция — игра и развлечение. Концентрация включает в себя интенсивную умственную деятельность: когнитивную переработку, анализ и размышление. Абсорбция означает временное прекращение любой внутренне инициируемой деятельности. Концентрация подразумевает взаимодействие, участие эго и усилие; она нацелена на получение практических результатов. Абсорбция же реактивна, внушаема, снимает напряжение и растворяет эго, гармонично захватывает посредством какого-то очарования. Концентрация свидетельствует о двустороннем управлении вниманием в ситуации взаимодействия организма с окружением; здесь налицо строгое разделение субъекта и объекта — чувство "моего", противопоставленного чему-то внешнему. Абсорбция же — это единый контроль внимания, приводящий к глобальному недифференцированному состоянию тотального внимания; это переживание слияния с внешним объектом. Мы концентрируемся, когда чем-то обеспокоены, пытаемся починить заглохший двигатель или заполняем ведомость подоходного налога. Мы поглощены, когда наслаждаемся кинофильмом, музыкой, сексом и другими развлечениями" (Quarrick, 1989, с. 19, курсив автора).