Психологическая подготовка реабилитанта к освоению приемов ориентировки в пространстве

Одним из важнейших элементов обучения пространственной ориентировке является психологическая подготовка реабилитанта к самостоятельному передвижению.

Среди социальных факторов компенсации последствий нару­шений зрения тифлопсихологи важную роль отводят общению, т.к. от характера межличностных отношений зависит психологическое со­стояние человека. Дефекты зрения могут быть причиной возникнове­ния условий, препятствующих проявлению активности, установлению дружеских и деловых отношений с окружающими, что особенно ска­зывается при ориентировке в пространстве.

В социально-психологическом плане важнейшими качествами являются способность устанавливать социальные контакты, адек­ватно воспринимать и понимать партнеров по общению. Трудности включения слепых и слабовидящих в активную жизнь общества свя­заны с тем, что нарушение зрения сужает контакты человека, часто приводит к его выпадению из системы общения и тому, что он ста­новится объектом жалости окружающих. Вследствие этого многие инвалиды ведут себя пассивно, неуверенно, замкнуто. Они стесня­ются трости, не могут заставить себя обратиться к прохожим и т.п. Особенно это относится к людям, потерявшим зрение в работоспо­собном возрасте. Поэтому на занятиях по пространственной ориен­тировке необходимо проводить с реабилитантами психологическую работу, направленную на формирование у них правильного отно­шения к своему дефекту, то есть понимание того, что необходимо научиться достойно жить (обслуживать себя, работать, отдыхать и т.д.) в условиях инвалидности. Большое значение на желание сле­пого (особенно ослепшего в молодом возрасте) оказывают семья, родные и близкие.

При чрезмерной заботе слепой воспринимается членами се­мьи как беспомощное существо, которое нуждается в опеке и защи­те. При этом у многих близких может возникнуть чувство вины перед ним, которую они постоянной заботой стараются искупить. Условия гиперопеки ставят инвалида в зависимость от опекающих его лю­дей. Подобная семейная обстановка тормозит образование инициа­тивы, эмоциональной сопротивляемости разным жизненным пре­пятствиям, что, безусловно, обнаруживается на занятиях по ориен­тировке в пространстве и затрудняет обучение.

Иногда близкие люди своей чрезмерной опекой подавляют всякую инициативу слепого. Ему уделяется внимание, но его право на самостоятельное передвижение в пространстве, принятие реше­ний не признаётся, его интересы и желания не учитываются. В такой семье инвалиду трудно стать самостоятельным, его окружение де­лает его либо подавленным и мало инициативным, либо вынуждает вступать на путь непрерывного хронического конфликта. Такая си­туация очень затрудняет процесс обучения реабилитанта простран­ственной ориентировке.

Общее эмоциональное отчуждение членов семьи незрячего человека возникает, если близкие инвалида стесняются его дефек­та. Инвалид в такой семье замыкается, а близкие люди и не стре­мятся его понять. Такой тип общения создаёт и обостряет у челове­ка со зрительной патологией чувство своей неполноценности и не­нужности. В тех случаях, когда зрячие члены семьи свое господ­ствующее положение подкрепляют еще и материальными ценно­стями инвалид постепенно утрачивает представление о цене ве­щей, а близкие, в свою очередь, бывают удивлены его неблагодар­ностью. Всё это усугубляет атмосферу взаимного непонимания и отчуждения.

Встречаются случаи, когда близкие инвалида никак не могут смириться с его дефектом. Все свои усилия они направляют только на улучшение его зрения и совершенно не принимают во внимание тот факт, что, во всяком случае, в настоящее время, он нуждается в специальном обучении навыкам ориентировки в пространстве, так как без соответствующих навыков невозможна реабилитация и тем более интеграция в открытое общество. Всякое оттягивание обуче­ния еще более усугубляет его психологическое состояние, усиливая комплекс неполноценности.

Одним из главных условий, цементирующих взаимоотношения в семье, является душевное тепло, связывающее её членов. Мо­ральная поддержка в семье повышает эффективность процесса обучения инвалида пространственной ориентировки. Этот процесс требует от реабилитанта больших усилий, упорства, терпения. При поддержке семьи обучение непременно даст положительные ре­зультаты.

Таким образом, реабилитологу надо работать не только с реа-билитантом, но и с его семьей. Эта работа заключается в предос­тавлении зрячим членам семьи информации о влиянии внутрисе­мейного климата на психологическое состояние реабилитанта, ко­торое имеет очень большое значение при овладении навыками ориентировки в пространстве и мобильности.

-

При ориентировке в пространстве людям с нарушением зре­ния гораздо чаще приходится обращаться за помощью, как к знако­мым, так и незнакомым людям. От манеры общения во многом за­висит успех, как ориентировки, так и адаптации. Как было показано выше, многие выпускники школ для детей с нарушением зрения не подготовлены к общению со зрячими и испытывают определенные трудности. Например, они не видят своего собеседника, поэтому не всегда понимают, желают ли с ними говорить. Не видя выражения лица собеседника, его жестов, позы, они (особенно слепые) стесня­ются протянуть первыми руку, так как боятся того, что она повиснет в воздухе без ответного рукопожатия.

Реабилитантам необходимо знать, что не только у них возни­кают сложности при общении с зрячими. Нормально видящие также часто испытывают дискомфорт в общении со слепыми и слабови­дящими и без злого умысла допускают бестактность по отношению к ним Происходит это потому, что многие не понимают ни трудно­стей, ни возможностей инвалидов по зрению. Исследование, прове­денное В.П. Гудонисом, показало, что больше половины из числа опрошенных (52,52%) вообще никогда не общались с незрячими людьми, а 34,78% - общались только случайно. Вообще многие лю­ди имеют представления о слепых только по художественной лите­ратуре и произведениям искусства. Подобные факты следует обсу­ждать с реабилитантами, чтобы психологически они были готовы столкнуться с трудностями и преодолеть их

Полезно познакомить реабилитантов с биографиями незрячих, достигших успехов в жизни, благодаря своей активности и хорошей мобильности. Реабилитантов надо сориентировать на самостоя­тельное внимательное, прочтение и анализ книг, в которых описы­ваются приемы ориентировки незрячих (особенно ценны рассказы самих инвалидов), а также стимулировать их к обмену личным опы­том ориентировки в пространстве, адаптации в коллективах зрячих.

В списке рекомендуемой к пособию литературы звездочкой (*) отмечены книги, которые целесообразно рекомендовать реабили-тантам для самостоятельного чтения. Эти книги имеются в библио­теках для слепых в плоскопечатном варианте, в рельефно-точечном, а также в записи на магнитных носителях. Важно то, что в прелагаемой литературе своим опытом ориентировки делятся люди различных профессий, проживающие в разных регионах страны. Это рабочие, журналисты, психологи, учителя, музыканты, массажи­сты и другие.

Знания о жизненном пути В.Я. Ерошенко, П.Л. Рогова, В.А. Гле-бова, Г.Р. Газенко и других незрячих обогатят представления реаби­литантов о возможностях инвалидов по зрению и способах достиже­ния ими высоких целей.

Реабилитологу надо привести некоторые сведения о людях с нарушением зрения и постараться пробудить у реабилитантов же­лание самостоятельно постигать их опыт адаптации, а затем ото­слать их непосредственно к литературе. В качестве примера и в по­мощь реабилитологам приведем биографические сведения о неко­торых из названных выше людях.

Выдающийся и всемирно известный незрячий Василий Яков­левич Ерошенко родился 31 декабря 1889 года, а умер 23 декабря 1952 года. В.Я. Ерошенко потерял зрение от тяжелой болезни, когда ему было 4 года. Не смирившись со слепотой, он самостоятельно еще в детские годы стал упражняться в ориентировании, развивая в себе точность, уверенность, смелость. Он многого достиг в жизни именно благодаря великолепной ориентировке в пространстве и своей мобильности. Будучи абсолютно слепым, он настолько хоро­шо мог сориентироваться в малознакомом месте, что поражал этим окружающих. Он много путешествовал по России, СССР и другим странам без сопровождающих. В его биографии есть случаи, когда он вывел при пожаре из опасной зоны не только слепых, но и зря­чих. Кроме того, В.Я. Ерошенко свободно говорил и читал на анг­лийском, немецком, французском, латинском, японском, китайском, тайском, эсперанто, туркменском, узбекском, украинском, русском и других языках; играл на скрипке, фортепьяно, флейте, балалайке и гитаре; любил шахматы, плавание, гимнастику; писал произведения на русском, японском и китайском языках. Японцы считают В.Я. Ерошенко классиком своей национальной литературы.

Виктор Александрович Глебов (1930-1988) родился к семье рабочего. Детская шалость привела его к несчастному случаю и по­тере зрения в шестилетнем возрасте. В 1951 году В.А. Глебов окон­чил школу с золотой медалью, а в 1956 году - с отличием филологи­ческий факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

За 35 лет журналисткой деятельности В.А. Глебов опублико­вал около 400 очерков, рассказов, репортажей фельетонов, зарисо­вок, затрагивающих самые разные стороны жизни, проблемы и ин­тересы незрячих людей. В частности, он является составителем сборника статей из личного опыта ориентировки в пространстве не­зрячих. В этом сборнике он и сам делится своим интересным и бо­гатым опытом самостоятельной ориентировки в пространстве. По его убеждению, полноценность жизнедеятельности незрячего за­ключается не только в общей образованности, но и в умении само­стоятельно ориентироваться как в знакомом, так и в незнакомом пространстве; в обязательном знании рельефно-точечной системы Брайля, в непрерывном и всестороннем обогащении духовного мира.

В.А. Глебов увлекался токарным делом, вытачивал очень удобные для письма по Брайлю грифели, дарил их. Он любил театр и музыку. Обладая приятным голосом, в кругу друзей он задушевно пел русские песни и романсы, аккомпанировал себе на гитаре. В свободное время любил кататься на тандеме.

В.А. Глебов как-то сказал: «Если говорить о цели моей работы, а равно и о смысле жизни, то все, что я делал и делаю, сводится к одному: помочь людям, лишенным зрения, познать мир, который находиться за пределом вытянутой руки, увидеть, какой он разно-образный и прекрасный».

Слепоглухой Газенко Георгий Викторович (1942-1988) с детских лет обладал уникальной способностью воспринимать информацию с голосовых связок матери, слегка прикасаясь пальцами к ее горлу. Он родился глухим и одновременно слабовидящим. Зрение постепенно падало, и он не мог использовать его для чтения. Мать и бабушка, не оставляя своей работы, помогли ему окончить среднюю школу для глухих детей, а затем вечернее отделение Московского историко-архивного института. Работал Г. В. Газенко научным сотрудником Института государства и права Академии наук СССР. Занимался итальянской политологией, изучал ее развитие, современное состоя­ние. Имел публикации. Г. В. Газенко знал пять иностранных языков: английский, французский, немецкий, испанский, хотя, как показывает жизнь, глухие от рождения с большим трудом усваивают родной язык.

Наши рекомендации