Структура и определение психики
Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность. Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека, животного. Активная деятельность - важнейшее условие развития психики, т.е. ее совершенствования, усложнения, углубления.
Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств (механизмов) это делает.
В отечественной психологической литературе наиболее распространено представление о четырехчленной структуре психики. Обычно в ней выделяются следующие основные компоненты, которые различаются между собой степенью динамизма, изменчивости: психические процессы; психические новообразования; психические состояния;психические свойства.
Психические процессы — это наиболее динамичный компонент человеческой психики, который возникает и развивается во взаимодействии живых существ с окружающим миром. Психические процессы продолжаются непрерывно, даже во время сна, причем один вид процесса сменяется другим. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями природной и социальной среды, так и импульсами, идущими от нервной системы, от внутренней среды организма, прежде всего различными желаниями, ощущениями нехватки, дефицита чего-то, разнообразными потребностями.
Все психические процессы подразделяются напознавательные. к которым относятся ощущения, восприятия, представления, внимание, мышление, память;эмоциональные, которые могут быть связаны с позитивными или негативными переживаниями,волевые, которые обеспечивают принятие тех или иных решений и их последовательное исполнение. Фундаментальной основой всех психических процессов являются наши потребности как низшие, физические, так и высшие, духовные. Одним из важнейших результатов психических процессов является формирование в структуре личности новыхпсихических образований.
Психические новообразования - это приобретаемые человеком в течение жизни, в том числе в холе обучения, те или иныезнания, умения и навыки. Они являются итогом личного опыта, приобретенного в том числе и путем обучения. Это — результат целенаправленной работы индивида. Взрывной рост информации в современном мире, ее постоянное обновление поставили перед каждым человеком, занятым в производстве, задачу непрерывного пополнения своих знаний, умений и навыков в течение всей жизни. Однако решение этой непростой задачи, как и других психологических задач, во многом зависит от состояния нашей психики.
Психические состояния- это хорошо нам известные психические явления бодрости или подавленности, работоспособности или усталости. спокойствия или раздражительности и т.п. Психические состояния возникают неслучайно, они порождаются многообразными факторами, такими как состояние здоровья, условия работы, взаимоотношения с окружающими людьми, например поощрения или наказания.
Выделяют разные виды психических состояний. Так, оптимизм или пессимизм характеризуютобщее психическое состояние.
Существуют и различныеэмоциональные состояния: радость, печаль, гнев и т.д. Существуют и интересные психологические исследования, посвященныетворческому состоянию личности, высшую степень которого называют вдохновением.
На основе преобладающих в деятельности личности психических процессов и доминирующих психических состояний постепенно формируется и еще один блок в структуре психических явлений — качества личности или её свойства.
Рассмотренный вариант представлений о структуре психики является, конечно, не единственным. Совершенно иначе эта структура выглядит в психологииЗигмунда Фрейда. В теории Фрейда вся человеческая психика делится на три компонента:
1.сознательное; 2. предсознательное; 3. бессознательное.
Первый из указанных компонентов, по Фрейду, является весьма ограниченной областью психической деятельности человека. Доминируют же бессознательные, иррациональные элементы психики, это прежде всего инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода, половой инстинкт. Вскрывая роль этих иррациональных компонентов, Фрейд, по его словам, проник в «преисподнюю психики», в ее подвалы. Анализ бессознательного, по его мнению, открывает многое для понимания поведения людей, их межличностных взаимоотношений.
При этом структура психологии личности состоит из трех систем: «Оно» (Id), «Я» (Ego) и «сверх Я» (Super-Ego), каждая из которых представляет соответственно компоненты бессознательного, пред- сознательного и сознательного.
Личность в трактовке Фрейда представляется как бессознательное «Оно», на поверхности которого покоится «Я», стремящееся обеспечить влияние внешнего мира на «Оно» и ограничить принцип удовольствия, безраздельно властвующий в сфере «Оно». «Я» олицетворяет разум, в то время как «Оно» воплощает страсти. Что же касается «Свсрх-Я», то его можно назвать «Я-Идеалом», который в сознании человека отождествляется с самого раннего периода в развитии личности с образом отца.
Конечно, рассмотренные схемы организации человеческой психики являются наиболее широко известными. Наряду с ними в истории научной психологической мысли существовали и многие другие концепции, объясняющие устройство психики, состав образующих ее частей, характер взаимодействий этих частей друг с другом.
От научной мысли требуется только, чтобы эти знания были выстроены по определенной логике и их определенные фрагменты складывались в какую-то целостную картину, удовлетворяющую требованиям принципа системности.
11. Гомеостаз (греч. homoios — подобный, statis — стояние) — подвижно-равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам. Понятие "Г." сложилось первоначально в физиологии с целью объяснить постоянство внутренней среды организма (крови, лимфы) и устойчивость его основных физиологических функций, что достигается благодаря механизмам саморегуляции. Эта идея была развита американским физиологом У. Кенноном в учении о "мудрости тела" как открытой системы, непрерывно поддерживающей свою стабильность. Получая сигналы об изменениях, угрожающих системе, организм включает устройства, продолжающие работать до тех пор, пока не удастся возвратить ее в равновесное состояние, к прежним значениям параметров. Принцип Г. перешел из физиологии в кибернетику и другие науки, в т.ч. психологию, приобретя более общее значение принципа системного подхода и саморегуляции на основе обратных связей. Представление о том, что каждая система стремится к сохранению своей стабильности, было перенесено на взаимодействие организма с окружением. Такой перенос характерен, в частности, для необихевиоризма, считающего, что новая двигательная реакция закрепляется благодаря освобождению организма от потребности, нарушившей его Г.; для концепции Ж. Пиаже, признающей, что умственное развитие происходит в процессе уравновешивания организма со средой; для теории "поля" К. Левина, согласно которой мотивация возникает в неравновесной "системе напряжений"; для гештальтпсихологии, отмечающей, что в случае нарушения баланса между компонентами психической системы она стремится к его восстановлению. Принцип Г., объясняя явление саморегуляции, не может, однако, раскрыть источник изменений психики и ее активности.
12.Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза:
Филогенез(от греч. рhyle – род, племя, genesis – рождение, происхождение) – постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции. Термин «филогенез» был введен немецким биологом Э. Геккелем. В психологии под филогенезом илифилогенетическим развитием психики понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. В отечественной психологии учение о филогенетическом развитии психики было разработано А. Н. Леонтьевым. Исходя из материалистического понимания психики как отражения объективного мира, А. Н. Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции: сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект. Животные (простейшие) на стадии элементарной сенсорной психики способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий (на уровне ощущений). Представители перцептивной психики (позвоночные, членистоногие, головоногие моллюски и млекопитающиеся) отражают внешнюю действительность в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей. Стадия интеллекта характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных (прежде всего человекообразных обезьян) – тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся прежде всего в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи. Онтогенез– развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Онтогенез психики означает ее развитие от рождения до конца жизни человека или животного. В онтогенезе осуществляется поэтапный переход от низших форм сознания к его высшим формам. Развитие человека индивидуально. В его онтогенезе реализуется как общие закономерности развития представителя вида Homo sapiens, так и индивидуальные особенности развития каждого человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Периодизация психического развития – попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Вторая особенность состоит в гетерохронности развития – это означает, что развитие человека происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и в отношении отдельных аспектов индивидуального развития человека.
Структура деятельности
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.
Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.
Действием называют часть деятельности, имеющею вполне, осознанную человеческом цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т.п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.
Операциейименуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операций зависит от условия выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличия инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.