Организация самостоятельной работы. Самостоятельная работа по дисциплине «Основы валеологии» включает: самостоятельное изучение отдельных тем модуля по заданию преподавателя (по рекомендуемой им
Самостоятельная работа по дисциплине «Основы валеологии» включает: самостоятельное изучение отдельных тем модуля по заданию преподавателя (по рекомендуемой им учебной литературе), подготовку к практическим и семинарским занятиям, выполнение домашнего задания, самостоятельную подготовку к текущему контролю по каждому модулю, рубежному тестированию после освоения модуля, зачету. В самостоятельную работу входит подготовка рефератов, презентаций и доклада по ним.
Тематическая направленность рефератов по дисциплине «Основы валеологии» представлена в таблице 6.
Таблица 6. Тематика реферативной работы.
Модуль | Тематика самостоятельной реферативной работы |
Модуль 1 | 1. Добровольные организации по борьбе с распространением вредных привычек. Анализ зарубежного опыта. Волонтерство в России. 2. Пищевая зависимость и меры ее профилактики. 3. Анализ особенностей питания спортсменов. 4. Влияние анаболических стероидов на здоровье. Мифы и реальность. 5. Проблема рационального питания студентов. 6. Анализ факторов здоровья населения Российской Федерации. 7. Особенности формирования здорового образа жизни в России. 8. Лечебная роль питания при различных заболеваниях. ( на примере конкретного заболевания). 9. Современные технологии в скриннинговой оценке функциональных возможностей человека. (на примере оценки одной из функциональных систем человека) 10. Роль образовательных программ в формировании здорового образа жизни человека. 11. Исторический обзор предпосылок развития валеологии. 12. Обзор методов оценки соматического здоровья человека в России.. 13. Проблемы охраны здоровья студентов в России. 14. Применение водолечения в современных условиях. 15. Влияние анаболических стероидов на организм человека. 16. Извращенный аппетит и его влияние на здоровье человека 17. Вредные привычки, лимитирующие здоровый сон. 18. Влияние физической культуры и спорта на здоровье человека и профилактику вредных привычек. 19. Влияние экономического неблагополучия государства на показатели соматического здоровья населения. 20. Медико-социальные и правовые аспекты стерилизации. 21. Причины и медико-социальные последствия мужского и женского бесплодия. 22. Аллергические и аутоаллергенные заболевания человека, их влияние на образ и продолжительность жизни. 23. Влияние стресса на организм человека. 24. Посттравматические стрессовые состояния. 25. Медико-социальные и психологические последствия хронического стрессового состояния. 26. Особенности здоровья населения на урбанизированных территориях. |
Модуль 2 | 27. Виды аутопатий и анализ зарубежного опыта борьбы с ними. (на примере конкретного вида аутопатии). 28. Игорная зависимость (азартные игры). 29. Компьютерная зависимость (интернет, компьютерные игры, виртуальное общение). 30. Позиция государства и общества в вопросе профилактики вредных привычек. 31. Психология курения. 32. Влияние курения на организм человека. 33. Профилактические мероприятия по борьбе с курением у детей и взрослых. 34. История алкоголизма в России. 35. Влияние алкоголизма на организм человека. 36. Алкоголизм и потомство. Алкоголизма и семья. 37. Профилактика алкоголизма. 38. Виды наркозависимости. 39. Влияние наркотиков на здоровье человека. 40. Наркомания и потомство. 41. Меры профилактики нарко- и токсикозависимости. Опыт России и других стран. 42. Наркомания и СПИД: факторы риска. 43. Социальные программы, препятствующие распространению и возникновению вредных привычек (волонтерство). 44. Виды конституций человека и их влияние на формирование индивидуального здоровья. 45. Влияние экономического неблагополучия государства на показатели психического здоровья населения. 46. Психологические особенности зависимой личности. 47. Аддикция к разрушению. 48. Психология саморазрушающего поведения. 49. Психология зависимых отношений. 50. Любовная аддикция. 51. Сексуальная агрессия и аутоагрессия. 52. Личностные проблемы при клептомании. 53. Игромания и ее психотерипия. 54. Сверхценные увлечения: аддикция к власти, к деньгам, фанатизм, трудоголизм. 55. Синдром профессионального выгорания и его профилактика. 56. Психология формирования привычки. 57. Современные системы психического оздоровления. |
После вводных лекций, в которых обозначается содержание дисциплины, ее проблематика и практическая значимость, студентам выдаются возможные темы рефератов в рамках проблемного поля дисциплины, из которых студенты выбирают тему своего реферата, при этом студентом может быть предложена и своя тематика. Презентация реферата (в Power Point) и обсуждение по нему доклада происходит в диалоговом режиме между студентами, студентами и преподавателем. Такая интерактивная технология обучения способствует развитию у студентов информационной коммуникативности, рефлексии критического мышления, самопрезентации, умений вести дискуссию, отстаивать свою позицию и аргументировать ее, анализировать и синтезировать изучаемый материал, акцентировано представлять его аудитории. Доклады по презентациям студенческих работ проводятся в рамках обучающихся практикумов, студенческих вузовских и кафедральных конференций и других возможных видов научно-учебной работы, реализуемых в вузе. Качество реферата (его структура, полнота, новизна, количество используемых источников, самостоятельность при его написании, степень оригинальности и инновационности предложенных решений, обобщений и выводов), а также уровень доклада (акцентированость, последовательность, убедительность, использование специальной терминологии) учитываются в системе балльно-рейтингового контроля и итоговой экзаменационной оценке по дисциплине. Трудоемкость самостоятельной работы представлена в таблице 7
Таблица 7. Учебно-образовательные модули дисциплины и самостоятельная работа