Психологическая подготовка реабилитанта к освоению приемов ориентировки в пространстве
Одним из важнейших элементов обучения пространственной ориентировке является психологическая подготовка реабилитанта к самостоятельному передвижению.
Среди социальных факторов компенсации последствий нарушений зрения тифлопсихологи важную роль отводят общению, т.к. от характера межличностных отношений зависит психологическое состояние человека. Дефекты зрения могут быть причиной возникновения условий, препятствующих проявлению активности, установлению дружеских и деловых отношений с окружающими, что особенно сказывается при ориентировке в пространстве.
В социально-психологическом плане важнейшими качествами являются способность устанавливать социальные контакты, адекватно воспринимать и понимать партнеров по общению. Трудности включения слепых и слабовидящих в активную жизнь общества связаны с тем, что нарушение зрения сужает контакты человека, часто приводит к его выпадению из системы общения и тому, что он становится объектом жалости окружающих. Вследствие этого многие инвалиды ведут себя пассивно, неуверенно, замкнуто. Они стесняются трости, не могут заставить себя обратиться к прохожим и т.п. Особенно это относится к людям, потерявшим зрение в работоспособном возрасте. Поэтому на занятиях по пространственной ориентировке необходимо проводить с реабилитантами психологическую работу, направленную на формирование у них правильного отношения к своему дефекту, то есть понимание того, что необходимо научиться достойно жить (обслуживать себя, работать, отдыхать и т.д.) в условиях инвалидности. Большое значение на желание слепого (особенно ослепшего в молодом возрасте) оказывают семья, родные и близкие.
При чрезмерной заботе слепой воспринимается членами семьи как беспомощное существо, которое нуждается в опеке и защите. При этом у многих близких может возникнуть чувство вины перед ним, которую они постоянной заботой стараются искупить. Условия гиперопеки ставят инвалида в зависимость от опекающих его людей. Подобная семейная обстановка тормозит образование инициативы, эмоциональной сопротивляемости разным жизненным препятствиям, что, безусловно, обнаруживается на занятиях по ориентировке в пространстве и затрудняет обучение.
Иногда близкие люди своей чрезмерной опекой подавляют всякую инициативу слепого. Ему уделяется внимание, но его право на самостоятельное передвижение в пространстве, принятие решений не признаётся, его интересы и желания не учитываются. В такой семье инвалиду трудно стать самостоятельным, его окружение делает его либо подавленным и мало инициативным, либо вынуждает вступать на путь непрерывного хронического конфликта. Такая ситуация очень затрудняет процесс обучения реабилитанта пространственной ориентировке.
Общее эмоциональное отчуждение членов семьи незрячего человека возникает, если близкие инвалида стесняются его дефекта. Инвалид в такой семье замыкается, а близкие люди и не стремятся его понять. Такой тип общения создаёт и обостряет у человека со зрительной патологией чувство своей неполноценности и ненужности. В тех случаях, когда зрячие члены семьи свое господствующее положение подкрепляют еще и материальными ценностями инвалид постепенно утрачивает представление о цене вещей, а близкие, в свою очередь, бывают удивлены его неблагодарностью. Всё это усугубляет атмосферу взаимного непонимания и отчуждения.
Встречаются случаи, когда близкие инвалида никак не могут смириться с его дефектом. Все свои усилия они направляют только на улучшение его зрения и совершенно не принимают во внимание тот факт, что, во всяком случае, в настоящее время, он нуждается в специальном обучении навыкам ориентировки в пространстве, так как без соответствующих навыков невозможна реабилитация и тем более интеграция в открытое общество. Всякое оттягивание обучения еще более усугубляет его психологическое состояние, усиливая комплекс неполноценности.
Одним из главных условий, цементирующих взаимоотношения в семье, является душевное тепло, связывающее её членов. Моральная поддержка в семье повышает эффективность процесса обучения инвалида пространственной ориентировки. Этот процесс требует от реабилитанта больших усилий, упорства, терпения. При поддержке семьи обучение непременно даст положительные результаты.
Таким образом, реабилитологу надо работать не только с реа-билитантом, но и с его семьей. Эта работа заключается в предоставлении зрячим членам семьи информации о влиянии внутрисемейного климата на психологическое состояние реабилитанта, которое имеет очень большое значение при овладении навыками ориентировки в пространстве и мобильности.
-
При ориентировке в пространстве людям с нарушением зрения гораздо чаще приходится обращаться за помощью, как к знакомым, так и незнакомым людям. От манеры общения во многом зависит успех, как ориентировки, так и адаптации. Как было показано выше, многие выпускники школ для детей с нарушением зрения не подготовлены к общению со зрячими и испытывают определенные трудности. Например, они не видят своего собеседника, поэтому не всегда понимают, желают ли с ними говорить. Не видя выражения лица собеседника, его жестов, позы, они (особенно слепые) стесняются протянуть первыми руку, так как боятся того, что она повиснет в воздухе без ответного рукопожатия.
Реабилитантам необходимо знать, что не только у них возникают сложности при общении с зрячими. Нормально видящие также часто испытывают дискомфорт в общении со слепыми и слабовидящими и без злого умысла допускают бестактность по отношению к ним Происходит это потому, что многие не понимают ни трудностей, ни возможностей инвалидов по зрению. Исследование, проведенное В.П. Гудонисом, показало, что больше половины из числа опрошенных (52,52%) вообще никогда не общались с незрячими людьми, а 34,78% - общались только случайно. Вообще многие люди имеют представления о слепых только по художественной литературе и произведениям искусства. Подобные факты следует обсуждать с реабилитантами, чтобы психологически они были готовы столкнуться с трудностями и преодолеть их
Полезно познакомить реабилитантов с биографиями незрячих, достигших успехов в жизни, благодаря своей активности и хорошей мобильности. Реабилитантов надо сориентировать на самостоятельное внимательное, прочтение и анализ книг, в которых описываются приемы ориентировки незрячих (особенно ценны рассказы самих инвалидов), а также стимулировать их к обмену личным опытом ориентировки в пространстве, адаптации в коллективах зрячих.
В списке рекомендуемой к пособию литературы звездочкой (*) отмечены книги, которые целесообразно рекомендовать реабили-тантам для самостоятельного чтения. Эти книги имеются в библиотеках для слепых в плоскопечатном варианте, в рельефно-точечном, а также в записи на магнитных носителях. Важно то, что в прелагаемой литературе своим опытом ориентировки делятся люди различных профессий, проживающие в разных регионах страны. Это рабочие, журналисты, психологи, учителя, музыканты, массажисты и другие.
Знания о жизненном пути В.Я. Ерошенко, П.Л. Рогова, В.А. Гле-бова, Г.Р. Газенко и других незрячих обогатят представления реабилитантов о возможностях инвалидов по зрению и способах достижения ими высоких целей.
Реабилитологу надо привести некоторые сведения о людях с нарушением зрения и постараться пробудить у реабилитантов желание самостоятельно постигать их опыт адаптации, а затем отослать их непосредственно к литературе. В качестве примера и в помощь реабилитологам приведем биографические сведения о некоторых из названных выше людях.
Выдающийся и всемирно известный незрячий Василий Яковлевич Ерошенко родился 31 декабря 1889 года, а умер 23 декабря 1952 года. В.Я. Ерошенко потерял зрение от тяжелой болезни, когда ему было 4 года. Не смирившись со слепотой, он самостоятельно еще в детские годы стал упражняться в ориентировании, развивая в себе точность, уверенность, смелость. Он многого достиг в жизни именно благодаря великолепной ориентировке в пространстве и своей мобильности. Будучи абсолютно слепым, он настолько хорошо мог сориентироваться в малознакомом месте, что поражал этим окружающих. Он много путешествовал по России, СССР и другим странам без сопровождающих. В его биографии есть случаи, когда он вывел при пожаре из опасной зоны не только слепых, но и зрячих. Кроме того, В.Я. Ерошенко свободно говорил и читал на английском, немецком, французском, латинском, японском, китайском, тайском, эсперанто, туркменском, узбекском, украинском, русском и других языках; играл на скрипке, фортепьяно, флейте, балалайке и гитаре; любил шахматы, плавание, гимнастику; писал произведения на русском, японском и китайском языках. Японцы считают В.Я. Ерошенко классиком своей национальной литературы.
Виктор Александрович Глебов (1930-1988) родился к семье рабочего. Детская шалость привела его к несчастному случаю и потере зрения в шестилетнем возрасте. В 1951 году В.А. Глебов окончил школу с золотой медалью, а в 1956 году - с отличием филологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
За 35 лет журналисткой деятельности В.А. Глебов опубликовал около 400 очерков, рассказов, репортажей фельетонов, зарисовок, затрагивающих самые разные стороны жизни, проблемы и интересы незрячих людей. В частности, он является составителем сборника статей из личного опыта ориентировки в пространстве незрячих. В этом сборнике он и сам делится своим интересным и богатым опытом самостоятельной ориентировки в пространстве. По его убеждению, полноценность жизнедеятельности незрячего заключается не только в общей образованности, но и в умении самостоятельно ориентироваться как в знакомом, так и в незнакомом пространстве; в обязательном знании рельефно-точечной системы Брайля, в непрерывном и всестороннем обогащении духовного мира.
В.А. Глебов увлекался токарным делом, вытачивал очень удобные для письма по Брайлю грифели, дарил их. Он любил театр и музыку. Обладая приятным голосом, в кругу друзей он задушевно пел русские песни и романсы, аккомпанировал себе на гитаре. В свободное время любил кататься на тандеме.
В.А. Глебов как-то сказал: «Если говорить о цели моей работы, а равно и о смысле жизни, то все, что я делал и делаю, сводится к одному: помочь людям, лишенным зрения, познать мир, который находиться за пределом вытянутой руки, увидеть, какой он разно-образный и прекрасный».
Слепоглухой Газенко Георгий Викторович (1942-1988) с детских лет обладал уникальной способностью воспринимать информацию с голосовых связок матери, слегка прикасаясь пальцами к ее горлу. Он родился глухим и одновременно слабовидящим. Зрение постепенно падало, и он не мог использовать его для чтения. Мать и бабушка, не оставляя своей работы, помогли ему окончить среднюю школу для глухих детей, а затем вечернее отделение Московского историко-архивного института. Работал Г. В. Газенко научным сотрудником Института государства и права Академии наук СССР. Занимался итальянской политологией, изучал ее развитие, современное состояние. Имел публикации. Г. В. Газенко знал пять иностранных языков: английский, французский, немецкий, испанский, хотя, как показывает жизнь, глухие от рождения с большим трудом усваивают родной язык.