Психический (ментальный) уровень

Наши мысли — это тоже волны. Но понаблюдайте за собой: всегда ли ваши мыслительные процессы текут плавно и волнообразно, или вы время от времени как будто «зависаете», застреваете на какой-то мысли, дальше которой вам никак не продвинуться? Вы гоните навязчивые мысли, а они никак не уходят? Или, напротив, вам нужно решить какую-то проблему, а мыслей нет вообще никаких и думать совершенно не хочется? Каждому знакомо состояние, когда никак не отделаться от привязавшейся мелодии или стихотворной строчки, когда навязчивые мысли об одном и том же крутятся в голове, не давая уснуть, но никак не приближая нас к решению проблемы, когда нужные мысли никак не приходят в голову, когда в ответственный момент голова становится пустой и никак не сосредоточиться, чтобы решить задачу, найти выход.

Все это говорит о нарушениях на ментальном уровне организации, о том, что волны мысли постоянно натыкаются на какие-то препятствия, вместо того чтобы течь плавно и размеренно.

Наш мозг разделен на два полушария: правое и левое. Правое полушарие отвечает за интуицию, воображение, образное мышление, за наши чувства. Левое полушарие отвечает за логику и интеллект. Современный человек, как правило, «перекошен» на интеллект, т. е. левое полушарие работает У него более активно, а правое как бы недоразвито. Это особенность современной жизни. Хотя научные исследования показали, что «левополушарных» и «правополушарных» детей рождается поровну. Но Цивилизация приводит все же к тому, что левое полушарие развивается активнее. Тем не менее и среди нас существуют «правополушарные» люди — люди с развитым образным мышлением. Это, как правило, творческие люди, люди искусства. Конечно, у человека не может работать только одно полушарие — работают всегда два, хотя значительный перекос в ту или иную сторону встречается очень часто.

Перекос этот говорит о том, что чувства и мысли у человека не согласованы, существуют как бы по отдельности, есть определенный разрыв между логикой и чувством, а потому человек не может быть достаточно адекватным в жизни. Либо чувства захлестывают, парализуя разум, либо перекос в сторону логики делает человека механистичным, «неживым».

Что делать? Ответ только один: развивать оба полушария.

Каждый человек может определить, какое полушарие мозга у него ведущее. Для этого надо выполнить простой тест. Соедините ладони рук «в замок», перекрестив и сцепив пальцы. Теперь посмотрите на свои большие пальцы. Они тоже скрещены, один оказался поверх другого. Большой палец какой руки у вас сверху — левой или правой? Если сверху большой палец правой руки, то ведущим у вас является левое полушарие мозга. Если сверху большой палец левой руки, то ведущее правое полушарие. Такая обратная зависимость связана с тем, что на уровне седьмого шейного позвонка происходит некий «перекрест» нервной системы, и в итоге за деятельность правой стороны тела отвечает левое полушарие, а за деятельность левой стороны — правое полушарие.

Этот тест свидетельствует о том, что даже особенности деятельности нашего головного мозга, которые, казалось бы, скрыты от посторонних глаз, явственно проявляются в наших движениях, жестах, в динамике нашего тела. По таким вот простым жестам, по тому, какой палец оказывается сверху при скрещивании ладоней, со стороны можно узнать о человеке достаточно много — логика у него преобладает или интуиция, интеллект или воображение.

Если существует такая прямая зависимость между деятельностью мозга и внешними телесными проявлениями, то, работая с телом, мы можем регулировать и совершенствовать и деятельность мозга. Существуют упражнения, позволяющие достичь гармонии правого и левого полушария.

Благодаря тому, что наше мышление отражается в работе нашего тела, мы можем по внешним проявлениям судить и о том, какие нарушения ментального уровня присутствуют у человека.

Посмотрите внимательно на человека, стиль мышления которого вы хотите определить. Понаблюдайте, есть ли у него склонность к автоматическим движениям и жестам, которые он совершает как бы помимо своей воли. К такого рода движениям относятся, например, привычки постоянно поправлять волосы, теребить мочку уха, постукивать пальцами и т. д. Если у человека есть такого рода навязчивые автоматические движения, значит, у него есть склонность к навязчивым мыслям, значит, отсутствует чистота и ясность мышления. Не свойственны ли человеку неконтролируемые движения, когда при ходьбе или даже при разговоре его руки и ноги производят много лишних, нецелесообразных движений, которые совершаются опять же как бы сами по себе, без участия человека? Не преобладают ли у человека некие постоянные осуждающие жесты, не размахивает ли он резко руками при разговоре, словно угрожает вам? Это говорит о том, что в мышлении существуют навязчивые стереотипы и человек мыслит неадекватно реальным обстоятельствам, а в соответствии с выработавшимся стереотипом всегда и ко всем относится осуждающе. Все это также говорит о нарушениях работы ментального уровня организации.

Проверьте на себе: стоит только сознательно подойти к такого рода навязчивым движениям и заменить их на другие движения, жесты и позы, как произойдет заметное изменение в мышлении. Изменив вешние проявления, которыми сопровождаются навязчивые мысли, вы сможете избавиться и от самих этих навязчивых мыслей! Во время выполнения упражнений системы целостного движения отступают навязчивые мысли, происходит гармонизация процесса мышления, вы начинаете мыслить ясно, четко и эффективно. Восстанавливается гармония мыслей и чувств, возвращается единство и целостность всего человеческого существа, налаживается полноценная работа и нормальное взаимодействие правого и левого полушарий головного мозга.

Практическое занятие

Для гармонизации ментального уровня применяем следующие упражнения: «Восьмерка со спиралеобразной симметричной траекторией работ рук в противофазе», работа руками, когда правая рука вращается вперед, а левая назад — одновременно. Очень полезно сделать упражнение «Паутинка» (рис. 17) или перебирание между пальцами маленькой палочки или карандаша, стараясь задействовать в работу все пальцы и крутить ее как в правую, так и в левую сторону (рис. 18).

психический (ментальный) уровень - student2.ru

психический (ментальный) уровень - student2.ru

Наши рекомендации