Актуальные проблемы организационного поведения: лидерство, конфликты, стресс
Тезисы
Различные теории и подходы к проблеме лидерства . Лидерство как объективное поведение личности в группе и коллективе в стремлении к самоутверждению и самореализации. Характеристика личностного профиля лидера . Авторитет лидера и пути его формирования. Формальные и неформальные лидеры и их влияние на групповое поведение. Формирование лидерских качеств у современного менеджера .
Источники конфликтов в организации. Роль конфликтов в развитии организации. Типология конфликтов. Модели конфликтов. Различные стратегии поведения в конфликтной ситуации. Приемы управления конфликтом на групповом уровне. Возможные пути разрешения конфликта.
Причины, вызывающие стресс . Диагностика стресса. Стадии развития стресса. Стратегия управления стрессом .
6.1.
Проблемы лидерства
Лидерство — это одна из наиболее сложных и неоднозначно трактуемых тем в организационном поведении. Дело в том, что в практике употребления понятия «лидер» и «лидерство» даже в солидных источниках смешиваются почти все смыслы, в каких только можно употреблять эти термины.
Лидер — это и вождь масс в тоталитарно-олигархическом обществе, и высший политический чин в бюрократическо-демократическом обществе (в веберовском смысле), и менеджер, отвечающий за мотивацию и активность подчиненных, за набор, подготовку работников — за все то, что связано с деятельностью его подчиненных, и просто человек, ведущий за собой других, и передовик, и т.д.
Лидерство — естественный процесс развития межличностных отношений в первичной группе. Формальное лидерство или руководство, основанное на формальной власти и подчинении — это естественный закон построения формальной организации.
Лидерство — это способность влиять на индивидов и группы людей и вести их за собой к достижениям цели.
Лидерство в организации — процесс, связанный с деятельностью лидера — авторитетного члена коллектива (группы, организации), обладающего юридической и/или фактической властью в группе, организации. Как уже говорилось, лидеры бывают формальные — их назначают «сверху» — и неформальные — они выбираются самими людьми «снизу». В этом заключается основное различие между лидерством и руководством.
Оптимальным вариантом для организации является, как показывает практика, когда руководитель коллектива выполняет одновременно роли и формального, и неформального лидера.
Лидер в организации (группе) выполняет следующие функции:
§ постановка цели перед другими участниками совместной деятельности (в процессе взаимодействия);
§ нахождение средств для цели достижения;
§ мотивация побуждения к определенному типу поведения или модификация их поведения;
§ соорганизация — ориентирование усилий на достижение целей;
§ формирование единых способов восприятия реальности и норм организационной (групповой) культуры.
Механизмы лидерства
Механизм лидерства может быть представлен тремя формами.
В формальной группе (организации) лидерство — это нормативно определенное право на власть, обусловленное должностной позицией руководителя в жестко очерченных рамках деятельности.
В неформальной группе лидерство — фактическое признание (или непризнание) права на власть в деловой сфере со стороны подчиненных, что связано с личностными характеристиками лидера. Человек, который становится лидером, обычно является уважаемой личностью, которая:
§ вносит вклад в выполнение задач группы;
§ позволяет членам группы удовлетворять свои потребности;
§ воплощает в себе основные ценности группы (фактически лидер является олицетворением ценностей, мотивов и стремлений членов группы);
§ представляет точку зрения группы при взаимодействии с лидерами других групп;
§ сглаживает все противоречия в группе.
В социально-психологической сфере — проявление неформального группового лидерства, ориентированного не на цели организации.
Из рассмотрения ролей менеджера и лидера сформулировано знаменитое правило: «Менеджер все делает правильно, а лидер делает правильные вещи» (табл. 6.1).
Таблица 6.1