Третий уровень - индивидуальио-ментальный

Фаза 11(11° Овна). Правитель нации.

Ключ: власть, возникающая из формальной интеграции коллектив­ного желания порядка.

На этой стадии Циклического процесса символ относится к появле­нию личного эго как центрального проявления типа "порядка", кото­рый стремится управлять эмоциональными и инстинктивными импуль­сами личности, превосходя их". В действительности, правитель на этом социально-политическом и ментальном уровне развития оказывается сам управляемым коллективным давлением. Тем не менее, уже возник­ло желание более сальной интеграции. Оно уже не биологически-импульсивно (фаза 1) или эмоционально-лично (фаза 6), но социально-кол­лективно и институционально. На этом уровне это - законы и ограничи­вающая власть полицейской силы - доминирующие черты. Психологи­чески говоря, это означает, что интегративный принцип - это ограниче­ние, более или менее глубокое понимание "Я есьм". Это проявляется как личное эго, напрягающее свою волю, чтобы контролировать и управ­лять реакциями биопсихологического организма.

Эта первая стадия третьей пятеричной последовательности указыва­ет на централизацию власти на уровне ригидно-структурированного со­знания.

Фаза 12 (12° Овна). Образующая треугольник летящая стая диких гусей.

Ключ: идеалистическое доверие к ментальному образу универсаль­ного порядка.

Дикие гуси - мистическая птица, "Хамса", индуистской традиции. Это слово, появляющееся в разных традициях и культурах Ханза (основа­тель оккультного Братства в Ливане в эру крестоносцев), всегда имело по крайней мере унтертон интеграции на экспансионистском уровне, ду­ховном или экономическом. Индийская "хамса" - символ человеческой трансцендентной души. Предыдущие интеграции этого символа не учи­тывали, что стая гусей не только образует примечательную геометри­ческую форму, но полет их связан с определенным временем года, т.е. приурочен к планетарному ритму. Таким образом, он символизирует космический порядок в противоположность социально-экономическому порядку, как он представлен правителем нации. Этот космический поря­док виден на фоне чистого неба; это "небесный" тип порядка, хотя он и проявляется рожденными на земле птицами благодаря их способности сохранять структуру во время полета. Символ, следовательно, относит­ся к сознанию Души, визуализируемому ориентированным на небесное умом. Это сознание Души может быть названо трансцендентным, потому что оно еще не "воплотилось".

В этом втором символе третьей пятеричной последовательности сле­дует обратить внимание на контраст с предыдущим символом; таким об­разом обнаруживается фундаментальный дуализм сознания. Мы видим возникновение потенциального конфликта между космическим и соци­альным принципами порядка. Принцип космического порядка является другим полюсом слишком человеческой привязанности к социальным представлениям о законе и порядке.

Фаза 13 (13° Овна). Невзорвавшаяся бомба обнаруживает неудав­шийся социальный протест.

Ключ: незрелая оценка возможностей внезапного изменения сло­жившегося положения (статус кво).

Символ изображает результат частной попытки разрешить кон­фликт между двумя представлениями ощущениями порядка. Насиль­ственное разрушение не удается, потому что сила эго на этой стадий процесса индивидуализации слишком велика. Государство пресекает попытки народной революции, поскольку эти преждевременные выраже­ния сознания не свободно, а лишь "дико" необузданно реагируют на притеснения центральной управляющей власти. Это символ незрелого отказа подчиняться, во имя слишком идеалистического стремления к гармонии и миру.

Эта третья стадия третьей пятеричной последовательности - нега­тивная попытка примирить духовный идеал и слишком земную реаль­ность, отрицая значимость последней; юношеская фрустрация.

Фаза 14 (14° Овна). Змея, обвивающаяся вокруг мужчины и женщи­ны.

Ключ: отождествление в биполярном соотношении с неличным ритмом природной энергии.

Символ 4 фазы изображал мужчину и женщину, любящих друг дру­га, на уединенной прогулке. На нынешнем, более ментальном уровне опыта и сознания, появляется третий фактор - змея, кольца которой представляют спиральный процесс эволюции, - не просто "секс", как было бы у мастера катартических символов Фрейда. Мы можем понять этот "треугольный образ, - мужчина, женщина и змея, - если соотнесем его с предыдущим, с невзорвавшейся бомбой, брошенной анархистом. Стремление взорвать структуру, которая стала в уме борца символом Истеблишмента правящей элиты, это обычно протест отторгнутого (и часто незрелого) ума, который отрицает соотнесенность, поскольку в отношениях он занимает подчиненное положение. В этом символе змея символизирует принятие отношения двумя поляризованными челове­ческими существами.

Поляризация необходимо должна предшествовать совершению. Тра­гедия многих современных жизней состоит в том, что мужчины и жен­щины, ставшие предельно индивидуализированными, не могут найти действительно соответствующие им полярности. Не будучи полными и совершенными на коренном уровне человеческих эмоций и витальных сил, они проводят жизнь в поисках идеального дополнения. Этот поиск может найти выражение на различных уровнях. На мистическом уровне мы видим примеры "духовного брака", напр., Святого Франциска Ассизского и Святой Клары, или Шри Ауробиндо и Матери Миры.

История Адама и Евы (на иврите Иш и Иша, - гораздо более значи­мые имена) относится к этому принципу поляризации, хотя она и пере­вернута с ног на голову духовенством ради своих целей. Адам и Ева при­няли принцип Присутствие не Искупителя, а Индивидуализатора, кото­рый хотел заставить их родиться из лона бессознательной пассивности Природного Бога. Но результат этого опыта испугал их. Они "спрята­лись", "провалились" на великом экзамене индивидуализации, и в этом смысле архетип этой неудачи глубоко впечатался в человеческое родо­вое бессознательное, повторяется время от времени.

Современные "индивидуумы" сталкиваются с другим испытанием, но не понимают его значения. Это испытание поляризованного сознатель­ного участия в эволюционном процессе; поляризация в состоянии разло­жить отчуждение, изоляцию и эгоцентризм. В некотором смысле это содержание индийской Тантры; но сейчас часть молодежи воспринимает это поверхностно, не доходя до истинной сути. Не понимает значение вхождения в змею, т.е. развития эонического сознания и сверхличной жизни, которая была обозначена словами "Не я живу, но Христос живет во мне"; не лишне заметить, что символическое число Христа в гности­ке - 888.

На этой четвертой стадии третьей пятеричной последовательности мы сталкиваемся с образом, предлагающим трансперсональный путь "космификации" желания и сознания в принятии поляризации как раз­решения проблемы, порождаемой индивидуализацией. Это не обяза­тельно означает то, что обычно называют словом "секс" и возвеличива­ние оргазма. Скорее это ритуализация отношения.

Фаза 15 (15° Овна). Индианка, плетущая церемониальную накидку. Ключ: проецирование в повседневную жизнь понимания целостнос­ти и свершения.

Христианская традиция говорит об Иисусовой "нашитой одежде"; азиатская - о "духовном одеянии" Совершенных. Человек, достигший духовного состояния, фигурально выражаясь "облечен во Вселенную" точнее - в Млечный Путь. Великое Белое Одеяние переплетающихся звезд. Это предельный род "плетения". Можно упомянуть также тку­щую и распускающую Пенелопу, ожидающую своего нареченного. Американская женщина, в уме которой символ принимает конкретную форму, могла представить себе только индианку. Для белого человека, ищущего символ жизни в полной гармонии со Вселенной, укорененная в традиции индианка может быть притягательным ответом на внутрен­нюю пустоту городской жизни среди искусственных ценностей. Так или иначе, мы можем предполагать будущее состояние свершения (исполне­ния) в сознательной гармонии в любви, не стремящейся к обладанию.

Этот символ может подразумевать, что каждый индивидуум в качес­тве своей сознательной задачи, должен сплести себе "бессмертное те­ло", в языке гнозиса - Одеяние Славы. Это может звучать мистически, и даже слишком, но в каждом цикле, хотя бы в небольшой степени, чело­век сталкивается с возможностью завершающего акта самореализации и может, хотя бы относительно, почувствовать себя на мгновение "ок­руженным светом".

Пятая стадия третьей пятеричной последовательности заканчивает собой первую из 24 "Сцен". Мы обнаруживаем здесь, что есть возмож­ность исполнения (свершения) желания, на каком бы уровне и как бы неполно оно не переживалось.

Сцена 2: Потенция. (16°-30° Овна) Первый уровень - действие

Фаза 16 (16° Овна). Видение природных духов за работой во время заката.

Ключ: со-настройка на потенцию невидимых сил природы.

В результате личного свершения (символ заката - мудрость). Человек может быть способным установить дающий жизнь контакт с при­родными силами. Они всегда активны во время роста, но индивидуали­зированный ум человека обычно слишком концентрирован на выполне­нии сознательно поставленных целей, чтобы быть способным конкрет­но ощутить присутствие невидимых ("оккультных") сил и их действие. Эти силы составляют особый мир любой планетарной жизни. Они при­сутствуют в "биосфере" любой планеты. Это неиндивидуализированные и несвободные энергии, образующие субстрат всех жизненных процес­сов - в том числе и процесса интеграции на уровне планеты как целого, как организма, со своими автоматическими системами роста, поддержа­ния и органического размножения. В планетарном организме эти при­родные силы действуют как руководящие и обеспечивающие равнове­сие и гармонию факторы - что-то вроде эндокринной системы человека, за которой лежит более "оккультная" сеть энергий чакр, соотноситель­ных пране- солнечной энергии. Когда эта энергия становится менее до­минирующей (это символизируется закатом солнца), или когда тело ос­лабляется болезнью постом, или сенсорным голодом, символизирую­щую характер их деятельности. Эти формы отличаются в представлени­ях различных культур, но сохраняют некоторые общие основные харак­теристики.

Этот символ может рассматриваться как призыв к открытию ума возможности принять холистическим и нерациональным, интуитивным образом. Первая стадия четвертой пятеричной последовательности со­держит призыв к обновлению потенциальности: это может означать также призыв "быть как малые дети".

Фаза 17 (17° Овна). Две полные достоинства старые девы, сидящие в молчании.

Ключ: способность трансформировать естественный недостаток по­тенциальности в равновесие и внутреннюю ясность.

Этот символ контрастирует предыдущему. В нашей культуре "ста­рая дева" - это женщина, которая не смогла найти или принять оживля­ющую силу любви и органического свершения посредством биологичес­кой поляризации. Символ Изображает двух старых дев, подчеркивая, что отказ от естественного выражения биполярной любви порождает особого рода дуализм опыта. Две женщины молчат, потому что этот ду­ализм имеет нарциссический характер. Жизнь обратилась внутрь, видя себя в само-создающем отражении. Мы видим здесь результат негатив­ной внутренней установки по отношению к потенции. Аскет или святой также направлен внутрь, но принимает более высокую, небиологическую поляризацию": человек и бог. Как деятельность природы принуди­тельна, так и сопротивление старых дев биологическому свершению имеет принудительный характер.

Вторая стадия четвертой пятеричной последовательности, как и вся­кая вторая стадия обнаруживает контрастирующую потенциальность опыта, которая может быть также дополнением к первой стадии, Она относится к ценности достойного отступления внутрь.

Фаза 18 (18° Овна). Пустой гамак, растянутый между двумя деревья­ми.

Ключ: конструктивная смена деятельности и отдыха.

Символ соответствует способности уравновешивать внешнюю жиз­недеятельность и релаксацию. Владелец гамака деятелен, но в сознании он может удерживать образ отдыха среди возвращающей энергию при­роды. Он не придерживается крайностей "крысиных богов" бизнеса: по­тенция сохраняется, хотя крайности избегаются, находится время для восстановления сил.

Символ третьей стадии указывает на средний путь между полной вовлеченностью в инстинктивные или социальные влечения и уходом в импотентное молчание и нарциссоизм, т.е. ритмическую жизнь.

Фаза 19 (19° Овна). "Волшебный ковер" восточных сказок.

Ключ: использование творческого воображения.

Способ жизни, отказывающийся от лихорадочного социального со­ревнования и издержек производства дает возможность развить непри­вязанное и трансцендентное понимание. Статическая опора (ковер) для ног человека (символ понимания) может превратиться в средство вели­ких полетов воображения и экстра-физического восприятия. Период от­дыха от внешне направленной деятельности, привязанной к коллектив­ной "нормальности" дает творческому уму возможность рассмотрения в "снах" целостность нынешней социальной ситуации, возможность "ви­деть целое".

Четвертая стадия четвертой пятеричной последовательности создает возможность развития новой техники восприятия: внешний непривязан­ный взгляд на положения "над борьбой" на повседневную реальность.

Фаза 20 (20° Овна). Девочка кормит птиц зимой.

Ключ: преодоление кризиса благодаря состраданию.

Природный ритм времен года создает смену жизни и умирания. По­средством творческого воображения человек может "вылететь за пре­делы" цикла и обнаружить средства для того, чтобы не только избежать фатальности сезонных упадков и депривации, но и помогать другим жи­вым существам выжить во время кризиса. Многие птицы мигрируют на юг (ср. символ 12 фазы), но устанавливая связь с другими существами, неспособными избежать зимних лишений и смерти, человек может под­держать жизнь духа (символизируемую птицами) устойчивой по отно­шению ко всем кризисам, если, как девочка из символа, он широко от­крыт побуждениям любви и сострадания.

На этой пятой стадии четвертой пятеричной последовательности мы видим человеческую деятельность, мотивируемую состраданием, пре­возмогающую сезонную фазу импотенции. Жизненная потенция при­родных духов достигает высшего уровня в человеческом существе. Тема этого символа - трансмутация жизни в любовь.

Второй уровень • эмоционально-культурный

Фаза 21 (21° Овна). Боксер выходит на ринг. Ключ: высвобождение и прославление социальной агрессивности. Здесь мы видим потенцию, прославляемую как мускульная сила и

сила воли. Поскольку эта потенция действует на грубо-конкурентном уровне, она часто включает возможность поражения и изуродования. В некотором смысле символ передает в социальных терминах первичную борьбу за существование, в которой выживает наиболее приспособлен­ные, добавляя к ней жажду социальной славы и социальной силы (т.е. денег). В другом смысле ринг с двумя бойцами может быть уподоблен символу взаимодействия между Ян и Инь в Тай Чи; каждая из двух ти­пов энергии побеждает в свою очередь.

На этой первой стадии пятой пятеричной последовательности потен­ция и двойственные возможности, содержащиеся в любом высвобожде­нии силы-способности, рассматриваются на социо-культурном и эмоцио­нальном уровне. Символ обнаруживает глубоко укоренившееся в чело­веке чувство восхищения и зависти, которые вызывает превосходящая сила.

Фаза 22 (22° Овна). Ворота в сад исполнения всех желаний.

Ключ: изобилие, возможное благодаря соединению и кооперации людей.

В противоположность жестокой и грубой дороге славы и власти, символизированной борющимся за приз спортсменом, мы видим теперь символ по-новому, широко открытого и не требующего особых усилий свершения. В одиночку человеческое существо вряд ли сможет выжить в великой жизненной драме природы; в организованных группах люди могут в подходящее время исполнить свои желания. Жизнь в изобилии теоретически открыта для всех. Это по меньшей мере идеал, великий сон. Этому символу может быть дано и эротическое значение, относящиеся к женской половине человечества.

На второй стадии пятой пятеричной последовательности сознание культурного человека доминируемо целью счастья, тем более значимой, чем более скромны его желания. В современной Америке некоторые философы прославляют это чувство изобилия, возвышая его до космического оптимизма или принижая до культа успеха.

Фаза 23 (23° Овна). Беременная женщина в легкой верхней одежде. Ключ: плодородие.

Мужская агрессивность и женское желание свершения (фазы 21 и 22) интегрируются и реализуются в ожидании ребенка. Эта троичная последовательность может действовать на различные уровнях, и ее тре­тий член - ребенок - может принимать различные эмоциональные и культурные формы, но основное значение остается тем же: мужчина -воспринимающая женщина - и плод динамической активности.

Третья стадия пятой пятеричной последовательности соединяет две предшествующие в символе внутреннего свершения.

Фаза 24 (24° Овна).Занавеска открытого окна, вдуваемая внутрь ветром, принимает форму рога изобилия. Ключ: открытость втеканию духовных энергий. Принцип изобилия возводится на следующую ступень в этом весьма таинственном символе. Плодородие видится здесь действующим на бо­лее тонком и духовном уровне, нежели предыдущий физический. Ветер (пневма, дух) дует через открытое окно-ум и приносит в дом личности обетование более чем материальной потенции. Ветер дует из района большего давления в район меньшего давления, поскольку занавеска вдувается внутрь, - сознание индивидуума, представленное домом, полу-чет боле концентрированный приток духовных энергий, дающих ему возможность расширить объем своего сознания и творческого выраже­ния. Символ четвертой стадии пятеричной последовательности указыва­ет, что внутренний рост требует не только отрытого ума, но и готовнос­ти быть вместилищем духового урожая. Форма рога изобилия, принима­емая занавеской, показывает, что тонкий, прозрачный аспект ума обре­тает пластичность, дающую возможность его формирования трансперсо­нальными силами.

Фаза 25 (25° Овна). Возможность для человека приобретать опыт на двух уровнях бытия.

Ключ: открытие новых потенциальностей.

Некоторым неспецифическим образом символ дает гарантию того, что человек может успешно действовать на двух уровнях сознания, если он прошел условия, обозначенные предыдущим символом. "Будь отры­тым. Имей возможность и желание формировать свой прозрачный ум в форму, открытую духовным свершением. И ты сможешь испытать жизнь и силу на внутреннем плане, как и на внешнем". Подразумевается указание на веру. Человек может действительно испытать только то, относительно чего он глубоко верит, что может это испытать.

Последняя стадия пятой пятеричной последовательности возвещает возможность нового шага эволюции - но лишь возможность; индивиду­ум подвергается испытанию.

Наши рекомендации